Решение по жалобе государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу на постановление мирового судьи судебного участка № 2.



                          Дело № 12- 26/2012

РЕШЕНИЕ

г. Алапаевск         27 февраля 2012 г.

Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Карабатова О.С.,

при секретаре судебного заседания Кабаковой Я.А.,

с участием лица подавшего жалобу: государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелиной Т.И.,

защитников Каримова Д.А., Питиримовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелиной Т.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского района Свердловской области Зубаревой О.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ, которым

прекращено производство по делу в отношении Закрытого акционерного общества «Фанком» юридический и почтовый адрес<адрес>

по обвинению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского района Свердловской области Зубаревой О.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Закрытого Акционерного общества «Фанком» прекращено административное производство по делу об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, государственный инспектор, специалист-эксперт отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелина Т.И. обратилась в Алапаевский городской суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского района Свердловской области отменить, как незаконное.

В жалобе и в судебном заседании Карелина Т.И. ссылается на то, что в действиях ЗАО «Фанком» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья преждевременно сделал вывод об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, имеющиеся в деле доказательства не получили должной юридической оценки, что привело к необоснованному прекращению производства по делу.

Защитники юридического лица ФИО1 и ФИО2, полагают, что мировым судьей принято законное и обоснованное постановление по делу, в связи с чем просили оставить его без изменения, а жалобу государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелиной Т.И. без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, материалы административного дела, заслушав объяснения государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелиной Т.И., защитников ФИО1 и ФИО2, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно предоставленных материалов.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Как усматривается из материалов дела, в период времени с 10 по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании по Уральскому федеральному округу проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ЗАО «Фанком» по адресу: <адрес>.

По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлено нарушение ЗАО «Фанком» Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524, на основании которого в отношении ЗАО «Фанком» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении ЗАО «Фанком» вменялось в вину то, что Общество имеет Лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с лицензией предприятие осуществляет деятельность по использованию (сжигание в котельной), транспортировке и размещению (хранение, захоронение на собственном полигоне) отходов 1 - 4 классов опасности для окружающей среды.

Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении данной деятельности, является проведение лицензиатом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, что установлено п.п. в п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, (утв. постановлением Правительства РФ от 26.08,2006 № 524).

Производственный экологический контроль (ПЭК) (в т.ч. в. области обращения с отходами) на предприятии ЗАО «Фанком» осуществляется в соответствии с Положением об экологическом контроле П-ООС-01-2008, утвержденным исполнительным директором ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.

Требования указанного положения Обществом не выполняются. В ходе плановой выездной проверки на предприятие выявлено, что: программ проверок подразделений по контролю за обращением с отходами на предприятии не разработано; отчеты о проведении контроля инженеру-экологу не представляются; документальной регистрации проведения проверок в подразделениях, выявления нарушений, анализа этих нарушений и контроля за их исполнением предприятием не ведется.

В отсутствие документального подтверждения невозможно определить проводятся ли на предприятии фактически те мероприятия по производственному контролю, которые установлены Положением о ПЭК.

В то же время, в ходе проверки были выявлены нарушения экологических требований в области обращения с отходами, в том числе, в ходе осуществления деятельности по использованию и размещению отходов 3,4 классов опасности: осуществляется использование и размещение отходов III и IV классов опасности без специального разрешения (лицензии); размещение отходов на полигоне пром-бытовых отходов (инв.) ведется без документального учета и контроля видов и количества принятых к размещению отходов; акты приёма-передачи отходов на полигон за ДД.ММ.ГГГГ имеются только в двух подразделениях: фанерном корпусе и фанерном корпусе , данные акты оформляются 1 раз в месяц, хотя согласно пояснениям руководителей подразделений, вывоз отходов осуществляется чаще, поскольку утвержденного графика вывоза мусора нет, мусоровозы заказываются по факту накопления отходов; по указанным актам подразделения каждый месяц передавали одинаковое количество отходов, остальные подразделения, например цех водоканализации, при передаче на полигон отходов актов приема - передачи не оформляют; документов (Журнала, актов прима-передачи), подтверждающих ведение учета принятых на полигон видов и количества отходов и регистрации рейсов транспорта, занятого на вывозе мусора лицом, назначенным приказом по предприятию ответственным за складирование отходов на полигон, в ходе проверки не представлено.

В связи с чем Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу полагало, что на ЗАО «Фанком» не проводится производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами в ходе осуществления деятельности по использованию и размещению отходов 3,4 классов опасности, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524, к грубым нарушениям условий лицензии относятся:

а) допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности;

б) транспортировка отходов I - IV класса опасности без оформленного в установленном порядке паспорта отходов I - IV класса опасности;

в) отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;

г) нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде.

Приходя к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья обоснованно сослался на то, что грубых нарушений условий лицензии юридическим лицом не допущено, поскольку материалами административного дела подтверждается, что на предприятии разработано Положение об экологическом контроле П-ООС-01-2008, которое утверждено в установленном порядке исполнительным директором ЗАО «Фанком»; приказом по предприятию назначен ответственный за осуществление производственного экологического контроля (ПЭК); разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, паспорта отходов, заключены договоры на передачу отходов сторонним организациям; составляются акты приема-передачи отходов, размещаемых на полигоне ЗАО «Фанком», проводится мониторинг почв в местах временного размещения отходов и на полигоне ЗАО «Фанком»;инженером - экологом проводятся контрольные мероприятия на ЗАО «Фанком».

Осуществление ЗАО «Фанком» использования и размещение отходов III и IV классов опасности без специального разрешения (лицензии), не может служить основанием для утверждения о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. ответственность за нарушение данной обязанности предусмотрена иной нормой - ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что юридическое лицо уже понесло ответственность в установленном законом порядке.

На основании изложенного, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что вина юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения не доказана, так как нарушения природоохранного законодательства, допускаемые ЗАО «Фанком» в ходе осуществления деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также ненадлежащее оформление документов, необходимых при организации производственного экологического контроля, не свидетельствуют о полном отсутствии на предприятии Производственного экологического контроля и не относятся к грубым нарушениям требований и условий специального разрешения (лицензии).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского района от ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно, судья правильно определил и учел юридически значимые обстоятельства по делу и правильно пришел к выводу о недоказанности вины ЗАО «Фанком» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратил производство по делу в связи с отсутствуем в действиях Общества состава административного правонарушения.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей соблюден. Судебное постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных нарушений норм процессуального права мировым судьей не допущено и правовых оснований для отмены судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Алапаевского района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по административному делу в отношении ЗАО «Фанком» по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела экологического контроля Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Карелиной Т.И. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Алапаевского городского суда                           О.С. Карабатова