об оспаривании действия должностного лица органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

с участием представителя прокуратуры Аскизского района РХ Топоевой Ж.Д.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района в интересах жителей муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об оспаривании действия главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в части предоставления жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах жителей муниципального образования Вершино-Тейский поссовет с заявлением об оспаривании действия главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. в части предоставления жилого помещения, находящегося в <адрес>14 <данные изъяты> мотивируя требования тем, что в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства, в том числе и должностными лицами органов местного самоуправления, расположенных на территории Аскизского района, прокуратурой Аскизского района выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные главой администрации МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И.. Проверкой установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> является муниципальной собственностью. По договору социального найма никому не выделялось. В период с 2007 г. по 2010 г. в указанном жилом помещении, без заключенного в установленном порядке договора социального найма, проживал родной племянник главы МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. - ФИО4 и родной брат Красильниковой В.И. - ФИО5, которые не признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, на очереди граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по п. Вершина Теи состоит более 100 человек, жилищный вопрос которых не решен до настоящего времени. Таким образом, предоставление главой администрации МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не признанными таковыми, то есть ФИО4 и ФИО5 свидетельствует о нарушении приведенных, норм закона и нарушают права граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся. Просит признать действия главы МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И., выразившиеся в самовольном распоряжении муниципальным имуществом - жилым помещением, расположенным по адресу: Вершина Теи Аскизского <адрес> личных целях, путем предоставления данного жилого помещения ФИО4 и ФИО5 незаконными. Обязать главу МО Вершино-Тейский поссовет предоставить жилое решение, расположенное по вышеуказанному адресу гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района Топоева Ж.Д. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что незаконными действиями главы администрации МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. было нарушено конституционное право на получение жилья граждан, нуждающихся и состоящих на очереди на получение жилья

Заинтересованное лицо - глава администрации МО Вершино-Тейский поссовет в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, хотя была надлежащим образом извещена о времени и месте разбирательства дела, о чем в деле имеется телефонограмма, однако в силу ч.2 ст.257 ГПК РФ её неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав лиц, объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ).

Согласно статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставляют малоимущим гражданам жилье из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ);

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> передано в муниципальную собственность МО Вершино-Тейский поссовет /строка 165 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ/.

Главой администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ избрана Красильникова В.И..

Согласно ч.1 и 2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктов 8 и 9 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которая ведется по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону и в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.

Данные требования законодательства не были соблюдены главой муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. при предоставлении квартиры, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>.

Так, в декабре 2008 года главой МО Вершино-Тейский поссовет Красильниковой В.И. данное жилье было предоставлено ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты> <данные изъяты>, который является родным братом Красильниковой В.И., зарегистрированного по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует объяснение последнего от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.16/.

В период <данные изъяты> в <адрес> в п<адрес> <адрес> проживал ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который приходится племянником Красильниковой В.И./ объяснение ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.12/.

В качестве лиц, нуждающихся в жилом помещении ни ФИО5, ни ФИО4 Е.Л. в органе местного самоуправления не значатся, о чем свидетельствует представленная книга учета граждан, нуждающихся в получении жилья в администрации МО Вершино-Тейский поссовет.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в данной квартире никто не проживает.

Суд считает, что принятое органом местного самоуправления в лице главы Красильниковой В.И. решение в отношении спорного жилья противоречит действующему жилищному законодательству, поскольку законодатель установил, что жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть предоставлено по договору социального найма гражданину, являющимся малоимущим. При этом таковым, он должен быть признан органом местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Учитывая изложенное, суд находит требование прокурора Аскизского района об оспаривании действия главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в части предоставления жилого помещения, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требование прокурора Аскизского района - удовлетворить.

Признать действие главы администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в части предоставления жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> ФИО5 и ФИО4 Е.Л. незаконным..

Обязать главу муниципального образования Вершино-Тейский поссовет предоставить данную квартиру гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его оглашения через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.П.Адыякова