Дело № 12-51/2011
РЕШЕНИЕ
г. Алапаевск 20 апреля 2011 г.
Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Карабатова О.С.,
с участием заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В.,
Калгановой В.А.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Я.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В. на постановление начальника отдела ВК Свердловской области по г.Алапаевску и Алапаевскому району Петрукович Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Калгановой В.А. по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым
Калганова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка Российской Федерации, зарегистрированная и проживающая в <адрес>, <данные изъяты>, ранее не привлекавшаяся к административной ответственности,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей определено наказание в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела ВК Свердловской области по г. Алапаевску и Алапаевскому району от ДД.ММ.ГГГГ Калганова В.А. была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей определено наказание в виде предупреждения.
Правонарушение выразилось в том, что в нарушении требований ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства, Калганова В.А. не состоит на воинском учете.
Не согласившись с постановлением, заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозёрова Т.В. опротестовала его, подав протест. Заместитель Алапаевского городского прокурора просит отменить обжалуемое постановление, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу. В обосновании доводов протеста указывает на грубые процессуальные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении. Так, при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении административного дела по существу Калгановой В.А. не были разъяснены её права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола не вручена. Кроме того, Калгановой В.А. в нарушении требований ст. 29.11 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вручена копия постановления о назначении административного наказания.
В судебном заседании заместитель Алапаевского городского прокурора Мелкозерова Т.В. доводы, изложенные в протесте, поддержала, указав, что постановление начальника отдела ВК Свердловской области по г.Алапаевску и Алапаевскому району в связи с существенным нарушением процессуальных требований, допущенных при рассмотрении дела об административном правонарушении, подлежит отмене, а дело возвращению должностному лицу на новое рассмотрение.
Калганова В.А. поддержала доводы протеста заместителя Алапаевского городского прокурора, просила обжалуемое постановление отменить.
Согласно ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно предоставленных материалов.
Ознакомившись с доводами протеста заместителя Алапаевского городского прокурора, заслушав доводы заместителя Алапаевского городского прокурора Мелкозеровой Т.В., объяснения Калгановой В.А., проверив материалы дела, нахожу постановление о назначении административного наказания, подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч.ч.3,4,5 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Однако в нарушении указанных требований закона при возбуждении административного дела, а именно, при составлении протокола об административном правонарушении, Калгановой В.А. не были разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, копия протокола ей не вручена.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения (что предполагает установление времени, места и обстоятельств правонарушения); лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.29.7 ч.1 п.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности.
Согласно ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должно содержать обстоятельства правонарушения, установленные лицом его вынесшим (что предполагает установление места, времени обстоятельств правонарушения), сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело и мотивированное решение по делу (что предполагает исследование доказательств, их оценку, мотивацию назначения наказания), статью настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за совершение административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Данные требования закона при рассмотрении дела должностным лицом начальником отдела ВК Свердловской области по г. Алапаевск и Алапаевскому району также грубо нарушены.
Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении Калгановой В.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, не были разъяснены её права, выводы о виновности лица в постановлении ничем не мотивированы, дата, время и место совершения административного правонарушения не установлены, в резолютивной части данного постановления отсутствует ссылка на статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой Калганова В.А. была привлечена к административной ответственности, кроме того, Калгановой В.А. не была вручена копия постановления.
Таким образом, выявленные процессуальные нарушения, допущенные при производстве административного дела, являются существенными, нарушают право на защиту, не позволяют сделать вывод о правильности вынесенного постановления.
При таких обстоятельствах, когда при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение со стадии подготовки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 ч.1 п.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела ВК Свердловской области г. Алапаевск и Алапаевскому району Петрукович Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Калгановой В.А. к административной ответственности по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело в отношении Калгановой В.А. направить должностному лицу отдела ВК Свердловской области г. Алапаевск и Алапаевскому району, правомочным рассмотреть дело, на новое рассмотрение со стадии подготовки.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Алапаевского городского суда О.С. Карабатова