решение удов.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

с. Аскиз 11 ноября 2010 г.

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего Петрова И.М.,

с участием помощника прокурора Аскизского района РХ Кайдараковой К.В.,

представителя администрации муниципального образования Аскизский район РХ Косточаковой В.О., действующая на основании доверенности,

при секретаре Казагашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Юктешева Федора Александровича к администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Юктешева Ф.А. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет от 4 января 2002 года Юктешев Ф.А. поставлен на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Юктешев Ф.А. жильем не обеспечен, тогда как 3 июля 2009 года он окончил учебное заведение, в связи с чем ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Юктешев Ф.А. нуждается в жилье, в связи с чем прокурор Аскизского района, действуя в его интересах, просит обязать администрацию МО Аскизского района обеспечить Юктешева Ф.А. жилым помещением по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Кайдаракова К.В. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Юктешев Ф.А. с момента окончания учебного заведения в июле 2009 г., в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь. 3 марта 2010 года прошел перерегистрацию в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель ответчика Косточакова В.О. иск прокурора не признала, суду пояснила, что в 2010 г. Министерством образования и науки РХ в бюджет МО Аскизский район был предоставлен межбюджетный трансферт на сумму <данные изъяты>., обеспечено жильем 5 человек. Несмотря на то, что право Юктешева Ф.А. на обеспечение жильем возникло в июле 2009 года, оно не может быть ему предоставлено, так как у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 года) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 9 октября 2009 года № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 9 октября 2009 года № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Юктешев Федор Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края (паспорт серии 9504 № выдан ДД.ММ.ГГГГ Аскизским РОВД Республики Хакасия).

Вступившим в законную силу решением Аскизского районного суда от 25 июня 1999 годаЮктешева Марита Иннокентьевна лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и сына Федора, 16 ноября 1984 года рождения.

Вступившим в законную силу решением Сорской постоянной сессии Усть-Абаканского райсуда от 27 апреля 2000 годаЮктешев Александр Федорович лишен родительских прав в отношении сына Федора, 16 ноября 1984 года рождения.

Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

3 июля 2009 года Юктешев Ф.А. окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет», что подтверждается диплом за регистрационным номером № <данные изъяты>

Согласно справке МО Аскизский сельсовет, Юктешев Ф.А. состоит на льготной очереди для получения жилья под № 23, при этом 3 марта 2010 года прошел перерегистрацию в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В качестве доказательства того, что Юктешев Ф.А. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справка начальника Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от 4 октября 2010 года, уведомление государственного регистратора Аскизского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от 4 октября 2010 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Юктешев Ф.А. до настоящего времени жилого помещения не имеет, тогда как 3 июля 2009 года у него возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории МО Аскизский сельский совет, по месту выявления и постановки на льготную очередь, поэтому иск, заявленный прокурором Аскизского района в его интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет.

Довод ответчика об отсутствии финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Юктешева Федора Александровича к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Юктешеву Федору Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 15 ноября 2010 года

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: И.М. Петров

Секретарь: Е.А. Казагашева