РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2010 года с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия
В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.
с участием представителей прокуратуры Аскизского района РХ Мирошкина А.В., Кайдараковой К.В., Загрядского О.В.,
при секретаре Чебодаевой Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майнагашевой Людмилы Максимовны к администрации муниципального образования Аскизский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Майнагашева Л.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на муниципальной службе в администрации муниципального образования <адрес>.
Распоряжением главы администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № рк трудовой договор с ней был прекращен по п.2 ст.81 ТК РФ - в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Майнагашева Л.М. не согласившись с увольнением, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ была назначена начальником организационно-контрольного отдела по работе с территориями. ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена с распоряжением главы администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности штата работников. ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена с письменным уведомлением о принятии участия в конкурсе на замещение вакантных должностей. В связи с нервными переживаниями в период с 8 по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном излечении в республиканской больнице <адрес>. Считает, что при увольнении ответчиком допущены нарушения трудового законодательства, поскольку фактически организационно-контрольный отдел не упразднен, продолжает свою деятельность, Центр занятости населения не был уведомлен о предстоящем сокращении численности штата работников, она /истица/ имела преимущественное право оставления на работе, кроме того, ей /истице/ не предлагались имеющиеся вакантные должности.
В судебном заседании истица Майнагашева Л.М. и её представитель Юнгейм Е.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что она /истица/ является опытным специалистом, неоднократно поощрялась за достигнутые успехи в работе. Претензий к процедуре увольнения не имеет, ее предупредили о предстоящем сокращении ее должности, она расписалась, ознакомилась, ей предлагали вакантные должности, однако она в связи с болезнью не приняла участия в конкурсе, заявлений на участие в конкурсе не подавала и не писала. Полагает, что имела преимущественное право на оставление на работе, т.к. муниципальный стаж работы составляет 14 лет. На имевшуюся вакантную должность главного специалиста общего отдела была переведена главный ведущий специалист Челтыгмашева Г.П., у которой стаж работы меньше, чем у нее. С ДД.ММ.ГГГГ она получает пенсию.
Ответчик в лице представителя Потехиной Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что штатное расписание определяется и утверждается главой администрации района самостоятельно в соответствии с численным составом, утвержденным Советом депутатов, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального района на содержание аппарата администрации. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-пл глава администрации МО Аскизский район в целях оптимизации деятельности администрации принял решение об организационных изменениях в деятельности администрации, в числе прочих отделов был упразднен и организационно-контрольный отдел, который насчитывал две штатные единицы - начальника отдела и главного специалиста. В связи с отнесением служебных обязанностей главного специалиста данного отдела к компетенции общего отдела администрации, Челтыгмашева Г.П., выполнявшая данные обязанности, имеющая соответствующее профильное образование, имеющая более эффективные и производительные показатели в работе, была переведена в общий отдел администрации района. Обязанности, выполняемые истицей Майнагашевой Л.М., перераспределены либо упразднены. Порядок поступления граждан на муниципальную службу в МО Аскизский район определен решением Совета депутатов МО Аскизский район от 29.11.2007 №95рс «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы МО Аскизский район». В период с 01 по 13 января 2010 года в администрации района имелись вакантные должности: ведущий специалист по работе с молодежью, начальник отдела сельского хозяйства, а с 13 января 2010г. - ведущий специалист пресс-секретарь, заместитель главы администрации и уборщик 0,5 ставки. Истице с учетом её образования ( высшее педагогическое, учитель ) было предложено об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей ведущего специалиста пресс-секретаря и заместителя главы, однако истица не подавала заявление на участие в конкурсе. Считает, что при увольнении истицы ответчиком не допущено нарушений действующего законодательства, соблюдены все статьи законодательства, кроме того, истица получает пенсию и имеет источник дохода. Не соглашается с доводами истицы о не предоставлении ей рабочего места, неполучения уведомления об участии в конкурсе, не направлении уведомления в центр занятости населения об ее высвобождении, а также о преимущественном праве оставлении ее на работе.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации /далее по тексту ТК РФ/ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу части 3 статьи 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.
Учитывая, что увольнение истицы имело место по инициативе работодателя на нем лежит обязанность доказать законность её увольнения в связи с сокращением штата работников, при этом расторжение трудовых договоров с работниками по данному основанию является правомерным при наличии следующих условий: сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место; работник не имеет преимущественного права на оставление на работе; работник заранее, не менее чем за 2 месяца до увольнения, предупрежден персонально и под роспись о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата; невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
В судебном заседании установлено, что Майнагашева Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в муниципальной службе в администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия, при этом с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность начальника отдела по работе с территориями и контролю / распоряжение главы администрации МО Аскизский район от 02.02.2005 г. №12рк/.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 43 Устава для организационного, правового, материально-технического, информационного и иного обеспечения деятельности администрации района образуется аппарат администрации района. Деятельность функциональных отделов аппарата администрации района, должностных лиц аппарата регулируется положением об аппарате администрации района, утверждаемым главой администрации района. Штатное расписание аппарата администрации определяется и утверждается главой администрации района самостоятельно в соответствии с численным составом, утвержденным Советом депутатов, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального района на содержание аппарата администрации.
Постановлением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от 26 ноября 2009 г. №540 был утвержден численный состав администрации Аскизского района в количестве 73 штатных единиц должностей муниципальной службы, утверждена структура администрации района согласно приложению. Постановление Совета депутатов МО Аскизский район от 22.02.2006 №22 «Об утверждении структуры и численного состава администрации Аскизского района» признано утратившим силу.
Из указанного приложения следует, что аппарат администрации района входит в структуру администрации Аскизского района.
На основании постановления главы администрации МО Аскизский район от 13 января 2010г. №1пл утвержден состав аппарата администрации Аскизского района, в количестве 30 единиц, упразднены должность руководителя аппарата администрации Аскизского района и организационно-контрольный отдел. Отделу по мобилизационной, кадровой и спецработе администрации Аскизского района внести изменения в Положение об общем отделе администрации Аскизского района: организовать мероприятия по приведению штат работников администрации в соответствие с настоящим постановлением и утвержденным штатным расписанием в порядке, установленным действующим законодательством. Бухгалтерии администрации внести соответствующие изменения в штатное расписание администрации Аскизского района /пункты 3, 4, 6 и 7 указанного Постановления/.
Постановлением главы администрации МО Аскизский район от этой же даты № 2 пл внесены изменения в штатное расписание администрации МО Аскизский район, введены штатные единицы заместителя главы администрации района и ведущего специалиста -пресс - секретаря, единица главного специалиста из организационно-контрольного отдела передана в общий отдел администрации района.
Постановлением главы администрации МО Аскизский район от 28.01.2010г. №5 пл утверждено Положение об общем отделе администрации Аскизского района, которым полномочия организационно-контрольного отдела переданы в общий отдел.
ДД.ММ.ГГГГ истица Майнагашева Л.М. предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников и ознакомлена с указанным постановлением, о чем свидетельствует её подпись /л.д.11/.
О том, что орган занятости населения был уведомлен о предстоящем увольнении истицы в связи с предстоящим сокращением штата работников свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (вход.№ б/н )
В судебном заседании установлено, что в администрации МО Аскизский район профсоюзный орган отсутствует
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за № рк трудовые отношения с истицей были прекращены по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации /л.д.20/.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что сокращение численности работников администрации МО Аскизский район действительно имело место, при этом о предстоящем увольнении истица была уведомлена в сроки установленные действующим законодательством.
Заявляя исковые требования, Майнагашева Л.М. и её представитель ссылаются на то обстоятельство, что она /истица/ имела преимущественное право на оставление на работе, поскольку имеет продолжительный период работы муниципальной службы, в т.ч. и в должности начальника организационно-контрольного отдела, неоднократно награждалась почетными грамотами.
В содержании преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации положение статьи 179 ТК РФ выделяет преимущества двух уровней. К первому уровню относятся преимущества, которые носят абсолютный характер. Эти преимущества имеют те работники, у которых более высокая производительность труда и квалификация. Преимущества второго уровня определяются только при равной производительности труда и квалификации. Этими преимуществами пользуются: семейные - при наличии двух или более иждивенцев; лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества; работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
При решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе необходимо учитывать также, что ст. 179 ТК говорит о преимущественном праве на оставление именно на прежней (той же) работе. Это означает, что если несколько работников, подлежащих сокращению, претендуют на вакантную должность, то правило о преимущественном праве на оставление на работе к ним не применяется. В таком случае работодатель вправе сам определить, кому из работников, подлежащих увольнению, предложить вакантную должность.
В рассматриваемой ситуации, работники организационно-контрольного отдела /Майнагашева Л.М. и Челтыгмашева Г.П. / претендовали на должность главного специалиста общего отдела.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя,
который вправе самостоятельно принимать необходимые кадровые решения, то есть вправе сам определить, кому из работников, подлежащих увольнению, предложить вакантную должность, поскольку иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников.
Судом установлено, что работодатель /ответчик/ передав единицу главного специалиста организационно-контрольного отдела в общий отдел, в порядке перевода на данную должность назначил Челтыгмашеву Г.П., ранее занимавшую должность главного специалиста указанного отдела, имеющую профильное образование / в сфере государственного и муниципального управления, диплом серии ПП №/, стаж муниципальной службы 12 лет, успешно владеющей компьютером, имеющей на иждивении дочь, не достигшей 23 лет, обучающейся в образовательном учреждении по очной форме обучения, то есть реализовал право самостоятельного решения кадровых вопросов.
В свою очередь, истица Майнагашева Л.М., 1950 года рождения, по специальности учитель русского языка и литературы, не имеет иждивенцев, с 26.07. 2005 года ей назначена трудовая пенсия, кроме того, она не имеет навыков работы на компьютере, не имеет профильного образования (в сфере государственного и муниципального управления).
Данные обстоятельства истицей в судебном заседании не оспаривались.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей пояснили:
ФИО8/председатель Совета депутатов Аскизского района/ 26 ноября 2009 года Советом депутатов был утвержден численный состав и структура администрации Аскизского района путем принятия постановления. Данное постановление было принято в соответствии со статьей 41 Устава МО Аскизский район и не противоречит законодательству.
Свидетель ФИО11 Л.П. /глава администрации МО Пуланкольский сельсовет/, пояснила суду, что истицу знает с 1990-х годов, считает, что с сокращением организационно-контрольного отдела администрации района утеряна обратная связь с администрацией района. Отмечает деловые и профессиональные качества истицы.
Свидетель ФИО9 пояснил суду, что структура администрации района это вопрос местного значения. Полагает, что без организационно-контрольного отдела аппарат администрации района не полноценен.
Свидетель ФИО10 пояснила суду, что она является работником отдела кадров администрации МО Аскизский район. Вся процедура увольнения истицы в связи с сокращением должности начальника организационно-контрольного отдела была соблюдена. Со всеми документами истица была ознакомлена, своевременно предупреждена. Постановлением главы администрации МО Аскизский район от 13.01.2010 года № 2 пл внесены изменения в штатное расписание, по которому из штата администрации района выведена единица руководителя аппарата администрации и начальника организационно-контрольного отдела, с введением в штат администрации единицы ведущего специалиста - пресс-секретаря и заместителя главы администрации. Единица главного специалиста организационного отдела передана в общий отдел администрации, а единица ведущего специалиста по делам молодежи передана в Комитет по спорту, туризму и молодежной политике. По имеющимся вакансиям пресс-секретаря, заместителя главы администрации, а также уборщика на 0,5 ставки она лично уведомляла истицу. Ни письменного, ни устного заявления от истицы на участие в конкурсе на вакантные должности не поступили.
Проанализировав показания свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО11, суд полагает, что их пояснения по существу нарушений трудовых прав истицы и нарушения процедуры увольнения информации не несут, а носят лишь информационный характер о работе организационно-контрольного отдела относительно организации работы в администрации района.
Из показаний свидетеля ФИО10 видно, что, истица не менее чем за два месяца до увольнения предупреждена персонально под роспись о предстоящем увольнении по сокращению штата, а также, об имеющихся вакантных должностях, о чем также не отрицает и сама истица.
Возражая против иска, сторона ответчика представила суду уведомление об участии в конкурсе на замещение вакантных должностей - ведущего специалиста-пресс-секретаря, администрации Аскизского района, заместителя главы администрации Аскизского района, а также вакансии уборщика, в котором имеется подпись истицы от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что объявление о проведении указанных выше конкурсов публиковалось в районной газете МО Аскизский район «Аскизский труженик».
Согласно пункту 9 Положения о проведении конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы муниципального образования <адрес> /утвержденным Решением Совета депутатов МО Аскизский район от 29.11.2007 г.№95рс / муниципальный служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
Факт неучастия в конкурсе на замещение вакантных должностей истицей не оспаривается, однако Майнагашева и её представитель ссылаются на уважительность причин /нахождение на стационарном излечении/, а также личного предположения о победе иного лица на выборах главы администрации района, участника конкурса Чечиеву С.О., принятого временно на должность пресс-секретаря, при этом предложение ответчиком ставки уборщика по ею /истицы/ мнению унизительно.
В данном случае, указанные доводы истицы и её представителя суд не может принять во внимание, поскольку они не могут служить доказательством невыполнения ответчиком обязанности по предложению имеющихся вакансий.
Одновременно суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что истица получает пенсию и имеет источник существования как, не имеющей для разрешения спора правового значения.
С учетом всех обстоятельств по делу, суд считает, что при увольнении истицы сокращение штата действительно имело место, при решении вопроса о преимущественном оставлении на работе ответчиком были соблюдены нормы действующего трудового законодательства, каких-либо нарушений со стороны работодателя при увольнении истицы не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Майнагашевой Л.М. о восстановлении на работе, взыскания оплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не имеются.
Руководствуясь ст. ст. 194,198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Майнагашевой Людмилы Максимовны к администрации муниципального образования Аскизский район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: Н.П.Адыякова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 мая 2010года.
Председательствующий: Н.П. Адыякова