Решение по иску о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения.



Мотивированное решение изготовлено 24.10.2012 г. РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алапаевск                                                                                             23 октября 2012 г.

Алапаевский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Киприяновой Н. Ю.,

при секретаре Логиновой Н. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1055/12 по иску

Кононовой Т. А. к Администрации Махневского М О о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кононова Т. А. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Махневского М О о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения как матери умершего ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Кононова Т. А. уточнила требования, указав, что она просит восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Махневского М О включить в список граждан участников федеральной целевой программы по обеспечению жильем как члена семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истец Кононова Т. А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена. В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Кононова Т. А. на иске настаивала, считает что снята с учета ответчиком необоснованно. В обоснование заявленных требований поясняла, что ее сын являлся ликвидатором Чернобыльской аварии, ее жилое помещение непригодно для проживания, дом, где находится ее квартира ДД.ММ.ГГГГ постройки, с печным отоплением, ванной комнаты нет, с ДД.ММ.ГГГГ в доме отключены отопление и водоснабжение, капитальный ремонт дома и мест общего пользования не проводился. Водоснабжение в квартиру она провела за свой счет.

Представитель истца Кононовой Т. А. - Витомскова С. М., действующая на основании заявления Кононовой Т. А. от ДД.ММ.ГГГГ о допуске к участию в деле представителя. На удовлетворении иска настаивает, по делу пояснила, что жилье Кононовой Т. А. не благоустроенное, в связи с возрастом и наличием заболеваний Кононовой Т. А. трудно проживать в таком жилом помещении. Для отопления жилого помещения приходится заготавливать дрова, для приготовления пищи приносить воду.

Представитель ответчика - администрации Махневского МО, Омельченко Л. Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала. В ходе судебного заседания указала, что Кононова Т. А. является собственником 1-комнатной квартиры, по нормам ЖК РФ нуждающейся в предоставлении жилья не является. По указанным основаниям Конова Т. А. была снята с учета в Администрации. Жилое помещение Кононовой Т. А. обследовано, признано пригодным для проживания. Ранее специалистом Администрации Махневского М О были попытки включить Кононову Т. А. в программу «Жилище», но после консультации с Министерством социального развития и инфраструктуры и с учетом обеспеченности жильем, Кононова Т. А. в программу включена не была. Администрация Махневского М О является ненадлежащим ответчиком по делу, так как требования истцом заявлены об участии в целевой программе, финансирование которой предусмотрено за счет Р Ф.

Представитель соответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры С О в суд не явился. Представителем Министерства Кулаковым Д. С., действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд представлен отзыв, из которого следует, что Министерство против заявленных требований возражает, выдача государственного жилищного сертификата Кононовой Т. А. может быть произведена только при условии постановки Кононовой Т. А. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и при признании ее в установленном порядке участником Подпрограммы, с учетом прав граждан равной категории, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат и принятых на учет ранее истца. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, решил рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием ее представителя и в отсутствие представителя соответчика - Министерства социального развития и инфраструктуры <адрес>.

Представитель государственного органа ТОИОГВ СО УСП МСП СО по г. Алапаевску и Алапаевскому району Шаньгина Е. Н. в суде указала, что Кононова Т. А. состоит на учете в УСП с ДД.ММ.ГГГГ как мать умершего в ДД.ММ.ГГГГ участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - ФИО1. По данному основанию при условии нуждаемости имеет право на улучшение жилищных условий. По нормам ЖК РФ Кононова Т. А. нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, так как имеет в собственности неблагоустроенную квартиру, площадью <данные изъяты> Жилое помещение Кононовой Т. А. не пригодным для проживания в установленном порядке не признано. Считает, что заявленный Кононовой Т. А. иск удовлетворению не подлежит.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика Администрации Махневского М О, представителя государственного органа, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Следует отметить, что доводы представителя ответчика Администрации Махневского М О о том, что Администрация Махневского М О является ненадлежащим ответчиком по делу не обоснованы, так как к полномочиям органов местного самоуправления отнесена обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Правительства Р Ф от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г. г. (п. 21) органы местного самоуправления проверяют документы, предоставленные гражданами для участия в подпрограмме. По п. 6 Порядка организации работы в С О с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, категории которых установлены федеральным законодательством ( п. 6) органы местного самоуправления по результатам проверки документов, представленных гражданином для участия в подпрограмме и документов учетного дела принимают решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

По настоящему делу судом установлено, что истцом Кононовой Т. А. заявлены требования о восстановлении ее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании Администрации Махневского М О включить ее в список граждан участников федеральной целевой программы по обеспечению жильем как члена семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС - ее сына ФИО1

В соответствии со ст. 13 закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ФИО1 относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, так как в ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (пункт 3 ч. 1 ст. 13).

По справкам на л. д. 25, 27 следует, что ФИО1 был направлен <данные изъяты> на специальные сборы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение <данные изъяты> в составе <данные изъяты> охраны и защиты леса выполнял работы по ликвидации последствий аварии в зоне Чернобыльской АЭС, в том числе в зоне II-<данные изъяты>, в зоне 1- <данные изъяты>.

На основании копии удостоверения серии от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 24 ФИО1 имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

По свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 23 ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ

На основании решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 26 заболевание ФИО1 (диагноз: <данные изъяты>) и причина смерти связаны с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ЧАЭС.

Согласно свидетельства о рождении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 34, судом установлено, что Кононова Т. А. является матерью ФИО1

Решением Серовского горнарсуда С О от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения Кононовой Т. А. на иждивении сына ФИО1, 1958 г. р.

На основании ст. 15 закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 указанного закона, гарантируются в том числе: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

По ч. 2 ст. 15 Закона - меры социальной поддержки в виде обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ст. 5 Закона N 1244-1 закрепляет положение о том, что финансирование меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных настоящим Законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 (в ред. от 12.07.2011 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1). Этим же нормативно-правовым актом утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее Правила).

Указанные Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданином, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. В этом же пункте и пункте 5, 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе и граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (подпункт "е" пункта 5 Правил).

Однако следует отметить, что право на обеспечение жилым помещением, в том числе и путем получения жилищного сертификата, членов семьи лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возникает только в случае их нуждаемости в жилом помещении.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма установлены в ст. 51 ЖК РФ.

Нуждающимися в жилом помещении признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

По ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением главы Администрации Махневского МО от 23.07.2009 г.№ 284, установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан Махневского М О общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( учетную норму площади), 16 кв. м.

По данным филиала «Алапаевского БТИ и Р Н» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 35, 58 договору передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ л. д. 41, 42, Кононова Т. А. является собственником квартиры <адрес>, площадью <данные изъяты>

По справкам от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на л. д. 22, 37, пояснениям истца и представителя, следует, что Кононова Т. А. в жилом помещении <адрес> зарегистрирована и проживает одна.

То есть, Кононова Т. А. имеет в собственности жилое помещение, площадью более учетной нормы и по этому основанию не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Со слов истца и ее представителя жилое помещение, в котором она проживает не пригодно для проживания по причине отсутствия благоустройства.

По п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Р Ф возможно признать гражданина нуждающимся в жилом помещении, если он проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований.

В силу ч. ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от N "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации, признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией. Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частного жилого помещения непригодным для проживания и делегировать данные полномочия межведомственной комиссии.

По п. п. 12, 33 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

По информации филиала «Алапаевского БТИ и Р Н» от ДД.ММ.ГГГГ год постройки дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в доме имеется водопровод, выгребная канализация, центральное водяное отопление, степень износа составляет 40 %.

Межведомственной комиссией для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу на территории Махневского М О, назначенной постановлением главы администрации Махневского М О от ДД.ММ.ГГГГ было обследовано жилое помещение истца.

На основании акта обследования спорного жилого помещения межведомственной комиссией и заключения от ДД.ММ.ГГГГ жилому помещению требуется ремонт крыш; при обследовании установлено: фундамент дома ленточный, состояние его нормальное; стены дома из шлакоболока, состояние нормальное; кровля из а/ц листов, местами разрушена, имеются протечки; крыша деревянная - обнаружено поражение древесины гнилью в отдельных местах; двери металлические -состояние рабочее; оконные блоки пластиковые - состояние рабочее; печь с мелкими трещинами в штукатурке; полы дощатые- состояние рабочее, перегородки кирпичные с мелкими трещинами, помещение <адрес> признано соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания.

Заключение экспертизы не противоречит вышеуказанному Положению и подтверждается представленными в суд фото от ДД.ММ.ГГГГ на 9 листах.

Каких-либо доказательств в опровержение данного заключения о непригодности жилого помещения для проживания истцом не представлено.

По поводу благоустройства, представителем ответчика в суд представлена справка Администрации Махневского М О от 08.140.2012 г. из которой следует, что в реестре объектов муниципальной собственности значится 357 квартир, из них благоустроенных 85 квартир, что составляет 23 % от общего количества, полублагоустроенных 42 квартиры - 12%, неблагоустроенных 230 квартир, что равно 65% от общего количества квартир. На территории М О пустующего жилья пригодного для проживания нет.

При таких обстоятельствах доводы истца и ее представителя о том, что жилое помещение непригодно для проживания по причине отсутствия благоустройства, суд считает необоснованными.

Из приведенных норм следует, что отсутствие в помещении каких-либо видов благоустройства не является безусловным основанием для признания его непригодным для проживания.

Сведений о наличии в жилом помещении истца вредных факторов среды обитания человека суду не представлено.

То есть по п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации истец также не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

          При таких обстоятельствах, истец по основаниям указанным в законе не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, значит, постановление главы Администрации Махневского М О от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета Кононовой Т. А. в качестве нуждающейся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения является законным и обоснованным.

Следовательно, иск Кононовой Т. А. о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кононовой Т. А. к Администрации Махневского М О о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Алапаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение также может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Свердловского областного суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу с подачей жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции при условии, что лица, имеющие право обжалования, исчерпали все установленные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, то есть ранее уже обжаловали решение в апелляционном порядке.

Председательствующий Н. Ю. Киприянова