иск прокурора Аскизского района к администрации МО Аскизский район об обеспечении жилым помещением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз 02 ноября 2010 г.

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Кайдараковой К.В.,

Карачаковой А.Р.,

представителя администрации муниципального образования Аскизский район Косточаковой В.О.,

при секретаре Кольчиковой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Карачаковой Анны Рашидовны к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Карачаковой А.Р. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что ДД.ММ.ГГГГ Карачакова А.Р. поставлена на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Карачакова А.Р. жильем не обеспечена, тогда как ДД.ММ.ГГГГ она окончила учебное заведение, в связи с чем ей должно было быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Карачакова А.Р. вынуждена проживать с сестрой, так как она жилья не имеет. Просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Карачакову А.Р. жилым помещением по договору социального найма в с. Аскиз Аскизского района, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании прокурор Кайдаракова К.В. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Карачакова А.Р. с момента окончания учебного заведения в июле 2010 г., в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Истец Карачакова А.Р. иск поддержала, суду пояснила, что из-за отсутствия жилья вынуждена проживать у сестры. Зарегистрирована по адресу: <адрес>, по месту жительства бабушки ФИО6, которая умерла в 2003 г., по месту регистрации не живет, так как жилье не пригодно для проживания, в права наследования не вступила. В 2010 г. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика Косточакова В.О. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, сославшись на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в 2010 г. Министерством образования и науки РХ в бюджет МО Аскизский район был предоставлен межбюджетный трансферт на сумму 3 270 000 руб., обеспечено жильем 5 человек. Несмотря на то, что право Карачаковой А.Р. на обеспечение жильем возникло в июле 2010 г., оно не может быть ей предоставлено, т.к. у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти поместу жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Карачакова Анна Рашидовна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, единственным родителем является мать ФИО2 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ мать Карачаковой А.Р. - ФИО2 умерла (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Карачакова А.Р., как сирота, поставлена на льготную очередь для получение жилого помещения по МО Аскизский сельсовет (постановление главы Аскизского района № от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Карачакова А.Р. окончила <данные изъяты> в <адрес> по специальности «<данные изъяты>» (диплом серии 90 БА № выдан ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №).

В качестве доказательства того, что Карачакова А.Р. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справка Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от 14 июля 2010 г., уведомление государственного регистратора Аскизского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ состоянию на 22 июля 2010 г.

Более того, согласно справке главы администрации МО Аскизский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, Карачакова А.Р. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении10 августа 2010 г.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по адресу: <адрес>, где зарегистрирована Карачакова А.Р., не пригоден для проживания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Карачакова А.Р. до настоящего времени жилья не имеет, тогда как в июле 2010 г. у нее возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории с. Аскиз Аскизского района, по месту выявления и постановки на льготную очередь, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд не может признать состоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета, так как обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Карачаковой Анны Рашидовны к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Карачаковой Анне Рашидовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма в с. Аскиз Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.Н. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 03.11.2010 г.

Судья Н.Н. Кузнецова