Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Аевой И.И.,
с участием прокурора Костенко А.А.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах Сацук Виктора Ефимовича к филиалу Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, перерасчете начисленных коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Сацук В.Е. к филиалу Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» ( далее филиал Красноярской железной дороги) о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг с учетом 50 процентов их стоимости и перерасчете начисленных коммунальных услуг с Дата обезличена г., мотивируя требования тем, что Сацук В.Е., проживающий по адресу: пос. ... ..., ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, является потребителем холодного водоснабжения, ответчик в лице Дирекции по тепловодоснабжению коммунальных услуг, предоставляет указанные услуги с Дата обезличена г. без учета наличия у истца льгот, предусмотренных для лиц, имеющих удостоверение « Ветеран труда», тогда как социальная поддержка ветеранов регламентирована на уровне государства и Республики Хакасия.
В судебном заседании прокурор Костенко А.А., истец Сацук Е.В., иск поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что оплату за холодное водоснабжение в размере 50 процентов ответчик с Дата обезличена не принимает, перерасчет отказывается производить, чем нарушает законные права истца.
Третье лицо на стороне истца представитель Управления социальной поддержки населения муниципального образования Аскизский район ( далее Управление социальной поддержки населения) Ботина Т.А., действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., исковые требования поддержала, суду пояснила, что ответчик обязан был предоставлять льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, в том числе Сацук В.Е. по оплате холодного водоснабжения в размере 50 процентов от их стоимости, и получать от Управления социальной поддержки населения возмещение выпадающих доходов при оказании услуг, предоставляемых населению на льготных условиях. Однако предложение заключить договор на исполнение заказа по предоставлению льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в рамках реализации федеральных и республиканских законов, филиал Красноярской железной дороги не принял, ссылаясь на экономическую нецелесообразность, поскольку сумма выпадающих доходов меньше затрат, связанных с ведением счетов, счетов-фактур и реестров по каждой категории граждан отдельно.
Представитель ответчика Федорченко В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, иск не признал, указав в возражении, что услуга по холодному водоснабжению предоставляется Сацук В.Е. без оформления договора, что не противоречит действующему законодательству, по утвержденным тарифам и нормам потребления. С требованием о заключении договора на водоснабжение, с приложением документов, подтверждающих право на льготы, истец не обращался. В настоящее время ветераны труда получают социальную поддержку в денежной форме, путем обращения в орган социальной поддержки населения по месту жительства.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 1 части первой ст. 7, части второй, третьей ст. 8 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ « О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оплату коммунальных услуг ( п. 4 части первой ст. 13 вышеназванного ФЗ).
В соответствии с п. 7 части первой ст. 6 Закона Республики Хакасия от 11.11.2004 г. № 84 « О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Хакасия", и приравненным к ним лицам, а также лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", "Ветеран государственной службы", после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Частью первой ст. 4 Закона РХ определено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия.
До внесений изменений в ред. Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 N 143-ЗРХ, порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливался Правительством Республики Хакасия.
Порядок финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, утвержденный Постановлением Правительства Республик Хакасия от 24.12.2008 г. № 502 « О мерах по реализации закона Республики Хакасия « О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 г. и на плановый период 2010 г. и 2011 годов»» содержит раздел 4, касающийся социальной политики, где в пункте 4 установлено, что территориальные органы социальной поддержки населения возмещают предприятиям и организациям расходы, направленные на льготное лекарственное обеспечение, зубопротезирование, жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорами с предприятиями, организациями, предоставляющими льготы, с приложением счетов, счетов-фактур и согласованных форм реестров (в электроном варианте и на бумажном носителе) по каждой категории льготников отдельно.
В судебном заседании установлено, что Сацук Виктор Ефимович, Дата обезличена года рождения, проживает и зарегистрирован по адресу: ... ..., ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, имеет удостоверение серии В Номер обезличен « Ветеран труда», выданное Правительством Республики Хакасия от Дата обезличена г..
Согласно информации начальника Аскизского филиала ГУП РХ « Управление технической инвентаризации» квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, принадлежит истцу и имеет печное отопление и водопровод.
Как следует из пояснений Сацук В.Е. с Дата обезличена он производил оплату холодного водоснабжения в 50 процентном размере от их стоимости, с Дата обезличена ответчик отказался предоставлять льготу, расчет начисляет в полном объеме, с чем он не согласен, поскольку являясь ветераном труда имеет льготы по оплате коммунальных услуг.
Из расчета заместителя начальника Дирекции по тепловодоснабжению ФИО9, следует, что оплата за холодное водоснабжение, предоставляемое по адресу : ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, из количества двух проживающих, составляет:
Дата обезличена по 92 руб. 82 коп.. ежемесячно,
Дата обезличена по 168 руб. 49 коп. ежемесячно, с учетом полива огорода,
Дата обезличена по 92 руб. 82 коп. ежемесячно,
Дата обезличена по 100 руб. 62 коп..
При этом, согласно пояснений ФИО9 размер начисления за холодное водоснабжение и полив огорода рассчитывается согласно действующих в соответствующий расчетный период тарифов и норм, и определяется согласно нормативов потребления услуг ( 5,6 куб.м. на 1 чел в месяц), утвержденных Администрацией муниципального образования Аскизского поссовета Номер обезличен от Дата обезличена г. и тарифов ( 9,69 руб./ куб.м., без НДС), утвержденных для Красноярской железной дороги на услуги водоснабжения- Министерством по градостроительной и жилищной политике Правительства Республики Хакасия ( приказ Номер обезличенп от Дата обезличена г.).
Сторона истца не оспаривает размеры начислений за холодное водоснабжение и полив огорода, но считает, что Сацук В.Е. должен был производить оплату холодного водоснабжения в размере 50 процентов.
Суд считает, что требование Абаканского транспортного прокурора о предоставлении ответчиком с Дата обезличена ( заявленный период) льгот Сацук В.Е. по оплате холодного водоснабжения законно и обоснованно, поскольку последний имеет удостоверение « Ветерана труда», соответственно относится к категории граждан, которым в порядке и на условиях Закона Республики Хакасия « О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Учитывая тот факт, что Сацук В.Е. является потребителем на протяжении длительного времени, до Дата обезличена споров, связанных с оплатой коммунальных услуг между сторонами не возникало, суд исходит из того, что о наличии у него льгот ответчику должно было известно.
При этом, как следует из Порядка финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2009 г., на предприятие, оказывающее жилищно-коммунальные услуги, возлагается обязанность льготного предоставление коммунальных услуг, а затем на основании договора с территориальным органом социальной поддержки населения, последние обязаны возмещать ему выпадающие доходы.
В письме заместителя начальника ФИО9 от Дата обезличена г. Абаканскому транспортному прокурору сообщается, что Управление социальной поддержки населения муниципального образования Аскизский район с просьбой о заключении договора, направленного на возмещение затрат за предоставленные Дирекцией по тепловодоснабжению коммунальных услуг потребителям, проживающим в Аскизском районе, не обращалось.
Возражая против изложенного, представитель третьего лица Ботина Т.А., представила образцы договоров на исполнение заказа по предоставлению льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в рамках реализации федеральных и республиканских законов, пояснив, что Дата обезличена г. через специалиста администрации МО Аскизский поссовет ФИО11 в Дирекцию по тепловодоснабжению филиала Красноярской железной дороги был передан образец договора, аналогичная копия была направлена Дата обезличена г. за исх. Номер обезличен в технический отдел Дирекции ФИО10, однако действий, направленных на заключение договора ответчик не предпринял.
Анализируя спорную ситуацию, суд считает, что законные права и интересы Сацук В.И. не должны нарушаться отсутствием Договора между ответчиком и Управлением социальной поддержки населения по предоставлению льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, поэтому расчет начислений с Дата обезличена необходимо произвести с учетом льгот, предусмотренных действующим законодательством о ветеранах труда.
При этом, суд принимает во внимание, что согласно Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 г. № 09 « Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия» предусматривается осуществление перехода от натуральной формы к денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социального поддержки в соответствии с пунктом 2 Порядка, в два этапа согласно графику, утвержденному Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.
Пункт 3 данного Постановления предусматривает, что на первом этапе предоставление мер социальной поддержки в денежной форме осуществляется территориальным управлением социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования (далее - уполномоченный орган) путем перечисления средств бюджета, направленных на финансирование указанных мер, на банковские счета граждан или путем направления через организации федеральной почтовой связи по реестрам, ежемесячно представляемым товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах, и организациями, оказывающими услуги, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющими коммунальные услуги. Реестры представляются в электронном виде и на бумажных носителях по формам, предусмотренным договорами между уполномоченным органом и указанными организациями.
Способ получения мер социальной поддержки указывается в заявлении. Если гражданин не представил в уполномоченный орган заявление, меры социальной поддержки предоставляются путем направления через организации федеральной почтовой связи. При этом граждане имеют право обратиться с заявлением в уполномоченный орган и выбрать другой способ получения указанных мер.
Возражая против иска, представитель ответчика ссылается на действие Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 г., которым изменен способ получения отдельными категориями граждан, в том числе ветеранов труда, мер социальной поддержки.
Однако, необходимо исходить из того, что согласно графика перехода территориальных управлений социальной поддержки населения Республики Хакасия на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 23 марта 2010 г. № 38д, переход от натуральной формы предоставления мер социальной поддержки к денежной форме производится Управлением социальной поддержки населения муниципального образования Аскизский район с 01 апреля 2010 г..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность ответчика предоставлять истцу льготы по оплате холодного водоснабжения в размере 50 процентов от их стоимости отпала только с 01 апреля 2010 г., тогда как до указанного времени ответчик обязан произвести перерасчет коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет иск прокурора в интересах Сацук В.Е., и поскольку решение состоялось в пользу истца, взыскивает на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать филиал Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» с Дата обезличена г. произвести перерасчет коммунальных услуг по холодному водоснабжению, предоставляемых Сацук Виктору Ефимовичу по адресу: пос. ... ..., ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, с учетом 50 процентов от их стоимости, предусмотренной действующим законодательством о ветеранах труда.
Взыскать с филиала Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» в доход государства госпошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: И.И.Аева
Мотивированное решение изготовлено и подписано Дата обезличена г.
...а