Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г. с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Аевой И.И.,
с участием прокурора Костенко А.А.,
при секретаре Анжигановой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах Добриковой ... к филиалу Красноярской железной дороги ОАО «Российские железные дороги» о перерасчете начисленных коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Абаканский транспортный прокурор Безгин Ю.Е. обратился в суд в интересах Добриковой Г.И. с иском к филиалу Красноярской железной дороги ОАО «Российские железные дороги» (далее филиал Красноярской железной дороги) о перерасчете начисленных Добриковой Г.И. коммунальных услуг с учетом 50 процентов их стоимости, мотивируя требование тем, что Добрикова Г.И., проживающая по адресу: пос. ... ..., ..., д. Номер обезличен, кв. Номер обезличен, является потребителем холодного водоснабжения. Ответчик, в лице Дирекции по тепловодоснабжению коммунальных услуг, предоставляет указанную услугу без учета наличия у истца льгот, предусмотренных для лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», тогда как социальная поддержка ветеранов регламентирована на уровне государства и Республики Хакасия.
В судебном заседании прокурор Костенко А.А. иск поддержала, уточнив, что перерасчет необходимо произвести с Дата обезличена г. по 31 марта 2010 г., суду пояснила, что в июле Дата обезличена Добриковой Г.И. было выдано удостоверение о праве на льготы, приравненное к званию «Ветеран труда Республики Хакасия», в связи с чем истец должна оплачивать коммунальные услуги за холодное водоснабжение с учетом 50 процентов их стоимости, тогда как из представленных ответчиком расчетов усматривается, что Добрикова Г.И. коммунальную услугу по холодному водоснабжению оплатила в 100 % размере, что нарушает законные права истца.
Истец Добрикова Г.И. участия в судебном заседании не принимала, гражданское дело просила рассмотреть в ее отсутствие, заявление прокурора поддержала в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца представитель Управления социальной поддержки населения муниципального образования Аскизский район ( далее Управление социальной поддержки населения) Боргоякова Г.Ю., действующая на основании доверенности от Дата обезличена г., исковое требование поддержала, суду пояснила, что ответчик обязан был предоставлять льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, в том числе Добриковой Г.И. по оплате холодного водоснабжения в размере 50 процентов от их стоимости, и получать от Управления социальной поддержки населения возмещение выпадающих доходов при оказании услуг, предоставляемых населению на льготных условиях.
Представитель ответчика Сигулин М.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, иск не признал, в возражении указав, что услуга по холодному водоснабжению предоставляется Добриковой Г.И. без оформления договора, что не противоречит действующему законодательству, по утвержденным тарифам и нормам потребления. С требованием о заключении договора на водоснабжение с приложением документов, подтверждающих право на льготы, Добрикова Г.И. не обращалась, тогда как в настоящее время ветераны труда получают социальную поддержку в денежной форме, путем обращения в орган социальной поддержки населения по месту жительства, получают денежные средства на банковский счет либо по федеральной почтовой связи.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 1 части первой ст. 7, части второй, третьей ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей оплату коммунальных услуг ( п. 4 части первой ст. 13 вышеназванного ФЗ).
В соответствии с п. 7 части первой ст. 6 Закона Республики Хакасия от 11.11.2004 г. № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Хакасия", и приравненным к ним лицам, а также лицам, которым присвоено звание "Ветеран труда", "Ветеран военной службы", "Ветеран государственной службы", после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Частью первой ст. 4 Закона РХ определено, что меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия.
До внесений изменений в ред. Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 № 143-ЗРХ, порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливался Правительством Республики Хакасия.
Порядок финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, утвержденный Постановлением Правительства Республик Хакасия от 24.12.2008 г. № 502 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия « О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 г. и на плановый период 2010 г. и 2011 годов»» содержит раздел 4, касающийся социальной политики, где в пункте 4 установлено, что территориальные органы социальной поддержки населения возмещают предприятиям и организациям расходы, направленные на льготное лекарственное обеспечение, зубопротезирование, жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с заключенными договорами с предприятиями, организациями, предоставляющими льготы, с приложением счетов, счетов-фактур и согласованных форм реестров (в электроном варианте и на бумажном носителе) по каждой категории льготников отдельно.
В судебном заседании установлено, что Добрикова ... Дата обезличена года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: пос. ... ..., ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, имеет удостоверение серии ПЛ Номер обезличен о праве на льготы, выданное Управлением социальной поддержки населения МО Аскизский район в июле ...
При этом, предъявитель удостоверения приравнивается к званию «Ветеран труда Республики Хакасия», имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Республики Хакасия от 11 ноября 2004 г. № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия».
Согласно договора социального найма жилого помещения Номер обезличен от Дата обезличена г. Добрикова Г.И. является нанимателем квартиры, расположенной по указанному выше адресу.
Из расчета начальника сектора по договорной работе ФИО9 следует, что оплата за холодное водоснабжение, предоставляемое по адресу: ... ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, из количества двух проживающих, начислялась в 100 % размере.
Так, из представленных квитанций по оплате за холодную воду видно, что за период с июля по ноябрь Дата обезличена. Добриковой Г.И. оплачено ... руб. ... коп., с декабря по февраль Дата обезличена - ... руб. ... коп..
При этом, оплата принималась ответчиком за потребление двумя проживающими холодной воды, без учета 50 процентной льготы на Добрикову Г.И..
Данное обстоятельство подтверждается сообщением заместителя начальника Дирекции по тепловодоснабжению ФИО10 от Дата обезличена г., согласно которому Дирекция по тепловодоснабжению структурное подразделение Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность с 01 августа 2008 г., и данные о начислении к оплате может предоставить с августа 2008 г., и только в 100 - процентном размере.
Согласно информации начальника Дирекции по тепловодоснабжению ФИО11 размер начисления за холодное водоснабжение и полив огорода рассчитывается согласно действующих в соответствующий расчетный период тарифов и норм (постановление Правительства российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г.) и определяется согласно нормативов потребления услуг, утвержденных Администрацией муниципального образования Аскизского поссовета № 335 от 27.03.2009 г. и тарифов ( 9,69 руб./ куб.м., без НДС), утвержденных для Красноярской железной дороги на услуги водоснабжения- Министерством по градостроительной и жилищной политике Правительства Республики Хакасия ( приказ № 187-п от 27.11.2009 г.).
Сторона истца не оспаривает размеры начислений за холодное водоснабжение и полив огорода, но считает, что Добрикова Г.И. должна была производить оплату холодного водоснабжения в размере 50 процентов.
Суд считает, что требование Абаканского транспортного прокурора о предоставлении ответчиком льгот Добриковой Г.И. по оплате холодного водоснабжения законно и обоснованно, поскольку последняя имеет удостоверение о праве на льготы, соответственно относится к категории граждан, которым в порядке и на условиях Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов.
При этом, как следует из Порядка финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2009 г., на предприятие, оказывающее жилищно-коммунальные услуги, возлагается обязанность льготного предоставления коммунальных услуг, а затем на основании договора с территориальным органом социальной поддержки населения, последние обязаны возмещать ему выпадающие доходы.
Как видно из материалов гражданского дела, Дата обезличена г. начальником Управления социальной поддержки населения ФИО12 в адрес Дирекции по тепловодоснабжению направлен проект договора и копия постановления Правительства РХ от 19 января 2010 г. № 09 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия».
Дата обезличена г. начальник Дирекции по тепловодоснабжению в адрес ФИО12 направил ответ о том, что Дирекция является ресурсоснабжающей организацией и не обслуживает жилые дома, осуществляет поставку питьевой воды для граждан пос. Аскиз по сетям, находящимся на балансе Дирекции, до присоединений абонентов. Осуществить работу по ведению реестра на предоставление льгот для граждан возможности не имеет.
Однако, платежи по коммунальным услугам за холодную воду поступают на счет Дирекции по тепловодоснабжению Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Абаканский региональный участок ДТВ, что подтверждается представленными квитанциями.
Анализируя спорную ситуацию, суд считает, что законные права и интересы Добриковой Г.И. не должны нарушаться отсутствием Договора между ответчиком и Управлением социальной поддержки населения по предоставлению льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, поэтому расчет начислений с Дата обезличена необходимо произвести с учетом льгот, предусмотренных действующим законодательством о ветеранах труда.
При этом, суд принимает во внимание, что согласно Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 г. № 09 « Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Республике Хакасия» предусматривается осуществление перехода от натуральной формы к денежной форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социального поддержки в соответствии с пунктом 2 Порядка, в два этапа согласно графику, утвержденному Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.
Пункт 3 данного Постановления предусматривает, что на первом этапе предоставление мер социальной поддержки в денежной форме осуществляется территориальным управлением социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования (далее - уполномоченный орган) путем перечисления средств бюджета, направленных на финансирование указанных мер, на банковские счета граждан или путем направления через организации федеральной почтовой связи по реестрам, ежемесячно представляемым товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах, и организациями, оказывающими услуги, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющими коммунальные услуги. Реестры представляются в электронном виде и на бумажных носителях по формам, предусмотренным договорами между уполномоченным органом и указанными организациями.
Способ получения мер социальной поддержки указывается в заявлении. Если гражданин не представил в уполномоченный орган заявление, меры социальной поддержки предоставляются путем направления через организации федеральной почтовой связи. При этом граждане имеют право обратиться с заявлением в уполномоченный орган и выбрать другой способ получения указанных мер.
Возражая против иска, представитель ответчика ссылается на действие Постановления Правительства Республики Хакасия от 19.01.2010 г., которым изменен способ получения отдельными категориями граждан, в том числе ветеранов труда, мер социальной поддержки.
Однако, необходимо исходить из того, что согласно графика перехода территориальных управлений социальной поддержки населения Республики Хакасия на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 23 марта 2010 г. № 38д, переход от натуральной формы предоставления мер социальной поддержки к денежной форме производится Управлением социальной поддержки населения муниципального образования Аскизский район с 01 апреля 2010 г..
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязанность ответчика предоставлять истцу льготы по оплате холодного водоснабжения в размере 50 процентов от их стоимости отпала только с 01 апреля 2010 г., тогда как до указанного времени ответчик обязан произвести перерасчет коммунальных услуг с августа 2009 г., с момента возникновения права.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет иск прокурора в интересах Добриковой Г.И., и поскольку решение состоялось в пользу истца, взыскивает на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Обязать филиал Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» произвести перерасчет коммунальных услуг по холодному водоснабжению за период с Дата обезличена г. по 31 марта 2010 г., предоставляемых Добриковой ... по адресу: ... ... ..., ..., дом Номер обезличен, кв. Номер обезличен, с учетом 50 процентов от их стоимости, предусмотренной действующим законодательством о ветеранах труда.
Взыскать с филиала Красноярской железной дороги ОАО « Российские железные дороги» в доход государства госпошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: И.И.Аева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 24.08.2010 г.