РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2010 года с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе: председательствующего Адыяковой Н.П.
с участием прокурора Аскизского района Шмидт Е.И.,
при секретаре Чебодаевой Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калугиной Ларисы Васильевны об обязании территориальной избирательной комиссии Аскизского района произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет по избирательному участку №215 муниципального образования Балыксинский сельсовет,
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет Калугина Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании результатов выборов на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет
недействительным, в обоснование требований, ссылаясь на нарушение требований избирательного законодательства, в частности, наблюдателям не было показано общее количество бюллетеней; не была допущена к подсчету бюллетеней, бюллетени находились в открытом положении; кандидат в депутаты местного совета МО Балыксинский сельсовет Гува Ф.Ф. нес домой чистые бюллетени, при этом какого-либо заявления от него в избирательную комиссию не поступило; наблюдатель ФИО9 сидела в стороне, где ей ничего не было видно; при подсчете бюллетеней цифры не сходились; протокол избирательной комиссии № не сходился с протоколами, выданными ей /Калугиной/, считает, что цифры сфальсифицированы; избирателей спаивали и подкупали. Просит признать выборы, состоявшиеся ДД.ММ.ГГГГ, недействительными.
01.11.2010 года при подготовке дела к судебному разбирательству Калугина Л.В. уточнила свои требования, просила обязать территориальную избирательную комиссию Аскизского района произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет по избирательному участку №215 муниципального образования Балыксинский сельсовет.
В судебное заседание заявитель Калугина Л.В. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем в деле имеется телефонограмма, при этом заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить.
Участвовавшая в судебном заседании от 19.11.2010 г. Калугина Л.В. требование поддержала, в обоснование требований ссылалась на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что в день выборов имело место массовое спаивание людей кандидатом на должность главы Сафиулиным. По данному факту она /Калугина/ звонила в прокуратуру Аскизского района, органами милиции проводилась проверка, результаты которой ей не известны. Согласно копии протокола об итогах голосования (выданного УИК её наблюдателю в 00-30 минут) число погашенных бюллетеней составляет 595, число действительных - 829, число недействительных -17, при суммировании не хватает одного бюллетеня, считает, что один голос избирателя потерялся. В день выборов 10.10.2010 г. граждане, состоящие в команде кандидата на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет Сафиулина, стоя на крыльце здания, где проводилось голосование, раздавали денежные средства избирателям, в частности Марьясову Андрею и бывшим работникам почтового отделения, назвать конкретные фамилии она не может. Председатель УИК Бекарева в коридоре здания, где проводилось голосование, вручила Махнову В.Л. денежные средства в размере 100 рублей, на её /Калугиной / вопрос она пояснила, что данный гражданин является их работником и повредил ногу, денежные средства необходимы для обращения за медицинской помощью. Её наблюдателем, как кандидата на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет, была ФИО9, со слов которой ей известны обстоятельства хода голосования. Расписку об отсутствии претензий в ходе выборов ФИО9 написала по просьбе членов УИК. Со слов ФИО9, она не стала дожидаться окончания подсчета бюллетеней, т.к. торопилась домой, и не обратила внимания на разницу в протоколе на один голос.
Определением суда от 01.11.2010г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по настоящему делу были привлечены Галак А.Я., Сафиулин В.Х., Интересов В.К., Зворыгина Л.В.
Третье лицо Галак А.Я. суду пояснил, что согласен с требованиями заявительницы о повторном подсчете бюллетеней, так как у него возникли большие сомнения в правомерности работы УИК. Ему была выдана копия протокола об итогах голосования, подписанная председателем УИК, в которой также значится количество действительных бюллетеней - 829. Данная копия была выдана 11.10.2010 г. в 00-30 часов. При суммировании числа голосов один голос избирателя утерян. Считает, что данная копия имеет силу и является законной, при этом у него вызывает сомнение оригинал протокола, предоставленный ТИК.
Третье лицо Интересов В.К. согласен с мнением заявителя Калугиной, а также полностью поддерживает пояснения Галак А.Я..
Третье лицо Черданцев Г.Д. возражает против требований заявительницы, считает выборы главы администрации МО Балыксинский сельсовет состоявшимися. Претензий к работе УИК у него не имеется. Своих наблюдателей, как кандидат на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет он не направлял. Им ранее было издано, как действующим главой поселения, постановление о назначении ответственным лицом за организацию выборов специалиста администрации ФИО13.
Третье лицо Сафиулин В.Х. суду пояснил, что не согласен с требованиями заявительницы, претензий к работе УИК не имеет. В зале голосования он находился с 21-00 часов до подсчета бюллетеней. Полагает, что заявительница заблаговременно была убеждена в том, что получит большее количество голосов. Доводы жалобы Калугиной о том, что с его стороны на нее оказывались притеснения, являются необоснованными. Имел место тот факт, что дочери ФИО9 (наблюдателя Калугиной), после голосования заявительница дала 50 рублей, пояснив, что эти деньги на проезд в электропоезде. Несколько избирателей следовали по маршруту: зал для голосования - ДК - зал для голосования - кафе. «Спаивание» людей является однозначно клеветой. Также клеветой является то, что он давал избирателям денежные средства на крыльце здания, где проводилось голосование.
Третье лицо Зворыгина Л.В. в судебное заседание не явилась, однако имеется письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Аскизского района Покачакова З.К. заявленные требования не признала, суду пояснила, что 08.10.2010 г. избирательные бюллетени были переданы УИК в количестве 1 440 шт., бюллетени в резерв не передаются. В соответствии с оригиналом протокола по итогам голосования по избирательному участку № 215 никаких разногласий нет, при суммировании количество бюллетеней совпадает. В оригинале протокола число действительных бюллетеней - 828. В копии, выданной наблюдателю Калугиной, значится число действительных бюллетеней - 829. По данному факту секретарь УИК писала объяснительную, где указала о технической ошибке, вместо 828, ошибочно указала 829, а Председатель УИК подписал его, не проверив точные данные. Считает, что копия протокола, представленная заявительницей, является недействительной. При вынесении решения, просит суд руководствоваться копией протокола об итогах голосования, снятого с оригинала. Согласно действующего законодательства наблюдатели не участвуют в работе с бюллетенями: не пересчитывают их, не имеют возможности их брать в руки, только имеют право при подсчете бюллетеней визуально их обозревать в 1,5 метрах от стола, на котором ведется подсчет бюллетеней. Наблюдатель ФИО9, как и наблюдатели других кандидатов - Пономаренко, Головина, Оленовская, написали расписки УИК о том, что претензий никаких не имеют. Кандидаты сами должны проводить работы информативного характера со своими наблюдателями, разъяснять им права и обязанности. В день голосования - 10.10.2010 г. в адрес ТИК Аскизского района и УИК жалоб не поступало. Участковой избирательной комиссией было принято решение о направлении жалобы Калугиной для проведения проверки в ОВД по Аскизскому району. В протоколе об итогах голосования, подписанного членами УИК, значится, что в день голосования поступило 3 жалобы. Данные, отраженные в оригинале протокола об итогах голосования, внесены в ГАС Выборы.
В соответствии со ст.53 Закона Республики Хакасия № 43-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», выборы главы администрации МО Балыксинский сельсовет были признаны состоявшимися, по результатам итогов голосования Сафиулин признан главой администрации, так как он набрал наибольшее число голосов избирателей. Считает, что нарушений избирательного законодательства не имелось, в связи с чем, просит в удовлетворении требований заявительницы отказать.
Кроме того, избирательный процесс проводится с учетом принципа гласности и открытости, при этом соблюдается тайна голосования, проверить, за какого кандидата голосовал конкретный гражданин проследить невозможно.
Представитель прокуратуры Аскизского района РХ Шмидт Е.И. просила отказать в удовлетворении требования заявительницы, как необоснованные.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление оставить без удовлетворения, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения требований Калугиной Л.В..
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Балыксинский сельсовет № 212 от 19.07.2010 года на 10 октября 2010 года назначены выборы главы муниципального образования Балыксинский сельсовет.
Решением председателя избирательной комиссии Республики Хакасия №77/527-4 от 15.08.2010 г. на территориальную избирательную комиссию Аскизского района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет.
На территории муниципального образования Балыксинский сельсовет определены 3 избирательных участка №№214, 215 и 216.
В состав избирательного участка №215 вошли с.Балыкса, п.ст. Шора, п.ст. Чарыш, п.ст. Калтас.
Решениями муниципальной избирательной комиссии Балыксинский сельсовет от 18.08.2010г. №14, от 27.08.2010г. №№15,16, от 03.09.2010г. № 17, от 04.09.2010г. №18, от 07.09.2010г. №19, зарегистрированы Галак Андрей Ярославович, Калугина Лариса Васильевна, Сафиулин Виктор Хасанович, Интересов Владимир Константинович, Зворыгина Лариса Владимировна в качестве кандидатов на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет.
Решением территориальной избирательной комиссии Аскизского района /далее по тексту ТИК/ от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована участковая избирательная комиссия /далее по тексту УИК/ № в составе 9 членов с правом решающего голоса Афониной Е.А., ФИО20, ФИО5, Куликовской Т.В., ФИО21, Полевой А.С., Прилепко Н.Н., Семеновой Н.Г. и Свинолуповой Н.Н..
Решением ТИК Аскизского района от 10.09.2010г. № 85/959-2 председателем УИК №215 назначен ФИО5.
Согласно протоколу №1 УИК № 215 об итогах голосования по выборам главы МО Балыксинский сельсовет по избирательному округу № 215, подписанного 11.10.2010г. в 00 час. 30 мин. за Галак А.Я. проголосовали 115 избирателей, Зворыгину Л.В. - 71, Интересова В.К.- 157, Калугину Л.В. - 156, Сафиулина В.Х.- 245 и Черданцева Г.Д. -84 избирателя.
Согласно протоколу избирательной комиссии муниципального образования Балыксинский сельсовет, подписанного 12.10.2010г. в 12 час. 18 мин., число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, составляет за Галак А.Я. -160, Зворыгину Л.В. - 92, Интересова В.К.- 172, Калугину Л.В. - 183, Сафиулина В.Х.- 256 и Черданцева Г.Д. - 96.
Решением муниципальной избирательной комиссии Балыксинкий сельсовет от 12.10.2010 г. №21 «О результатах выборов главы муниципального образования Балыксинский сельсовет.» выборы главы муниципального образования Балыксинский сельсовет признаны состоявшимися и действительными, избранным главой муниципального образования Балыксинский сельсовет признан Сафиулин В.Х..
В соответствии с п.1.1. ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ ( в ред. от 04.10.2010г.) после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (пункт 1.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ).
Согласно п.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с подп. "б", "в", "г" п. 2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ судебная отмена решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов возможна при таких указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
При этом подлежит оценке характер допущенных нарушений (насколько массовый и масштабный характер эти нарушения носят); оценку степени влияния допущенных нарушений на волеизъявление избирателей с учетом имеющихся количественных показателей состоявшегося голосования (нарушают они существенные условия свободного волеизъявления избирателей или нет; если нарушают, то в какой мере).
В пункте 3 ст. 77 Закона № 67-ФЗ содержится дополнительный перечень нарушений законодательства о выборах, совершение которых может послужить основанием для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, в Российской Федерации в целом.
К таким нарушениям относятся:
а) нарушение правил составления списков избирателей;
б) нарушение порядка формирования избирательных комиссий;
в) нарушение порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением);
г) нарушение порядка определения результатов выборов;
д) незаконный отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанный таковым после дня голосования.
Отмена судом решения избирательной комиссии за указанные выше нарушения возможна только в том случае, когда эти неправомерные действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В судебном заседании ни одного из вышеперечисленных обстоятельств, предусмотренных п.2 ст.77 Закона № 67-ФЗ в качестве оснований для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов не установлено.
Также судом не установлено и таких нарушений порядка подсчета голосов, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей.
Из представленных суду доказательств, следует, что подсчет голосов избирателей на участке № 215 был начат после окончания времени голосования и проводился без перерыва до установления итогов голосования, об итогах голосования были извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей пояснили:
ФИО5 /председатель УИК №215/ выданные ТИК Аскизского района бюллетени хранились в сейфе. Число выданных бюллетеней для голосования составляло - 1440, что было оглашено при открытии работы избирательного участка. По мере убывания бюллетеней со стола членов УИК он приносил из сейфа другие бюллетени. Наблюдателю ФИО9 делали замечания, чтобы она отошла от стола и не мешала подсчету бюллетеней, было ей также разъяснено, что для наблюдателей поставлены стулья, откуда имеется возможность визуально обозреть подсчет. Он вслух оглашал каждый бюллетень, за какого кандидата избиратель отдал свой голос. Пересчет бюллетеней производился несколько раз. Были поставлены стулья, на спинках которых имелись надписи с фамилиями кандидатов, наблюдателям это было доступно. Бюллетени были разложены стопками (суду предоставил фотографии). От наблюдателей замечаний по работе УИК не поступило, на что они все написали расписки об отсутствии претензий, просили отпустить их домой. Считает, что секретарь допустила техническую ошибку и при выдаче копии протокола об итогах голосования указала число действительных бюллетеней- 829, хотя в действительности их число составляло - 828. Если бы наблюдатели в момент получения копии протокола обратили на это внимание членов УИК, то допущенная ошибка, обнаруженная спустя 3-4 дня после выборов, была бы устранена. Бюллетени были упакованы отдельно за каждого кандидата, также отдельно - бюллетени недействительные. По всем поступившим жалобам в день голосования УИК вынесло решение. По поводу заявления Калугиной поясняет, что оно было направлено в правоохранительные органы. Кандидат в депутаты ФИО23 принесла заявление от имени Калугиной, где не имелось подписи заявительницы, он отказал в принятии данного заявления, с разъяснением о надлежащем оформлении.
Свидетель ФИО20 / заместитель Председателя УИК / - она работала со списками по избирательным округам. Списки подшивались ею. Никакого дополнительного списка не существовало, просто в списки избирателей вносились избиратели, голосовавшие впервые. Бюллетени хранились в сейфе, в кабинете паспортиста.
Свидетель ФИО21/ секретарь УИК / копии протокола об итогах голосования наблюдателям подготавливались ею, при этом она допустила техническую ошибку вместо 828 действительных бюллетеней, указала - 829 и оставила не заполненной графу с указанием количества поступивших жалоб. Бюллетени пересчитывались членами УИК неоднократно. Каждый из наблюдателей мог свободно обозреть все происходящее во время пересчета бюллетеней. Наблюдатели от кандидатов торопились домой, просили побыстрее выдать им копии протокола и отпустить их по домам. Она сделала ксерокопии и раздала наблюдателям. Оригинал протокола, представленный Территориальной избирательной комиссии Аскизского района, содержит точные сведения.
Свидетель ФИО13 - постановлением главы администрации МО Балыксинский сельсовет она была назначена ответственным лицом за организацию выборов в связи с чем, находилась в день голосования в здании администрации. В её обязанности входила дача методических рекомендаций членам УИК, в их работу она не вмешивалась и никакого влияния не оказывала. К ней неоднократно обращалась секретарь по поводу оформления документов, также она на своем рабочем компьютере распечатала фамилии, имена и отчества кандидатов, которые в свою очередь были размещены на спинках стульев. Считает, что на УИК была возложена большая нагрузка. На момент проведения выборов она не исполняла обязанности главы администрации МО Балыксинский сельсовет. В момент подсчета бюллетеней находилась в своем рабочем кабинете. Сейф находился в рабочем кабинете паспортиста Шаповой Г.А., доступ к нему имел только председатель УИК.
Свидетель ФИО9 /наблюдатель от кандидата на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет Калугиной Л.В./ - в 07-40 минут она пришла на избирательный участок, в день голосования в качестве наблюдателей от других кандидатов присутствовали Головина, Васюта. Председатель УИК Завалин приносил чистые бланки бюллетеней в зал голосования по мере их убывания из другого помещения, из какого именно сказать не может. Записи в ходе выборов она делала в тетрадь. В 20-00 часов избирательный участок был закрыт, первоначально члены УИК стали считать и гасить неиспользованные бюллетени, данное действие продолжалось примерно до 23 часов. При этом, наблюдателям, обзор был закрыт: члены УИК стояли вокруг стола и разбирали бюллетени. Затем стали раскладывать бюллетени на стулья, имеющие на спинках надписи с фамилиями кандидатов на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет. Стулья были развернуты надписями к наблюдателям. Пересчитывали бюллетени за каждого кандидата по два раза, при этом ФИО5, пересчитывая стопку за кандидата Галак, обнаружил и переложил в стопки по одному бюллетеню за кандидатов Зворыгину и Сафиуллина. Члены УИК считали бюллетени одновременно. Председатель УИК Завалин попросил, чтобы подсчет бюллетеней производился молча. Сказать, имеются ли у неё сомнения в том, что члены УИК правильно разложили бюллетени и верно посчитали, не может. Считает, что в данном случае члены УИК должны были считать бюллетени вслух, об этом ей стало известно из телевизионной программы после ДД.ММ.ГГГГ. Она не видела, каким образом подшивался список избирателей. Члены комиссии вносили фамилии, имена и отчества граждан в какой-то дополнительный список. Протокол увеличенного размера заполняла секретарь ФИО21. Члены УИК пояснили ей, что необходимо написать расписку об отсутствии претензий, она добровольно написала данную расписку. В работе УИК участвовала ФИО13 Избиратель Кискоров пояснил, что ему в зале для голосования сказали, что Калугина должна дать ему денежные средства. Со слов Гордееваой ей стало известно, что гражданин Гува выносил чистые бюллетени из УИК для своего сына. С правами и обязанностями наблюдателя она не знакома. Замечаний по поводу выданной УИК копии протокола она не подавала, не обратила внимания на имеющиеся разногласия, так как спешила домой.
Свидетель ФИО23/ кандидат на должность депутата Совета депутатов Аскизского района / - в адрес УИК поступило в день голосования два заявления от кандидата на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет Калугиной. Председатель УИК Завалин практически не находился в зале для голосования, был в другом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Калугина передала дочери ФИО9 пенсию в размере 2 500 рублей. Со слов жителей ей известно, что либо сам Сафиуллин, либо его команда раздавали людям денежные средства на крыльце при входе в избирательный участок. Сама она этого не видела. Со слов Гордеевой известно, что избиратель Гува выносил чистые бюллетени для голосования своего сына. Кандидат на должность главы администрации МО Балыксинский сельсовет Сафиулин спаивал избирателей, конкретные фамилии сказать также не может.
Все бюллетени, в том числе и неиспользованные, исходя из пояснений заявителя, так и пояснений председателя УИК, а также свидетелей - членов УИК и наблюдателей, на время подсчета голосов, были помещены на стулья, находящиеся непосредственно рядом со столом, на котором производился подсчет голосов.
Об этом свидетельствуют фотографии представленные председателем УИК, все допрошенные свидетели подтвердили, что указанные документы находились рядом со столом для подсчета голосов на стульях и контроль за ними могли осуществлять все лица, находящиеся в помещении для голосования.
Законом установлено императивное требование о том, что хранение бюллетеней исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
Довод заявителя о том, что бюллетени находились в свободном доступе, опровергается пояснениями свидетелей, в том числе и свидетеля ФИО9, наблюдателя заявительницы, пояснившей, что по мере убывания бюллетеней, председатель УИК Завалин приносил чистые бланки бюллетеней из другого помещения.
Сведений о том, что кто-либо имел доступ к указанным бюллетеням и производил с ними какие-либо действия заявителем суду не представлено.
Все допрошенные в судебном заседании члены УИК № 215, а также наблюдатели заявили, что никто не был лишен возможности наблюдать за всеми бюллетенями.
В соответствии с п. 14 ст. 68 Закона № 67-ФЗ члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Допрошенные судом свидетели, а также наблюдатель от кандидата утверждали, что имели возможность наблюдать за всеми действиями членов комиссии при подсчете голосов, при этом у них никаких замечаний по процедуре подсчета голосов не имелось.
В соответствии с требованиями п.10 ст.68 Закона № 67-ФЗ всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, был обеспечен полный обзор всех действий членов комиссии.
В данном случае, суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО9 в части отсутствия доступа при подсчете голосов, а также о том, что специалист администрации ФИО13 участвовала как член УИК.
Также не принимает во внимание доводы заявительницы о том, что ее наблюдатель не была допущена к подсчету бюллетеней, т.к. согласно п.10 подп. «д» ст. 30 Закона № 67-ФЗ, наблюдатель не вправе принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней
Каких-либо препятствий наблюдателям в визуальном ознакомлении с рассортированными бюллетенями не чинилось, так же как не было препятствий членам участковой комиссии с правом совещательного голоса в реализации предоставленной им Законом № 67-ФЗ возможности убедиться в правильности проведенного подсчета голосов.
Количество бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, пересчитывалось неоднократно, что видно также из показаний свидетелей, при этом никаких замечаний по процедуре подсчета не было подано ни в письменном виде в УИК или ТИК, не было замечаний и в устной форме, о чем свидетельствуют расписки от наблюдателей об отсутствии претензий.
Согласно приобщенным к материалам дела спискам наблюдателей, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования на выборах ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями свидетелей ФИО5, ФИО21, а также ФИО9, копии протоколов избирательной комиссии № 215 было получено наблюдателем ФИО9 до составления и подписания итоговых протоколов, в связи, с чем имело место расхождение данных, содержащихся в первоначальном протоколе, полученной наблюдателем.
Суд полагает, что при выдаче копии протокола об итогах голосования, секретарем УИК Лебедевой была допущена техническая ошибка в указании количества действительных бюллетеней (вместо 828 указано 829). Фактов фальсификации при подсчете голосов избирателей не выявлено, также как и не представлено доказательств по факту спаивания избирателей кандидатами на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет.
Суд также учитывает, что по прямому указанию закона результаты выборов могут быть признаны недействительными только в том случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что допустимых в силу закона доказательств нарушений существенных условий свободного волеизъявления избирателей не представлено и приходит к выводу о том, что процедура подсчета голосов и установления итогов голосования в целом участковой избирательной комиссией № 215. совершена в соответствии с Законом № 67-ФЗ и позволяет установить действительную волю избирателей, принявших участие в голосовании, поэтому не имеется оснований для удовлетворения заявления Калугиной Л.В. об обязании ТИК произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет по избирательному участку № 215.
Руководствуясь ст.ст. 193-198, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Калугиной Ларисы Васильевны об обязании территориальной избирательной комиссии Аскизского района произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Балыксинский сельсовет по избирательному участку № 215 муниципального образования Балыксинский сельсовет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий | Н.П.Адыякова |
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2010 года.
Председательствующий: Н.П. Адыякова