решение (не вступило в законную силу)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскиз 13 января 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петрова И.М.,

с участием истца Дмитриева М.И.,

представителя истца Капичникова С.И.,

представителя ответчика - Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда России по Аскизскому району Республики Хакасия Лихачевской С.О., действующей на основании доверенности,

при секретаре Казагашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриева Михаила Ивановича к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда России по Аскизскому району Республики Хакасия о включении периода работы в специальный стаж для назначения трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Аскизскому району Республики Хакасия (далее - Управление) о включении периода работы в специальный стаж для назначения трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением Управленияот 22.03.2010 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.В указанный период не включены периоды его работы:

с 17.05.1999 г. по 14.09.1999 г. в должности машиниста-кочегара котельной;

с 16.05.2000 г. по 26.09.2000 г. в должности машиниста-кочегара котельной.

Отказав в досрочном назначении пенсии, ему пояснили, что указанные периоды, когда котельная не осуществляла свои производственные отопительные функции, не входят в специальный трудовой стаж.

С данным отказом он не согласен, полагает, что оспариваемый отказ нарушает его право на получение льготной пенсии по старости, поскольку на протяжении указанных периодов времени он работал в названной должности с тяжелыми условиями труда, которая относится к должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии; котельная осуществляла свою работу круглогодично, в связи с чем он постоянно находился на вредном производстве.

В судебном заседании Дмитриев М.И. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Лихачевская С.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив суду, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостиу Дмитриева М.И. не возникло, поскольку количество отработанногоим стажа,дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»составило 11 лет 11 месяцев 22 дня.

Так, согласно Списку № 2, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, разделом ХХХIII (далее Список № 2), предусмотрена должность машинист-кочегар котельной (на угле и сланце). В специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ влючаются все фактические периоды указанной работы, независимо от их продолжительности. Периоды, в течении которого работник не был занят на работах по Списку № 2, не включаются в указанный стаж. Период, когда котельная не осуществляла свои производственные функции (отопительные), и работник не был фактически занят на работах по Списку № 2, не включаются в стаж работы дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Время нахождения в отпуске, приходящееся на этот период, также не включается в стаж работы по списку № 2.

В специальный трудовой стаж Дмитриева М.И. не включены периоды работы с 17.05.1999 г. по 14.09.1999 г., а также с 01.06.2000 г. по 26.09.2000 г., когда Центральная котельная п. Аскиз не осуществляла свои производственные функции. Данный факт подтверждается приказами по предприятию МУП ЖКХ п. Аскиз:

- приказом № 103-О Дмитриев М.И. был отправлен в очередной отпуск на период с 19.05.1999 г. по 25.06.1999 г.;

- приказом от 17.09.1999 г. № 355-п с 15.09.1999 г. был начат отопительный сезон;

- приказом директора МУП ЖКХ п. Аскиз от 01.06.2000 г. № 99 завершен отопительный сезон 1999-2000 гг.

Кроме того, согласно лицевых счетов по заработной плате, отсутствуют сведения о начислениях заработной платы Дмитриеву М.И. с июня по сентябрь 1999 г., а также в июле 2000 г., что также свидетельствует о том, что в указанные периоды Дмитриев М.И. не осуществлял свои трудовые функции машиниста-кочегара котельной и данные периоды времени не подлежат зачету в специальный трудовой стаж. Таким образом, установленного нормами пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» необходимого количества для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стажа в 12 лет 6 месяцев Дмитриевым М.И. не отработано, и право на получение пенсии по старости возникнет у истца по достижении им 56-летнего возраста, то есть с 24.01.2010 г. На основании изложенного представитель ответчика Лихачевская С.О. просила судв удовлетворении исковых требований Дмитриева М.И. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации МО Аскизский район РХ не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен.

Суд, выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

По смыслу вышеуказанной нормы права, назначение трудовой пенсии по старости ранее установленного ст. 7 Закона возраста работнику (мужчине) осуществляется в случае наличия совокупности трех обязательных условий: достижение 55-летнего возраста, наличие стажа работы с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, наличие страхового стажа не менее 25 лет.

Согласно п. 2. ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу пп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей…» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список № 2 профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В судебном заседании установлено, что 22.01.2010 г. Дмитриев Михаил Иванович, 24.01.1955 года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с наличием у него требуемого стажа на работах с вредными условиями труда.

Решением комиссии ГУ-УПФ в Аскизском районе Республики Хакасия от 22.03.2010 года № 66 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано из-за отсутствия необходимого количества стажа с особыми условиями труда.

Из материалов дела, в т.ч. копии трудовой книжки Дмитриева М.И. серия АТ-I №3964975 следует, что истец в спорные периоды работал:

с 01.04.1988 года по 31.05.1998 года - в должности машиниста кочегара Центральной котельной п. Аскиз Локомотивного депо Абакана Красноярской железной дороги;

с 01.06.1998 года по 10.01.2000 года - в должности машиниста кочегара Центральной котельной п. Аскиз Аскизского МП ЖКХ;

с 17.01.2000 года по 07.02.2000 года - в должности машиниста кочегара Центральной котельной п. Аскиз РГУП Аскизское ЖКХ;

с 08.02.2000 года по 26.10.2000 года - в должности машиниста кочегара Центральной котельной п. Аскиз МУП ЖКХ п. Аскиз;

В соответствии с разделом ХХХIII «Общие профессии» Списка № 2 профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, машинисты кочегары котельной (на угле сланце) имеют право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Отказывая во включении спорных периодов истца в специальный стаж, ответчик ссылается на невыполнении Центральной котельной своих производственных (отопительных) функций, а также отсутствие сведений о начислении Дмитриеву М.И. заработной платы в период времени с мая по сентябрь 1999 года и в июле 2000 года.

В ходе допросов в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, работавшие в оспариваемый период машинистами кочегарами Центральной котельной, ФИО12 (начальник Центральной котельной), ФИО13 (директор Аскизского МП ЖКХ), ФИО14 (главный инженер РГУП Аскизское ЖКХ) сообщили, что Центральная котельная осуществляла свои функции круглогодично, когда в летний период заканчивался отопительный сезон, котельная продолжала снабжать горячей водой жилой фонд <адрес>, а также социальные объекты (детский сад, аптеку и др.) В летний период в связи со снижением нагрузки в работе котельной задействовано непосредственно на своих должностях оставалось 4 машиниста кочегара из 12, остальные уходили в очередные оплачиваемые отпуска. Котлы в котельной работали постоянно, останавливались только на кратковременный ремонт, в период ремонта основного котла, котельная работала на резервном.

Согласно представленой личной карточки формы № Т-2 на Дмитриева Михаила Ивановича, следует, что ему предоставлялись следующие отпуска:

- с 19.05.1999 г. по 25.06.1999 г. - очередной оплачиваемый отпуск (основание приказ №103-О);

- с 01.06.2000 г. по 14.07.2000 г. - очередной отпуск без оплаты (основание приказ от 30.05.2000 г. №125);

- с 17.07.2000 г. по 28.07.2000 г. - отпуск без содержания (основание от 24.07.2000 г. №195).

Изучение расчетно-платежной ведомости по начислению и выплате заработной платы работникам Центральной котельной п. Аскиз Аскизского МП ЖКХ за 1999 год, а также РГУП Аскизское ЖКХ за 2000 г. отсутствуют сведения о начислении и выплате заработной платы Дмитриеву М.И. в периоды с мая по сентябрь 1999 года, а также за июль 2000 г.

В ходе допроса в качестве свидетеля бывший старший бухгалтер Аскизского МП ЖКХ ФИО15 пояснила, что Дмитриев М.И. с мая по июнь 1999 года находился в оплачиваемом отпуске. С июня по сентябрь 1999 г. отсутствуют сведения о начислении заработной платы всем работникам Центральной котельной п. Аскиз, так как в указанный период работниками котельной в связи с задержкой выплаты заработной платы была объявлена забастовка, продолжавшаяся в течение всего летнего периода. В данный период работникам котельной заработная плата не начислялась и не выплачивалась.

Данные показания ФИО15 в части проведения работниками Центральной котельной п. Аскиз Аскизского МП ЖКХ забастовки подтверждаются показаниями допрошенных в качестве свидетелей ФИО8 (старший кочегар), ФИО9 (машинист кочегар), ФИО10 (машинист кочегар), ФИО14 (бывший главный инженер ГУП Аскизское ЖКХ), ФИО12 (начальник Центральной котельной). Также, данный факт подтверждается объяснениями самого истца ФИО3

Кроме того, факт проведения забастовки подтверждается расчетно-платежной ведомости по начислению и выплате заработной платы работникам Центральной котельной Аскизского МП ЖКХ и приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-п.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденного Постановлением Правительств РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее - Правила).

Согласно Правилам, при исчислении специального стажа работы периоды нахождения в отпусках без содержания, периоды участия в забастовках не включаются в специальный трудовой стаж, с учетом которого определяется право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как следует из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Каких-либо приказов и иных документов, свидетельствующих о переводе в оспариваемые периоды времени Дмитриева М.И. на иную работу с условиями труда, не предоставляющими право на досрочное назначение трудовой пенсии, суду не представлено.

Таким образом, суд полагает подлежащим зачету в специальный трудовой стаж следующие периоды работы Дмитриева М.И. в должности машиниста кочегара Центральной котельной п. Аскиз и его нахождение в отпусках, не учтенные Управлением Пенсионного Фонда в Аскизском районе:

- с 17.05.1999 г. по 25.06.1999 г.;

- с 01.06.2000 г. по 16.07.2000 г.;

- с 29.07.2000 г. по 26.09.2000 г.

В этой части суд считает исковые требования Дмитриева М.И. обоснованными.

Наряду с этим, суд полагает, что требования Дмитриева М.И. о зачете в специальный трудовой стаж периода времени с 25.06.1999 г. по 14.09.1999 г. являются необоснованными, в связи с проведением в данный период на предприятии забастовки, в которой участвовал весь коллектив Центральной котельной п. Аскиз Аскизского МП ЖКХ.

Для начисления Дмитриеву М.И. досрочно трудовой пенсии необходимо зачесть весь оспариваемый им период.

Учитывая, что у Дмитриева М.И. отсутствует необходимое количество стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Дмитриева Михаила Ивановича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России по Аскизскому району Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Аскизский районный суд РХ.

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 января 2011 года

Судья Аскизского районного суда И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: И.М. Петров

Секретарь: Е.А. Казагашева