Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Алагир 02 марта 2010г. Дело №2-88/10 Алагирский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Черчесовой Л.А. при секретаре - Суановой З.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алагирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к АМС Алагирского района об утилизации и уничтожении биологических отходов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор обратился в суд с иском, где он просит обязать АМС Алагирского района привести в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469 скотомогильник (биотермическую яму), расположенный на северной окраине г..... В судебном заседании помощник прокурора - Кудзиев А.В. требования поддержал и пояснил, что Прокуратурой Алагирского района в ходе совместной проверки Управления Россельхознадзора по РСО-А при проверке соблюдения установленного законом порядка сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено следующее. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (ст.4), реализация отношений, возникающих в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. С учётом этого «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 04.12.1095 года, обязательны для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения. В названных правилах подробно регламентированы обязанности юридических и частных лиц по вопросам, связанным с порядком сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, размещения, строительства и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям). О серьёзной опасности, которую для санитарно-эпидемиологического благополучия населения и окружающей природной среды представляют биологические отходы, свидетельствуют содержащиеся в Правилах требования, в соответствии с которыми - территорию скотомогильника (биотермической ямы) надлежит огораживать глухим высоким забором с въездными воротами, в т.ч. с выкапыванием траншеи и устройством вала (п.5.6.); - на территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается пасти скот, косить траву, брать, выносить, вывозить землю и гуммированный остаток за его пределы (п.6.6.); Лишь в исключительных случаях и только с разрешения государственного ветеринарного инспектора республики допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения в биотермическую яму и земляную яму прошло соответственно не менее 2-х и 25 лет (п.6.8.). Между тем в Алагирском районе РСО-Алания, являющегося сельскохозяйственным, выполнение указанных и других требований «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» не обеспечено в полном объёме. Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. В связи с этим ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учётом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Назваными нормами федерального законодательства обязанность по осуществлению указанных мер возложена исключительно на местную администрацию. В ходе выездной проверки совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по РСО-А и Алагирской станции по борьбе с болезнями животных Управления ветеринарного надзора РСО-А, 4 февраля 2010 г. было установлено, что на северной окраине г.... на расстоянии около 300 метров от автодороги Алагир-Ардон в земле расположена металлическая ёмкость диаметром 3 метра, предназначенная под скотомогильник (биотермическую яму). В нарушении действующих норм «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 04.12.1095 года (далее Правила) и Федеральным законом от 30.03.199 г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» железная крышка ямы прилегает не плотно, имеется щель, ёмкость не имеет отмостки, вытяжной трубы. Над ёмкостью нет навеса, отсутствует место для вскрытия трупов животных, птиц, а также место для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря и спецодежды. Территория захламлена, не огорожена и не охраняется, что не исключает доступа посторонних лиц, бродячих собак и хищных животных отсутствует траншея вокруг ёмкости. На момент проверки отсутствуют правоустанавливающие документы об отводе земельного участка под строительство скотомогильника (биотермической ямы). Указанные факты свидетельствуют о том, что данный объект не соответствует требованиям Правил и действующего федерального законодательства не может эксплуатироваться как скотомогильник (биотермическая яма), а так же о том, что АМС Алагирского района не в полном мере осуществляет возложенные на неё законом обязанности по устройству и оборудованию скотомогильника (биотермической ямы). С учётом исключительной важности проблем по обеспечению эпизоотического благополучия населения от заразных болезней Правительством Республики Северная Осетия Алания издано распоряжение от 04.05.2007 г. № 94-р « О принятии мер по утилизации биологических отходов на территории Республики Северная Осетия - Алания». В нём ряду глав АМС республики, в том числе Алагирского района, рекомендовано принять безотлагательные меры как по обеспечению строительства скотомогильников (биотермических ям), так и предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на оплату расходов по транспортировке трупов павших животных до скотомогильников (биотермических ям). Между тем, в Алагирском районе республики население в частных подворьях содержит значительное количество крупнорогатого скота, овец и других домашних животных, а также птицы. В районе не единичны случаи падежа скота и животных от бешенства. Однако из-за отсутствия скотомогильника (биотермической ямы) соответствующего Правилам владельцы павших животных в нарушении установленного законом порядка вынуждены осуществлять неконтролируемое захоронение трупов животных в не отведённых для этого местах - на пастбищах, свалках, окраинах населённых пунктов, в том числе в непосредственной близости от жилых строений, а также мест отдыха граждан. При этом места захоронения не дезинфицируются и не замуровываются. Меры по ограничению доступа граждан, в том числе детей, выпаса скота и т.д. на территориях захоронений, также не принимаются, что представляет повышенную эпизоотолого - эпидемиологическую опасность. Нарушение закона приобрели распространённый характер на фоне участившихся с 2003 г. случаев заболевания людей и животных сибирской язвой. При этом имелись факты регистрации в РСО-Алания и других регионах случаев заболеваний людей, в том числе со смертельным исходом, и животных сибирской язвой. С учётом изложенного главный санитарный врач Российской Федерации издал постановление от 27.06.2008 г. № 41 « О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации», в котором содержатся конкретные рекомендации, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Однако из-за отсутствия скотомогильника (биотермической ямы), соответствующего вышеуказанным нормам действующего законодательства выполнение рекомендаций на территории Алагирского района не возможно. Просил их требования к АМС Алагирского района об утилизации и уничтожении биологических отходов, удовлетворить в полном объеме. Представитель АМС Алагирского района Кучиева Л.П. действующая на основании постоянной доверенности № 589 от 13 апреля 2009года в судебном заседании требования прокуратуры полностью признала и не возражала против заявленных исковых требований. Третье лицо - представитель Алагирской станции по борьбе с болезнями животных Управления ветеринарного надзора РСО-Алания, в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что требования прокуратуры обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из акта проверки Управления Россельхознадзора по РСО-Алания от 04 февраля 2010 года усматривается, что в ходе проведения проверки в отношении АМС г.Алагир, Алагирского района РСО-Алания выявлены нарушения: Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ. Распоряжение Правительства РСО-Алания от 04 мая 2007 года №940 Р. Также из акта обследования усматривается, что на северной окраине г...., на расстоянии около 300 метров от линейной трассы Алагир-Ардон, рядом с бывшей биотермической ямой закопана металлическая емкость диаметром три метра. Железная крышка прилегает неплотно, однослойная, закрыта на замок. Емкость не имеет отмостки, вытяжной трубы. Над емкостью нет навеса, места для хранения дезинфицирующих средств и инвентаря, спецодежды. Подъездные пути отсутствуют, территория захламлена и неогороженна. Не выкопана траншея вокруг емкости. Не имеются правоустанавливающие документы как на биотехническую яму. Данный объект не соответствует требованиям ветеренарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года №13-7-2/469 а также распоряжение правительства РСО-Алания от 04 мая 2007 года №94-Р. Следовательно, он не может эксплуатироваться как биотермическая яма. Таким образом отсутствие на территории Алагирского района надлежащего скотомогильника (биотермической ямы) может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Алагирского муниципального образования, создаёт реальную угрозу эпидемиологической безопасности населения, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду предусмотренные нормами Федерального закона РФ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Результаты прокурорской проверки объективно свидетельствуют о необходимости принятия безотлагательных мер по приведению скотомогильника (биотермической ямы) в соответствие с действующим законодательством, а также по проведению учёта всех мест несанкционированного захоронения в Алагирском районе трупов животных с использованием топографических способов обозначения их на местности, в том числе с определением географических координат, с целью последующей оценки их ветеринарно-санитарного состояния и биологической опасности. В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ № 2202-1 от 17.01.1992 г. « О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1 ст.45 Гражданского кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особо общественное значение. Согласно п.п.5.1., 6.106.10. Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию. При этом отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно строящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В соответствии с п.п.8 п.1 ст.14 и п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района отнесены к вопросам местного значения поселения муниципального района. В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам Исходя из норм ст.68 Федерального закона РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией. Ненадлежащее исполнение вышеуказанных норм закона АМС Алагирского района приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Алагирского муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создаёт реальную угрозу эпидемиологической безопасности населения, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 11 Федерального закона РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона РФ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, п.1 ст. 29, ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона РФ № 2202-1 от 17.01.1992 г. « О прокуратуре Российской Федерации», суд Р Е Ш И Л: Требования прокурора Алагирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать АМС Алагирского района привести в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04 декабря 1995 года №13-7-2/469 скотомогильник (биотермическую яму), расположенный на северной окраине г.Алагир. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней с момента вынесения. Судья Черчесова Л.А.