жалоба на действие органов местного самоуправления, решение обжаловано, вступило в законную силу 10.03.2011г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2011 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чебодаева Петра Федотовича о признании постановления главы администрации муниципального образования Аскизский район от 27.12.2010 года за №2206-п о включении жилого дома в разряд служебного жилого помещения незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Чебодаев П.Ф. обратился в суд с заявлением о признании постановления главы администрации муниципального образования Аскизский район от 27.12.2010 года за №2206-п о включении жилого дома в разряд служебного жилого помещения незаконным.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что ему и членам его семьи был предоставлен для проживания жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. В сентябре 2010 года при обращении в администрацию муниципального образования Аскизский район с заявлением о приватизации указанного выше жилого дома, ему было отказано, в связи с тем, что данное жилье является служебным, о чем главой администрации муниципального образования Аскизский район от 27.12.2010 года за №2206-п вынесено постановление о включении жилого дома в разряд служебного жилого помещения. Считает данное постановление незаконным, поскольку его изданием нарушено право заявителя на приватизацию жилого дома, просит отменить оспариваемое постановление.

В судебном заседании Чебодаев П.Ф. поддержал заявление, суду дополнил, что при замене паспорта в связи с достижением 45-ти лет ему было отказано в регистрации по месту проживания. Из-за неправомерных действий администрации нарушаются его конституционные права. По вышеуказанному адресу он проживает с 2000 года по настоящее время. Его вселение было произведено на основании распоряжения главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ за №р и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Адыгаев Е.В., действующий на основании доверенности, требования не признал, представил письменное возражение, в которых указал, что жилой <адрес> в <адрес> был передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Государственного комитета РХ по управлению государственным имуществом от 29.04.2003 г. №109 «О передаче объектов государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район», а также акта приема- передачи объектов государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район от 01.05.2003 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2009 года. В силу пункта 1.2. Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования Аскизский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 30.11.2006 года №53рс включение жилых помещений в разряд служебных жилых помещений производится постановлением главы Аскизского района в соответствии с требованиями действующего законодательства. Собственник не заключал с заявителем какого- либо договора найма жилья, в связи с чем оспариваемое постановление не затрагивает права и законные интересы заявителя на приватизацию. Заявитель и члены его семьи были вселены в служебное жилье на основании распоряжения главы администрации Аскизского района №246 от 21.06.2002 года. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно пункта 28 указанного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как видно из материалов дела и установлено судом, распоряжением главы администрации Аскизского района № 246р от 21 июня 2002 г. Чебодаеву П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был предоставлен жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, 13. На вселение в жилое помещение Управлением по градостроительной и жилищной политике администрацией Аскизского района заявителю был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорное жилое помещение находится в собственности муниципального образования <адрес>, что подтверждается регистрационной записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжения Государственного комитета РХ по управлению государственным имуществом № 109 от 29 апреля 2003 г. приложения к нему, акта приема - передачи объектов из государственной собственности Республики Хакасия в собственность муниципального образования Аскизский район от 01 мая 2003 г., жилой дом, площадью 81,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>,13, был принят в числе прочего имущества в собственность муниципального образования Аскизский район.

Из корешка ордера № 2 от 27 марта 2003 г., выданного Управлением по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района на имя Чебодаева П.Ф., следует, что жилое помещение служебное, предоставлено последнему в связи с работой в Аскизском РОВД в должности начальника отдела уголовного розыска, в качестве членов семьи указаны: супруга Чебодаева М.А., дочь Чебодаева Е.П. и сын Чебодаев Е.П..

Постановлением главы администрации муниципального образования Аскизский район от 27.12.2010 года за №2206-п жилой дом №13 по ул. Г.Тюдешевой в с.Аскиз был включен в разряд служебного жилого помещения.

Требуя признать оспариваемое постановление незаконным, заявитель ссылается, на то, что он вселился в предоставленное ему жилое помещение в связи с трудовыми отношениями на основании ордера с открытием финансового лицевого счета, оплачивал жилье, в том числе и электроэнергию, договор найма служебного жилого помещения с ним не заключался. Обращался неоднократно в администрацию МО Аскизский район с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилья, находящегося по указанному выше адресу, однако получил отказ. В спорном жилом помещении он проживает по настоящее время. В период его вселения в данный жилой дом составление договора социального найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовался. Полагает достаточным открытие лицевого счета на оплату коммунальных услуг, а также наличие домовой книги, которые являются фактическим заключением договора найма жилого помещения.

По действовавшему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).

В соответствии со статьями 50, 51 и 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения заявителя в указанный выше жилой дом, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отношения между администрацией Аскизского района и Чебодаевым П.Ф. носили договорный характер.

В силу ст.101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 47 и ст.105 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Служебные жилые помещения в соответствии с п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Таким образом, распоряжение главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ №р о зачислении спорного жилого дома в разряд служебного жилья не свидетельствует о статусе жилья как служебного.

Анализируя указанные нормы жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее по тексту Правила).

Согласно Правилам следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (пункт 3).

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным настоящими Правилами (пункт12);.

Решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 30 ноября 2006 года за №53 рс утверждено Положение «О служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования Аскизский район».

Пункт 1.2 указанного Положения предусматривает, что включение жилого дома в разряд служебного жилищного фонда производится постановлением главы Аскизского района в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В разделе 2 данного Положения определен порядок включения жилых помещений в число служебных и исключения из их числа.

В разряд служебных жилых помещений может быть включено только свободное жилое помещение. Жилое помещение включается в число служебных на основании решения жилищной комиссии муниципального образования Аскизский район по ходатайству организаций, предприятий, учреждений, введении которых находятся эти помещения. Решение жилищной комиссии утверждается постановлением главы Аскизского района (пункт 2.1. Положения).

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данной ситуации глава администрации муниципального образования Аскизский район, действуя в пределах предоставленных ему вышеназванным Положением полномочий,

не имел правовых оснований для принятия оспариваемого постановления, поскольку в нарушение требований пункта 3 Правил спорное жилье не было свободным.

Данное обстоятельство представителем администрации МО Аскизский район не оспаривается, также подтверждается представленными заявителем суду доказательствами: домовой книгой и информацией, представленной отделением УФМС по Аскизскому району.

Учитывая, что оспариваемым постановлением спорное жилое помещение было отнесено к специализированному (служебному) жилому фонду в период проживания в жилом помещении заявителя, суд удовлетворяет заявленные Чебодаевым П.Ф. требования, поскольку принятие оспариваемого постановления влечет изменение правового режима жилого помещения и нарушает права Чебодаева П.Ф. на заключение договора найма жилого помещения.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Требование Чебодаева Петра Федотовича - удовлетворить.

Признать постановление главы администрации муниципального образования Аскизский район от 27.12.2010 года за №2206-п о включении жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, ул. <адрес> разряд служебного жилого помещения - незаконным.

Обязать главу администрации муниципального образования Аскизский район Побызакова М.А. отменить вышеуказанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.П.Адыякова

Мотивированное решение составлено 14 января 2011 г..

Председательствующий: Н.П.Адыякова