Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2010 года с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия
В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,
при секретаре Чебодаевой Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Аскизского района в интересах Кулемеевой Людмилы Владимировны к администрации муниципального образования Аскизский район об обязании обеспечения благоустроенным жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия,
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющий обязанности прокурора Аскизского района Ошаров В.В. обратился в суд в интересах Кулемеевой Л.В., 08.10.1985 года рождения, с иском об обязании администрации муниципального образования Аскизский район обеспечения Кулемеевой Л.В. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя требование тем, что постановлением главы администрации Аскизского района от 19.03.2007 г. Кулемеева Л.В. поставлена на льготную очередь по предоставлению жилья. В 2002 году Кулемеева Л.В. окончила учебное заведение, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Кулемееву Л.В. жилым помещением на территории МО Бирикчульский сельсовет (по месту постановки на льготную очередь) не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района Кайдаракова К.В. поддержала заявленное требование, в обоснование требований ссылалась на доводы, изложенные в иске, дополнив, что с момента окончания учебного заведения Кулемеева Л.В. имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением. Принадлежащее ранее жилое помещение по <адрес> в <адрес> было признано непригодным для проживания, в связи с чем КУлемеева Л.В. Л.В. поставлена на льготную очередь по месту проживания родителей.
Истец Кулемеева Л.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 2002 году окончила <данные изъяты>, проживает в гражданском в браке с мужем и двумя детьми в <адрес>, <адрес>, <адрес>1, в квартире, принадлежащей матери мужа, имеет на иждивении двоих детей. Просит предоставить ей жилье в <адрес>.
Представитель ответчика Косточакова В.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала суду пояснила, что не отрицает, что КУлемеева Л.В. состоит на очереди на получение жилья как сирота. Однако в настоящее время из-за отсутствия денежных средств администрация <адрес> не может предоставить жилье, кроме того, предоставление жилья вне очереди Кулемеевой, нарушает права других детей сирот, состоящих на льготной очереди.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные правовые нормы содержит статья 1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусматривающая право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.
Статьей 5 Закона Республики Хакасия от 12 апреля 2007 г. № 15-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Республики Хакасия по договорам социального найма отдельным категориям граждан» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма должна быть не менее 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан.
Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Аскизского района от №, несовершеннолетняя Кулемеева Людмила Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, выявленная на территории муниципального образования Бирикчульский сельсовет, поставлена на льготную очередь по получению жилья по муниципальному образованию Бирикчульский сельсовет.
Постановлением главы администрации Бирикчульского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. назначена опекуном несовершеннолетних, в том числе и Кулемеевой Людмилы, <данные изъяты>. За несовершеннолетними сохранено право на жилплощадь по адресу: <адрес> / л.д.9/.
Родители истца - <данные изъяты>, умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно /актовые записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.13,14/.
Из информации представленной Аскизским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> не имеют зарегистрированных права на объекты недвижимого имущества.
Аналогичная информация представлена Аскизским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации».
Из справки, предоставленной администрацией МО Бирикчульский сельсовет <адрес> признано непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ Кулемеева Л.В. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение Югачинскую основную общеобразовательную школу станции <адрес> /копия аттестата об основном общем образовании серии Б №, л.д.8/.
Из справки главы администрации МО Бирикчульский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кулемеева Л.В., 1985 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>1, фактически проживает в гражданском браке с Петуховым А.Ю. в <адрес>1, и имеет в составе семьи двоих несовершеннолетних детей 2004 и 2008 года рождения. Состоит в МО Бирикчульский сельсовет на льготной очереди по получению жилья за №.
Кулемеева Л.В. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, о чем свидетельствует информация государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за №.
Учитывая, что Кулемеева Л.В. до настоящего времени не имеет жилой площади, тогда как по окончании образовательного учреждения у неё возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории <адрес>, по месту выявления и постановки на льготную очередь, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о.прокурора <адрес>, обратившегося в интересах Кулемеевой Л.В..
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку предоставление Кулемеевой Л.В. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Суд находит несостоятельным также доводы представителя ответчика о нарушении жилищных прав иных лиц, состоящих на льготной очереди, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Суд не соглашается с требованием истицы Кулемеевой Л.В. о предоставлении ей жилья в <адрес>, как не основанным на законе, поскольку законодатель в пункте 5 ст. 57 ЖК РФ установил, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам по месту их жительства, т.е в границах соответствующего населенного пункта, при этом общая площадь таких жилых помещений в расчете на одного человека не должна быть меньше нормы предоставления жилой площади, в данном случае по месту выявления и постановки на льготную очередь, при этом как отметил Конституционный Суд РФ, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Аскизского района в интересах Кулемеевой Людмилы Владимировны - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Кулемеевой Людмиле Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в с. Бирикчуль Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: Н.П.Адыякова
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года.
Председательствующий: Н.П.Адыякова