Иск прокурора Аскизского района к Администрации МО Аскизский район об обеспечении жилым помещением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз 02 ноября 2010 г.

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Кайдараковой К.В.,

Ивлевой Н.В.,

представителя администрации муниципального образования Аскизский район Косточаковой В.О.,

при секретаре Кольчиковой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Ивлевой Надежды Владимировны к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Ивлевой Н.В. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ Ивлева Н.В. поставлена на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Ивлева Н.В. жильем не обеспечена, тогда как ДД.ММ.ГГГГ она окончила учебное заведение, в связи с чем ей должно было быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Ивлева Н.В. собственного жилья не имеет. Просит обязать администрацию МО Аскизский район обеспечить Ивлеву Н.В. жилым помещением по договору социального найма на территории МО Усть-Чульского сельсовета Аскизского района, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании прокурор Кайдаракова К.В. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Ивлева Н.В. с момента окончания учебного заведения в июле 2010 г., в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Истец Ивлева Н.В. иск поддержала, суду пояснила, что из-за отсутствия жилья вынуждена снимать жилье, что финансово обременительно, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Косточакова В.О., действующая на основании доверенности от 20 октября 2010 г., иск прокурора не признала, сославшись на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в 2010 г. Министерством образования и науки РХ в бюджет МО Аскизский район был предоставлен межбюджетный трансферт на сумму 3 270 000 руб., обеспечено жильем 5 человек. Несмотря на то, что право Ивлевой Н.В. на обеспечение жильем возникло в июле 2010 г., оно не может быть ей предоставлено, т.к. у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти поместу жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Ивлева Надежда Владимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются ФИО2, ФИО3 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ отец Ивлевой Н.В. - ФИО2 умер (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании решения Берёзовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Ивлевой Н.В. - ФИО3, лишена родительских прав в отношении дочери, ребенок передан на воспитание тети ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ Ивлева Н.В., оставшаяся без попечения родителей, поставлена на льготную очередь для получения жилого помещения на территории Усть-Чульского сельсовета в ЗАО «Тейское» (постановление главы МО Усть-Чульского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Ивлева Н.В. окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», присуждена квалификация учитель русского языка и литературы, английского языка (диплом серии <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ).

В качестве доказательства того, что Ивлева Н.В. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справка Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление государственного регистратора Аскизского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, согласно справке главы администрации МО Усть-Чульский сельсовет от 06 августа 2010 г., Ивлева Н.В. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении 01 марта 2010 г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Ивлева Н.В. до настоящего времени жилья не имеет, тогда как в июне 2010 г. у нее возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории МО Усть-Чульский сельсовет Аскизского района, по месту выявления и постановки на льготную очередь, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма натерритории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд не может признать состоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета, так как обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Ивлевой Надежды Владимировны к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Ивлевой Надежде Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования Усть-Чульский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.Н. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 03.11.2010 г.

Судья Н.Н. Кузнецова