Постановление в отношении ЗАО `Фанком` по ст. 6.3 КоАП РФ



Дело №

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Алапаевск 29 марта 2011 года

Судья Алапаевского городского суда Карабатова О.С.,

при секретаре Медведевой Я.П.,

с участием представителей юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, Формазюк Н.И. и Гринемаер Е.А., действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

юридического лица Закрытого акционерного общества «Фанком», юридический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Фанком» ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. по адресу <адрес> допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выразилось в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при работе женщин - сборщиков пакетов, работающих на клеенаносящих вальцах фирмы «Kitagava» заводские № за сборочными столами, а именно:

Концентрация фенолформальдегидных смол в воздухе рабочей зоны сборщика пакетов превышена: в клеильно-обрезном цехе на рабочем месте сборщика пакетов № (клеенаносящие вальцы фирмы «Kitagava» заводской №) концентрация фенолформальдегидных смол контроль по формальдегиду составила 0,062 +(-) 0,016 мг/ м3 при ПДК 0,05 мг/м3, что в 1,2 раза превышает нормативное значение и соответствует 3 классу 1 степени вредные условия труда, в соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса». На рабочем месте сборщика пакетов № (клеенаносящие вальцы фирмы «Kitagava» заводской №) концентрация фенолформальдегидных смол контроль по формальдегиду составила 0,059+(-) 0,015 мг/ м3, что в 1,2 раза превышает нормативное значение и соответствует 3 классу 1 степени вредные условия труда.

Не обеспечивается автоматический, непрерывный контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия в клеильно-обрезном цехе, а именно формальдегида.

Используются вещества 2 класса опасности (формальдегид, фенолформальдегидные смолы), рациональная вентиляция не предусмотрена: в клеильно-обрезном цехе вытяжная местная вентиляция установлена непосредственно над клеевыми валиками, куда подается шпон для нанесения клея. После чего шпон с занесенным на него клеем поступает на сборочный стол, т.е. в зону дыхания сборщика пакетов. Таким образом, из зоны дыхания сборщиков пакетов загрязненный воздух не удаляется должным образом, вентиляция неэффективна. Не ведется контроль за санитарно-гигиенической эффективностью вентиляции, отсутствует план (график) контроля санитарно-гигиенической эффективности вентсистем.

Рабочие места сборщиков пакетов в клеильно-обрезном цехе (сборочные столы устройств для склеивания фанеры фирмы «Kitagava» - заводские номера №), где выделяются вредные вещества, не оборудованы укрытиями с аспирацией.

Для женщин сборщиков пакетов клеильно-обрезного цеха не предоставляются рабочие места с допустимыми условиями труда, то есть с показателями допустимой трудовой нагрузки, относящиеся ко 2 классу труда, в соответствии с Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса». Показатели тяжести трудового процесса условий труда (профессии) относятся к 3 классу 1 степени вредных условий труда на рабочем месте сборщиков пакетов №.

На рабочих местах сборщиков пакетов не осуществляются лабораторные исследования концентрации фенолформальдегидных смол в воздухе рабочей зоны.

Своими действиями и бездействием юридическое лицо ЗАО «Фанком» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель ЗАО «Фанком» в судебном заседании Гринемаер Е.А. оспаривал виновность юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и показал в судебном заседании, что условия труда по химическому фактору сборщиков пакетов в клеильно-обрезном цехе соответствует требованиям, действующего законодательства. Полагает, что измерения производимые службой Роспортебнадзора являются некорректными, т.к. замеры носили единичный характер, а организация производившая замеры ФГУЗ «ЦГиСО» ИЛЦ не предоставила результаты аккредитации, содержащие указания на объекты и методы измерений. Сами результаты измерений являются нелегитимными, а если принимать за основу результаты концентрации формальдегида, установленной на рабочих местах сборщиков пакетов, то с учетом погрешности измерений, она не превышает ПДК. Кроме того, фенолформальдегидные смолы не являются веществами с остронаправленным механизмом действия, в связи с чем, оснований для непрерывного автоматического контроля не имеется. Вывод Роспотребнадзора о неэффективности работы вентиляционных систем в клеильно-обрезном цехе на материалах дела не основан. В настоящее время организован график контроля за санитарно - гигиенической эффективностью вентиляции, который согласовывается со службой Роспотребнадзора, предпринимаются меры к совершенствованию вентиляционных систем, предприятием проведена корректировка производственного контроля в части введения контроля фенолформальдегидных смол на рабочих местах сборщиков пакетов. Ссылается на то, что административное приостановление деятельности предприятия приведет ещё к более неблагоприятной ситуации, поскольку может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, так как запрет эксплуатации клеенаносящих вальцев, приведет к приостановлению всего производственного процесса.

Представитель юридического лица ЗАО «Фанком» Формазюк Н.И., поддержала доводы Гринемаер Е.А., просила не применять в отношении юридического лица наказание в виде административного приостановления деятельности, указав, что запрет эксплуатации клеенаносящих вальцев, приведет к приостановлению деятельности предприятия в целом. При назначении вида наказания, просила принять во внимание, что в соответствии с последними лабораторными испытаниями, произведенными в ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты> <данные изъяты>» содержание фенолформальдегидных смол в клеильно-обрезном цехе соответствует ПДК и здоровью сотрудников, осуществляющих работу на клеенаносящих вальцах, не угрожает.

Несмотря на то, что юридическое лицо ЗАО «Фанком» вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признало, его виновность подтверждается материалами административного дела, показаниями сотрудников Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ФИО4 и ФИО5

Так, из показаний свидетеля ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя главного государственного врача по Свердловской области сотрудниками Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области была проведена внеплановая выездная проверка ЗАО «Фанком», целью которой являлось предотвращение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, защита прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды. В ходе проведения указанной проверки были выявлены грубые нарушения требований санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения заболеваний у сотрудников предприятия, осуществляющих работу в клеильно-обрезном цехе. Все выявленные нарушения требований действующего законодательства были отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протоколе об административном правонарушении. Полагает, что выявленные нарушения на рабочих местах сборщиков пакетов, которыми являются женщины, влияют на репродуктивную функцию, могут вызвать рост злокачественных заболеваний, явиться причинами врожденных пороков (грубых аномалий) развития плода, преждевременных абортов, внутриутробной гибели плода и т.д., в связи с чем, просил о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

ФИО6 подтвердила наличие нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указав, что наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица в данном случае является целесообразным и будет преследовать цель недопущения в будущем подобных нарушений закона.

Нарушение ЗАО «Фанком» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-11), протоколом лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) и протоколом об административном правонарушении (л.д.3). Указанные документы являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу, получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 25 указанного закона условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 1,5, 2.4 (б) Санитарных правил 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных прав выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Производственный контроль включает, в том числе, и осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

В соответствии с пунктами 2.8, 5.2, 5.5, 5.10, 10.23 Санитарных правил 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту:

Параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

Использование веществ 1 и 2 классов опасности допускается при непрерывном технологическом процессе в замкнутом цикле, закрытых технологических процессах. В отдельных случаях допускаются периодические технологические процессы, при этом необходимо предусмотреть изоляцию особо вредных участков работы, рациональную вентиляцию и обязательное использование соответствующих СИЗ. Любое существенное изменение параметров технологического процесса должно автоматически вести к соответствующему изменению работы вентиляции, согласно требований действующих нормативно-технических документов.

Фиксированные рабочие места с возможным выделением вредных веществ, устранение которого невозможно при современном уровне технологии, надлежит оборудовать укрытиями с аспирацией. При возможной конденсации паров в нижней части укрытия устанавливают сборник с отводом жидкости в закрытые емкости, возвратом их в технологический процесс или отводом на станции нейтрализации.

Контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия должен быть автоматическим, соответствовать требованиям действующих нормативных документов по контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Технологические процессы не должны вызывать утомление и перенапряжение физиологических функций организма работающих. Показатели тяжести и напряженности трудового процесса при выполнении производственных операций должны находиться в пределах оптимальных и допустимых величин (Приложение 3) и соответствовать требованиям действующих нормативов по оценке и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Согласно пункту 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда.

В соответствии с Гигиеническими нормативами 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимая концентрация фенолформальдегидных смол, относящимся к веществам с остронаправленным механизмом действия, составляет 0,05 мг/м куб.

Согласно пунктам 1.7. и 2.1 Методических Указаний 4425-87 Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений, действующие вентиляционные системы должны подвергаться регулярной проверке силами вентслужб или санитарных лабораторий предприятий в следующие сроки: в помещениях, где возможно выделение вредных веществ 1 и 2 класса опасности - 1 раз в месяц.

Контроль за соблюдением периодичности проверки вентиляции должен осуществляться санэпидстанциями.

При санитарно-гигиеническом контроле вентиляции в зависимости от конкретных условий, особенностей технологического процесса и типа вентиляционного оснащения производственного помещения должны измеряться следующие параметры воздушной среды: концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны, температура, относительная влажность и подвижность воздуха, интенсивность теплового облучения, а также следующие параметры вентиляции: скорости и температуры воздушных потоков; производительность, развиваемое давление и число оборотов вентилятора, разность давлений или разрежения, шум и вибрация элементов вентсистем, концентрация вредных веществ в приточном воздухе.

Указанные требования по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании ЗАО «Фанком» выполнены не были.

В силу ч.ч.1, 2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлена вина юридического лица ЗАО «Фанком» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у юридического лица имелись возможности выполнить соответствующие требования санитарных правил и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению. Доказательств того, что в силу объективных причин и (или) по независящим от юридического лица ЗАО «Фанком» причинам не имелось возможности соблюдать указанные требования, суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обсуждая вопрос о виде и мере административного наказания, в соответствии со ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом принимается во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и все влияющие на наказание обстоятельства.

Смягчающих вину обстоятельств ЗАО «Фанком», судом не установлено.

В качестве отягчающего вину обстоятельства ЗАО «Фанком» суд признает повторное совершение однородного правонарушения.

С учетом обстоятельства совершенного административного правонарушения, принимая во внимание характер установленных в ходе проверки нарушений и то, что ЗАО «Фанком» в настоящее время принимает меры направленные на улучшение условий труда и устранению выявленных нарушений закона, создающих реальную угрозу здоровью людей, что, в частности, подтверждается протоколами результатов измерений (оценок) вредных веществ в воздухе рабочей зоны от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что фенолформальдегидные смолы в воздухе рабочей зоны сборщиков пакетов соответствует ПДК 0,05 мг/м. куб., а также принимая во внимание, что наказание в виде административного приостановления деятельности - наложение запрета на эксплуатацию клеенаносящих вальцев приведет к необратимым последствиям для производственного процесса, и не является единственным видом наказания, который сможет обеспечить достижения цели административного наказания, суд считает нецелесообразным применять наказание в виде административного приостановления деятельности и считает возможным назначить более мягкий вид наказания - штраф, предусмотренный санкцией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд находит данные меры соразмерными тяжести совершенного административного правонарушения юридическим лицом, и не влекущими отрицательных последствий для производственного процесса.

Руководствуясь ст. ст. 23.1 ч.3, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Закрытое акционерное общество «Фанком» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 18 000 рублей.

Штраф подлежит уплате в течение тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу: на р/с №.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в суд по адресу (г.Алапаевск, ул.Бр.Серебряковых, 16, 3 этаж, каб. №).

В случае неуплаты штрафа и не предоставления в суд документов подтверждающих его уплату в установленный законом срок, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Алапаевский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья О.С.Карабатова