2-6/10 решение Созиева Р. взыскание суммы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2010 года                                                                               г.Алагир

Дело №2-6/10.

Алагирский районный суд РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи - Черчесовой Л.А.,

с участием адвокатов: Хугаевой Т.С.и Хумарянц Л.Г.,

при секретаре - Беликовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску частного предпринимателя Созиева Р.З. к Кудзоевой З.В. о возмещении ущерба причиненного при исполнении трудовых обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

ЧП Созиев Р.З. обратился в Алагирский районный суд с требованиями о взыскании с Кудзоевой З.В. сумму долга в размере ...... рублей и сумму оплаченной им госпошлины в размере ...... рублей.

В ходе судебного разбирательства истец в соответствии со ст.39 ГПК РФ уменьшил размер своего иска, и просил взыскать с Кудзоевой З.В. ущерб причиненный при исполнении трудовых обязанностей в размере ...... рублей, сумму ...... рублей за оказание адвокатом правовой помощи и взыскать уплаченную им государственную помощь в сумме ...... рублей.

В судебном заседании представитель истца Гогичаева З.Г., действующая на основании доверенности требования поддержала и пояснила, что частным предпринимателем Сохиевым Р.З. с 5 мая 2008года она назначена директором магазина «Канцтовары», расположенного по ул.Кодоева, с правом нанимать работников в данный магазин по трудовому договору. Так 19 мая 2008года между ней как работодателем и Кудзоевой З.В. было заключено трудовое соглашение (контракт) сроком на 1 год, по условиям которого она была принята продавцом магазина «Канцтовары» с полной материальной ответственностью и со среднемесячным заработком ...... рублей, впоследствии заработная оплата производилась в размере ...... рублей. Так как в соответствии со ст.58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон по истечении срока договора не заявила о расторжении трудового соглашения, и работник продолжает работу, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. В соответствии с п.2.3 данного трудового соглашения Кудзоева З.В. приняла на себя обязательства нести полную материальную ответственность за сохранность закрепленных за ней материальных ценностей, оборудования, инвентаря и денежных средств. Однако 18 сентября 2009года при приеме-передаче товарно-материальных ценностей магазина была обнаружена недостача в размере ...... рублей, которую погасить в добровольном порядке ответчик отказывается. Своими противоправными действиями ответчик причинила значительный материальный ущерб. Просила взыскать с Кудзоевой З.В. сумму основного долга в размере ...... рублей, сумму ...... рублей за оказание адвокатом правовой помощи и взыскать уплаченную государственную пошлину в сумме ...... рублей.

Ответчик Кудзоева З.В. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что с 19 мая 2008года директор магазина Гогичаева З.Е. приняла ее на работу в качестве продавца в магазин «Канцтовары», расположенный по ул.Кодоева, сроком на один год. Тогда же ей был передан товар в виде канцтоваров на сумму ...... рублей. В последствии по устному указанию Гогичаевой З.Е. она брала у поставщиков товар, и каждый вечер отчитывалась перед Гогичаевой З.Е., так же отдавала выручку за реализованный товар. В течение всего периода ее работы, переучета или ревизии в магазине не было. Недостачу она не делала, и не может объяснить, по какой причине она образовалась. Кроме этого отметила, что магазин под охраной не был, с ней не был заключен договор о полной материальной ответственности. Просила отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Созиева Р.З. следует отказать, по следующим основаниям.

Согласно трудового соглашения (контракта) без номера от 19 мая 2008года, работодатель Гогичаева З.Е. заключила договор с Кудзоевой З.В.. Согласно п.2.3 работник обязан был нести полную материальную ответственность за сохранность закрепленных за ним материальных ценностей, оборудования, инвентаря и денежных средств.

В соответствии со ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях (при условии достижения им 18 лет): 1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленное причинение ущерба; 4) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 5) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами; 8) причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

В вышеуказанной статье установлен исчерпывающий перечень оснований, при наступлении которых на работника может быть возложена полная материальная ответственность.

Как усматривается из иска Созиева Р.З., и как утверждала в ходе судебного разбирательства его представитель Гогичаева З.Е., ответчик Кудзоева З.В. несет материальную ответственность, так как на нее в соответствии с трудовым соглашением (контракта) возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей, так как ею допущена недостача ценностей, вверенных ей на основании трудового соглашения (контракта) договора и полученные ею товара по накладным.

Статья 244 ТК РФ непосредственно связана с п. 2 ч. 1 ст. 243. Она решает вопросы, связанные с письменными договорами о полной материальной ответственности за передачу вверенного работникам имущества.

Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 923 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности» (СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4678) Минтруд России Постановлением от 31 декабря 2002г. №85 утвердил: Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества. В него включены: …директора, заведующие, администраторы торговли, общественного питания, их заместители, помощники, продавцы,…

Из выше указанного следует, что индивидуальная материальная ответственность может устанавливаться при замещении или выполнении должностей и работ, предусмотренных в прилагаемом перечне, и при одновременном наличии следующих условий, когда:

- товарно-материальные ценности вручаются непосредственно работнику под отчет, т.е. на него лично возлагается обязанность по их сохранности и продаже (работники мелкой розницы, кладовщики, кассиры, буфетчики, экспедиторы и другие лица, осуществляющие производственные операции с ценностями самостоятельно);

- работнику предоставлено отдельное изолированное помещение или место для хранения, продажи или переработки товарно-материальных ценностей;

В случае, если не будет соблюден порядок вверения имущества работнику или будет невозможно определить, какое именно имущество вверялось работнику, привлечь его к полной материальной ответственности в случае недостачи имущества будет невозможно.

В связи с выше изложенным, доводы истца о том, что для полной материальной ответственности Кудзоевой З.В. достаточно трудового соглашения (контракта), поскольку в нем говорится об этой ответственности, суд считает необоснованными, поскольку в трудовом соглашении не указанны за какие именно материальные ценности, оборудования, инвентарь и денежные средства, ответчик несет ответственность.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчик не признала, часть товара по представленным истцом накладным, ссылаясь на то, что отсутствуют ее подписи.

Поскольку в случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, закон предполагает в качестве обязательного условия наличие такого разового документа или специального письменного договора.

Под разовым документом понимается документ, на основании которого работнику были переданы материальные ценности. В качестве такого документа может выступать, например, накладная, в соответствии с которой работник принял определенные материальные ценности по поручению предприятия, которое, в свою очередь, выдало ему на получение таких ценностей доверенность.

Истцом же не представлен документ - доверенность, свидетельствующий о получении ответчиком материальных ценностей у поставщиков. Следовательно, ответчик не несет полную материальную ответственность.

Так же в ходе судебного разбирательства установлено, что с поставщиками не были заключены контракты на поставку и закупку товара, хотя как следует из приказа №1 от 5 мая 2008года, ЧП Созиев Р.З. разрешил директору магазина Гогичаевой З.Е. заключать контракты.

Таким образом, трудовое законодательство предусматривает конкретные требования, при выполнении которых работодатель может заключить с отдельным работником письменный договор о полной материальной ответственности, перечень должностей и работ, при выполнении которых могут заключаться такие договоры, взаимные права и обязанности работника и работодателя по обеспечению сохранности материальных ценностей, переданных ему под отчет.

Однако, как установлено судом, истцом не выполнено трудовое законодательство, им не заключен письменный договор о полной материальной ответственности с ответчиком и не выдавался разовый документ.

При этом невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанностей возместить причиненный ущерб.

Кроме того, в соответствии со ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Суд обратил внимание на последнее условие - неисполнение со стороны работодателя обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Установлено, что помещение магазина, где находился вверенный ответчику товар, не был под охраной. Не проводилась в установленном порядке инвентаризация, ревизия и другие проверки сохранности и состояния имущества. Хотя из приказа №1 от 5 мая 2008года ЧП Созиев Р.З. возложил на директора магазина Гогичаеву З.Е ведение бухгалтерского учета и отчетность движение товаров.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Созиева Р.З..

Созиев Р.З. в своем исковом заявлении просит о возмещении расходов на оплату услуг его представителя, указав сумму возмещения ...... рублей, и приложил документы, подтверждающие понесенные им расходы.

Однако, в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку, в пользу истца не состоялось решение суда, то расходы, понесенные им на оплату услуг представителя, не взыскиваются с ответчика.

Так же, в силу ст.98 ГПК РФ при вынесении решения по делу суд обязан рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Но поскольку в пользу истца не состоялось решение суда, то уплаченную госпошлину не следует взыскать с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст. 243,244,239 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 923 «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности» (СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4678), Постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002г. №85, суд

Р Е Ш И Л:

В иске частного предпринимателя Созиева Р.З. к Кудзоевой З.В. о возмещении ущерба причиненного при исполнении трудовых обязанностей в размере 186.596 рублей, о взыскании суммы за оказание адвокатом правовой помощи в сумме 6.000 рублей и о взыскании за уплаченную государственную помощь в сумме 3.880 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Судья:           Черчесова Л.А.