2-394/11 иск Комитета РСО-Алания по занятости населения к Дзусову А.В. о взыскании субсидий и процентов за неправомерное пользования чужими денежными средствами



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 2011года                                                                       г.Алагир

Дело № 2-394/11.

                                                                                                    

Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи - Черчесовой Л.А.

при секретаре - Будаевой З.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения к Дзусова А.В. о взыскании суммы субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами,

У С Т А Н О В И Л:

Комитета РСО - Алания по занятости населения обратился в Алагирский районный суд РСО-Алания с требованиями о взыскании с Дзусова А.В. финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности сумму в размере ....... рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами ...... рублей всего ....... рублей.

В судебном заседании представитель истца - Битиева З.Р. действующая на основании доверенности №721 от 08.07.2011года, требования поддержала и пояснила, что Дзусов А.В. 18.12.2008 года обратился в Государственное учреждение центр занятости населения по Алагирскому району (в настоящее время - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения по Алагирскому району») в целях поиска подходящей работы и был признан безработным. 20.07.2009 года между центром занятости и ответчиком был заключен договор о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, на основании которого Центр занятости перечислил на лицевой счет Дзусова А.В. субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере ..... рублей. В соответствии с пунктом 2.8. указанного договора Центр занятости осуществляет контроль за выполнением условий договора, в связи с чем 03.06.2010 года Центром занятости ответчику было направлено письмо с просьбой представить документы, подтверждающие целевое расходование финансовых средств, однако никаких документов ответчик в Центр занятости не предоставил. Кроме этого, специалисты центра занятости 20.07.2010 года выезжали по месту жительства ответчика с целью проверки выполнения условий договора, в ходе, которой ответчиком не были предоставлены документы, подтверждающие целевое расходование выделенных финансовых средств. Таким образом, были нарушены условия договора, в связи с чем, просила взыскать с ответчика в пользу Комитета РСО - Алания по занятости населения финансовые средства в размере ..... рублей, полученные на организацию предпринимательской деятельности. Кроме того, согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения за счет другого лица просил взыскать проценты на сумму этих средств. Период незаконного пользования ответчиком чужими денежными средствами, за который подлежит уплата процентов с 21.08.2009 года по 12.10.2011 год, составляет 782 дня. Ставка рефинансирования на день обращения с иском составляет 8,25 % годовых, в связи с этим сумма составляет ..... рублей. Просила требования Комитета в полном объеме удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Дзусов А.В. исковые требования не признал и пояснил, что действительно 18.12.2008 года он был признан безработным. 20.07.2009 года между ним и центром занятости был заключен договор о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. На основании этого договора ему Центр занятости перечислил на лицевой счет субсидию в размере ...... рублей. Предметом данного договора является совместная деятельность сторон по содействию развития малого предпринимательства, самозанятости безработного гражданина, создания торговой точки, и выделение ему безвозмездной субсидии. Согласно пункту 2.6 договора истец перечисляет сумму субсидии на лицевой счет гражданина после предоставления документов, оговоренных пунктом 2.12 договора, в соответствии с которым гражданин должен был представить в центр занятости в течение 30 дней с даты внесения записи в государственный реестр документы, подтверждающие организацию предпринимательской деятельности, самозанятости, КФХ: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, квитанцию об оплате государственной пошлины. Факт выплаты субсидии подтверждает то, что он вышеуказанные требования выполнил. Так же считает, что существенным условием договора являлось согласно пункту 2.14 обязанность заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев. Он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22.06.2010 года. Кроме того, у него имеется закупочный акт, товарная накладная от 25.09.2009 года о закупке им женской одежды .... рублей, что свидетельствует о том, что он выполнил условия договора, а именно целевое использование финансовой помощи. Кроме того, у него имеется акт от 14.07.2011 года составленный сотрудником Центра занятости о выполнении условий договора №5 от 20.07.2009 года. Просил в иске отказать полностью.

Исследовав материалы дела, выслушав показания сторон, суд приходит к убеждению, что требования Комитета РСО - Алания по занятости населения не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии карточке обратившегося за государственной услугой Дзусов А.В. был признан безработным 18.12.2008 года, и было назначено ему пособие.

Согласно копии договора №5 от 20.07.2009 года между Государственным учреждением центра занятости населения по Алагирскому району и Дзусовым А.В. был заключен договор о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработного гражданина, и выделение безвозмездной субсидии.

Из пункта 2.5 указанного договора следует, что он был заключен в целях расширения возможностей обеспечения занятости населения в рамках Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия - Алания в 2009 году.

По условиям договора пунктов 2.10 - 2.15 Дзусов А.В. обязался: представить заявление-анкету о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости; подготовить технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план) и представить его в «Центр»; представить свидетельство о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; заниматься предпринимательской деятельностью не менее 12 месяцев. В случае невыполнения взятых обязательств или нецелевого использования финансовой помощи Дзусов А.В. обязан возвратить полученные денежные средства.

В свою очередь ГУ ЦЗН по Алагирскому району обязался Дзусову А.В. перечислить сумму субсидии на его лицевой счет в размере 58.800 рублей, после предоставления документов, отговоренных п.2.12 договора.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Дзусовым А.В. во исполнение условий договора были представлены указанные в договоре документы, так как ГУ ЦЗН по Алагирскому району ему была предоставлена субсидия в размере ... рублей, что подтверждается из копий приложенных к исковому заявлению документов:

- приказ директора ГУ ЦЗН по Алагирскому району №САМ10019 от 27.07.2009 года об оказании финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработному.

- выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств.

О том, что Дзусов А.В. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и был снят с регистрации свидетельствует из выписки из ЕГРИП №544 от 08.12.2011года.

Суд считает, что Комитет РСО - Алания по занятости населения обращаясь с вышеуказанными требованиями не учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта РФ» средства федерального бюджета, предусмотренные в 2009 году на реализацию мер по поддержке рынка труда направлены на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, а также утверждены Правила предоставления таких субсидий.

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.

Пунктом 15 Правил установлено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых является субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Так ст.ст.28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

По смыслу ст.289 Бюджетного кодекса РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств и влечет их изъятие в бесспорном порядке.

Как установлено в ходе судебного разбирательства основной целью предоставления субсидии, которую получил Дзусов А.В., является содействие самозанятости безработных граждан или создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Исполнение данных им обязательств и факт осуществления Дзусовым А.В. предпринимательской деятельности подтверждаются вышеуказанными документами, а также из товарной накладной согласно которой он 25.09.2009 года закупил женскую одежду на сумму ..... рублей.

Более того, из акта ГКУ ЦЗН от 15.07.2011 года следует, что Дзусов А.В. условия договора №5 от 20.07.2009 года выполнил в полном объеме, что сумма субсидии в размере 58.800 рублей израсходована в соответствии с бизнес-планом.

Данные документы свидетельствуют о том, что Дзусов А.В. использовал спорные денежные средства по целевому назначению, их истребование в бесспорном порядке не соответствует положениям ст.289 Бюджетного кодекса РФ.

При таком положении суд считает, что непредставление Дзусовым А.В. в срок документов, подтверждающих выполнение принятых обязательств, не может служить основанием для бесспорного изъятия полученных им бюджетных средств.

Следовательно, и требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Комитета Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения к Дзусову А.В. о взыскании суммы субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в размере ..... рублей из которых: .... рублей - финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности и ...... рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение       10 дней.

Судья:                                                                                     Черчесова Л.А.