Мотивированное решение изготовлено 19.10.2012 г. Дело № 2-1044/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Алапаевск 15 октября 2012 г. Алапаевский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кокшарова Е.В., с участием: представителя истца - помощника Алапаевского городского прокурора Шустовой Н.В., представителя ответчика МО Алапаевское - Захаровой С.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - ТСЖ «Маяк» Мартынова Е.Г., действующего на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Коробейниковой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Алапаевское, третьим лицам - Закрытому акционерному обществу «Фанком», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лидер», Товариществу собственников жилья «Маяк» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Алапаевский городской прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации МО Алапаевское, третьим лица - ЗАО «Фанком», ООО УК «Лидер», ТСЖ «Маяк» о понуждении к совершению действий, в котором просил: - признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, незаконным; - признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по устранению имеющихся нарушений (отсутствие антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции) на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, незаконным; - признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении участка теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; - признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по исполнению обязанности, связанной с определением теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйным участком теплотрассы, а именно участком теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, предназначенного для теплоснабжения домов, расположенных по адресу: <адрес>, теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входит указанный участок бесхозяйной тепловой трассы и которая осуществляет содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной теплотрассы до признания права собственности на этот бесхозяйный участок теплотрассы, незаконным; - обязать администрацию МО Алапаевское обеспечить надлежащее теплоснабжение на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>; - обязать администрацию МО Алапаевское устранить выявленные недостатки, а именно, обеспечить наличие антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, предназначенного для теплоснабжения домов, расположенных по адресу: <адрес>; - обязать администрацию МО Алапаевское обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет участка теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для теплоснабжения домов, находящихся по адресу: <адрес>, в границах МО Алапаевское, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи; - обязать администрацию МО Алапаевское в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанным бесхозяйным участком теплотрассы, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанный выше участок бесхозяйной тепловой трассы и которая осуществляет содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной теплотрассы до признания права собственности на этот бесхозяйный участок теплотрассы. В обоснование требований представитель истца - помощник Алапаевского городского прокурора Шустова Н.В. пояснила, что прокуратурой г. Алапаевска по заданию прокуратуры Свердловской области организована и проведена проверка по опубликованной в средствах массовой информации статье «Подросток в <данные изъяты> обжегся о трубы теплотрассы», в которой указано о нарушении федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, около 20 ч., ФИО1 <данные изъяты>, находился около дома <адрес>, где на участке теплотрассы от <данные изъяты>, предназначенного для теплоснабжения домов <адрес>, по которым идет горячая вода, получил травму в виде термического ожога <данные изъяты>, в силу отсутствия на данном участке теплотрассы антикоррозийного покрытия и изоляционного материала. По данному факту должностными лицами ММО МВД России «Алапаевский» проводилась доследственная проверка, в ходе которой установлено, что несовершеннолетнему были причинены повреждения в виде термического ожога 1-2 степени обеих нижних конечностей и на четвертом пальце левой кисти, в результате тактильного воздействия предметами, имеющими высокую температуру, которые повлекли за собой временное нарушение функций органов и систем продолжительностью до трех недель и квалифицируются как легкий вред здоровью. Выявленные нарушения могут угрожать здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, не обеспечивают надлежащего теплоснабжения домов, расположенных на территории п. В. <адрес>. Кроме этого, в ходе проверки установлено, что указанный участок теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, является бесхозяйным. Прокурор, ссылаясь на то, что согласно ст. 16 ч. 1 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 ч. 1 п. 4 Устава МО Алапаевское, утвержденного решением Думы МО Алапаевское от 26.11.2008 г. № 67, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения водоотведения, снабжения топливом населения относятся к вопросам местного значения городского округа, с учетом положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчика - Захарова С.Л. иск не признала и пояснила, что участок теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, предназначенный для теплоснабжения домов по <адрес>, в реестре объектов муниципальной собственности не значится и постановлением главы администрации МО «Алапаевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии в муниципальную собственность объектов социальной сферы от ЗАО «Фанком» в муниципальную собственность не принимался. Напротив, на протяжении длительного времени ЗАО «Фанком» осуществляет теплоснабжение через участок теплотрассы от ТП № до ТП №, который предназначен для теплоснабжения домов <адрес>. Спорный участок присоединен к сетям теплоснабжающей организации - ЗАО «Фанком», которое и осуществляет надлежащее теплоснабжение указанного жилищного фонда. Кроме того, ЗАО «Фанком» заключило договор теплоснабжения с товариществом собственников жилья «Маяк», в связи с чем, фактически является теплоснабжающей организацией, поэтому необходимости в определении иной теплоснабжающей организации на данном участке нет. Представитель ответчика полагает, что поскольку ЗАО «Фанком» добросовестно, открыто и непрерывно владеет участком теплотрассы в течение длительного периода с целью оказания абонентам, присоединенным к его сетям, услуг теплоснабжения, а также учитывает в тарифе на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ЗАО «Фанком», плату за услуги по передаче энергии (транспортировке), которая включает в себя и ставку за содержание сетей, в связи с чем, должно содержать спорный участок теплотрассы в надлежащем состоянии, позволяющем эксплуатацию в соответствии техническими требованиями и назначением. Таким образом, спорный участок признавался ЗАО «Фанком» как принадлежащий третьему лицу, поэтому необходимости в признании его бесхозяйным и постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество не имеется. В силу того, что администрация МО Алапаевское надлежащим ответчиком по иску не является, то оснований для признания требований Алапаевского городского прокурора обоснованными, не имеется. Представитель третьего лица - ТСЖ «Маяк» Мартынов Е.Г. оставил разрешение иска на усмотрении суда, пояснив, что в состав товарищества собственников жилья входят многоквартирные дома <адрес>. Между ТСЖ «Маяк» и ЗАО «Фанком» заключен договор на отпуск тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого граница ответственности за состояние и эксплуатацию тепловых сетей на участке от <данные изъяты> до <данные изъяты> не определена. Вместе с тем, ранее на основании акта разграничения эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Фанком» и МУ «Служба единого заказчика Алапаевского р-на» спорный участок теплотрассы обслуживало ООО УК «Лидер», которое до настоящего времени не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, однако фактически прекратило свою деятельность. Представители третьих лиц - ЗАО «Фанком», ООО УК «Лидер», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. Заслушав объяснения представителей явившихся в судебное заседание сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Аналогичные положения, касающиеся возможности обращения прокурора в суд, содержатся в п. 4 ст. 27 Федерального закона №2201-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре». Согласно п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч.1 ст. 5 Устава МО Алапаевское, утвержденного решением Думы МО Алапаевское от 26.11.2008 г. № 67, к вопросам местного значения городского округа относятся, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 29 Устава МО Алапаевское, местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, предусмотренных ст. 5 настоящего Устава и в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения в муниципальном образовании. Согласно ч.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. В соответствии с ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно ч.1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Теплотрасса прочно связана с землей, поэтому относится к объектам недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации как на объекты недвижимости. В соответствии сч.1,3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Нижнетагильским территориальным отделом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка фактов ненадлежащего исполнения законодательства при эксплуатации тепловых сетей, расположенных на территории п. В. Синячиха, приведших к несчастному случаю (ожогу) с подростком. В ходе проверки установлено, что в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности по теплоснабжению, водопотреблению и канализации от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением к договору управления многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Фанком» и МУ «Служба единого заказчика Алапаевского МО», эксплуатационная ответственность за тепловые сети, на которых произошел несчастный случай, возложена на ООО УК «Лидер». При проведении визуального осмотра происшествия установлено, что на участке трубопровода тепловой сети отсутствует антикоррозийное покрытие и тепловая изоляция, чем нарушаются требования пунктов 6.1.30, 6.1.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115. По результатам проверки Нижнетагильским территориальным отделом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была составлена справка, подтверждающая указанные обстоятельства. В соответствии с ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Представителем ответчика не оспаривается, что проведенные Нижнетагильским территориальным отделом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Алапаевским городским прокурором проверки, осуществлены в отношении одного и того же участка теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты> предназначенного для теплоснабжения домов <адрес>, который не имеет антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции, собственника и расположен на территории МО Алапаевское. Также представителем ответчика не оспаривается, что ранее спорный участок теплотрассы обслуживало ООО УК «Лидер», которое до настоящего времени не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, однако фактически прекратило свою деятельность. Вместе с тем, в качестве возражений на иск администрацией МО Алапаевское указывается на то обстоятельство, что ЗАО «Фанком» не является собственником спорного имущества, однако добросовестно, открыто и непрерывно владеет участком теплотрассы в течение длительного периода с целью оказания абонентам, присоединенным к его сетям, услуг теплоснабжения, а также учитывает в тарифе на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ЗАО «Фанком», плату за услуги по передаче энергии (транспортировке), которая включает в себя и ставку за содержание сетей, в связи с чем, должно содержать спорный участок теплотрассы в надлежащем состоянии, позволяющем эксплуатацию в соответствии техническими требованиями и назначением. Действительно, согласно договора на отпуск тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ТСЖ «Маяк», в состав которого входят многоквартирные дома <адрес>, ЗАО «Фанком» осуществляет потребителю поставку теплоэнергии по спорному участку теплотрассы. При этом, сами по себе обстоятельства обоснованности либо необоснованности взимания ЗАО «Фанком» с потребителя платы за услуги по передаче энергии (транспортировке), которая включает в себя и ставку за содержание сетей, не порождают возникновение у ЗАО «Фанком» права собственности на спорный участок теплотрассы. ЗАО «Фанком», в свою очередь, как лицо, владеющее на праве собственности источником тепловой энергии (котельной) вправе в соответствии с п.2 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями. Также ЗАО «Фанком» не может являться организацией эксплуатирующей спорные тепловые сети, на которой лежит обязанность по их содержанию, поскольку ответчик, достоверно зная, что ООО УК «Лидер», на которое, в соответствии с актом разграничения эксплуатационной ответственности по теплоснабжению, водопотреблению и канализации от 05.05.2009 г., являющегося приложением к договору управления многоквартирными домами № 288 от 19.12.2008 г., заключенного между ЗАО «Фанком» и МУ «Служба единого заказчика Алапаевского МО», возложена эксплуатационная ответственность за тепловые сети, на которых произошел несчастный случай, фактически прекратило свою деятельность, самоустранился от определения теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанным бесхозяйным участком теплотрассы, не принял мер для надлежащего теплоснабжения, обеспечения наличия антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции на участке теплотрассы. Поскольку в силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на органе местного самоуправления, на территории которого она находится, то администрация МО Алапаевское в течение разумного срока должна была обратиться с заявлением в соответствующий орган, что ответчиком сделано не было. Непринятие администрацией МО Алапаевское в течение длительного времени мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спорного участка теплотрассы, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, нарушает права неопределенного круга лиц, на охрану здоровья, не обеспечивают надлежащего теплоснабжения домов <адрес>. При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, при возложении на ответчика обязанности устранить нарушение, связанное с необходимостью определения теплосетевой организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной теплотрассы до признания права собственности на этот бесхозяйный участок, суд считает необходимым установить срок исполнения равный 30 дням, с момента вступления судебного постановления в законную силу, с учетом, положений ч.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также необходимости надлежащего теплоснабжения домов <адрес> в зимний период. Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Вместе с тем, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, в связи с чем, государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден Алапаевский городской прокурор, не подлежит взысканию с ответчика - администрации МО Алапаевское. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Алапаевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Алапаевское, третьим лицам - Закрытому акционерному обществу «Фанком», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лидер», Товариществу собственников жилья «Маяк» о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, незаконным. Признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по устранению имеющихся нарушений (отсутствие антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции) на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, незаконным. Признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в длительном непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в отношении участка теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Признать бездействие администрации МО Алапаевское, выразившееся в непринятии мер по исполнению обязанности, связанной с определением теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйным участком теплотрассы, а именно участком теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, предназначенного для теплоснабжения домов, расположенных по адресу: <адрес>, теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входит указанный участок бесхозяйной тепловой трассы и которая осуществляет содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной теплотрассы до признания права собственности на этот бесхозяйный участок теплотрассы, незаконным. Обязать администрацию МО Алапаевское обеспечить надлежащее теплоснабжение на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>. Обязать администрацию МО Алапаевское устранить выявленные недостатки, а именно, обеспечить наличие антикоррозийного покрытия и тепловой изоляции на участке теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, предназначенного для теплоснабжения домов, расположенных по адресу: <адрес>. Обязать администрацию МО Алапаевское обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет участка теплотрассы от <данные изъяты> до <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в границах МО Алапаевское, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Обязать администрацию МО Алапаевское в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанным бесхозяйным участком теплотрассы, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входит указанный выше участок бесхозяйной тепловой трассы и которая осуществляет содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной теплотрассы до признания права собственности на этот бесхозяйный участок теплотрассы. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд Свердловской области. Судья Е.В. Кокшаров