Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Аевой И.И.,
с участием прокурора Кайдараковой К.В.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Толстобровой <данные изъяты> к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Толстобровой С.В. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения, мотивируя требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ Толстоброва (Хворост С.В.) поставлена на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Толстоброва С.В. жильем не обеспечена, тогда как в ДД.ММ.ГГГГ г. она окончила учебное заведение, в связи с чем ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Толстоброва С.В. собственного жилья не имеет, в связи с чем просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить истицу жилым помещением по договору социального найма на территории МО Бирикчульский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.
В судебном заседании истица Толстоброва С.В. иск поддержала, суду пояснила, что жилья в собственности не имеет, проживает у родителей супруга, тогда как состоит на льготной очереди для предоставления жилья в Бирикчульском сельсовете, в ДД.ММ.ГГГГ г. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Прокурор Кайдаракова К.В. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Толстоброва С.В. с момента окончания учебного заведения в ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.
Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки РХ в бюджет МО Аскизский район был предоставлен межбюджетный трансферт на сумму <данные изъяты> руб., обеспечено жильем <данные изъяты> человек. Несмотря на то, что право Толстобровой С.В. на обеспечение жильем возникло в ДД.ММ.ГГГГ г., оно не может быть ей предоставлено, т.к. у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения. Более того, в списке детей на получение жилых помещений, право которых должно быть реализовано в ДД.ММ.ГГГГ г., Толстоброва С.В. (Хворост) значится под № №, что, в случае удовлетворения иска, нарушит право других детей на обеспечение жильем вне очереди, состоящих на льготной очереди перед истицей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.
Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В судебном заседании установлено, что Хворост <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются ФИО3, ФИО4 (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Родители истицы - ФИО3 решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим, мать ФИО4 решением Аскизского районного суда лишена родительских прав в отношении Хворост С.В.. Судебные постановления вступили в законную силу.
В связи с чем Хворост С.В. была поставлена на очередь для получения жилья (постановление главы администрации на территории Бирикчульского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ).
В настоящее время Хворост С.В. значится под № № в льготной очереди для получения жилья по МО Бирикчульский сельсовет и под № № в списке администрации МО Аскизский район об обеспечении жильем детей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило.
В ДД.ММ.ГГГГ Хворост С.В. окончила Аскизскую специальную (коррекционную) школу - интернат (свидетельство №).
ДД.ММ.ГГГГ Хворост С.В. вступила в брак с ФИО9, в связи с чем после заключения брака истице присвоена фамилия супруга (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
В подтверждение того, что истица, ее родители ФИО3, ФИО4 не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ», уведомления государственного регистратора Аскизского отделов управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ.
Более того, согласно справки администрации МО Бирикчульский сельсовет Хворост С.В. в ДД.ММ.ГГГГ г. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Толстоброва С.В. до настоящего времени жилого помещения не имеет, тогда как в ДД.ММ.ГГГГ у нее возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории МО Бирикчульский сельсовет Аскизского района, по месту выявления и постановки на льготную очередь, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению.
При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.
Довод ответчика об отсутствии финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Толстобровой <данные изъяты> к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Толстобровой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования Бирикчульский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: И.И. Аева