из нарушений избирательного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2010 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Адыяковой Н.П.

с участием прокурора Аскизского района Шмидт Е.И.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бразаускаса Дениса Владимировича о признании выборов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет недействительными и обязании участковых избирательных комиссий № 212 и 213 Аскизского района произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет,

У С Т А Н О В И Л:

Кандидат на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Бразаускас Д.В. обратился в суд с заявлением о признании результатов выборов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, состоявшихся 10 октября 2010 года на территории муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, недействительными, а также проведения повторного пересчета бюллетеней.

В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что при проведении выборов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет 10 октября 2010 года были допущены нарушения требований избирательного законодательства, в частности, на отсутствие в кабинках и в помещении избирательного участка для голосования образцов заполнения бюллетеней; при подсчете бюллетеней, было запрещено подходить наблюдателям ближе полутора метра, в связи с чем, последние не имели возможности контролировать правильность подсчета бюллетеней; выданные бюллетени были испорченными, поскольку фамилии кандидатов на должность главы МО Вершино-Тейский поссовет Саяновой Т.Г. и Баженовой Г.А. были вычеркнуты, хотя данные кандидаты не были сняты с выборов; при запечатывании бюллетеней не присутствовали члены избирательной комиссии; член избирательной комиссии ФИО32 проголосовала дважды; избирательная комиссия по поданным своевременно заявлениям с просьбой проголосовать на дому и цехах ОАО «Евразруда» не выезжала; процедура по подсчетам списков избирателей и гашения неиспользованных бюллетеней была затянута избирательной комиссией и вскрытие урн для голосования началась 22 час. 30 мин.. Просит признать выборы, состоявшиеся 10 октября 2010 года, недействительными и произвести повторный подсчет бюллетеней.

02.11.2010 года определением Аскизского районного суда при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по настоящему делу были привлечены Саянова Т.Г., Баженова Г.А., Романов С.Л. и Красильникова В.И..

В судебном заседании заявитель Бразаускас Д.В. поддержал заявленные требования, дополнив, что все доводы, изложенные в заявлении, основаны на пояснениях наблюдателей и жителей п. Вершина Теи. Так, со слов избирателей Помазкина и Покровской следует, что при выдаче избирательного бюллетеня для голосования строка кандидата Баженовой и Саяновой были вычеркнуты. Со слов избирателя Шишкина, ему был выдан избирательный бюллетень без печати.

Со слов члена участковой избирательной комиссии ФИО19 следует, что она не присутствовала при упаковывании избирательных бюллетеней. В связи с неправильными разъяснениями наблюдателям в правильности заполнения бюллетеней, около 100 бюллетеней были признаны недействительным. Также просил признать
выборы на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет
недействительными и обязать участковые избирательные комиссии № 212 и 213 Аскизского района произвести повторный подсчетизбирательных бюллетеней по выборам на

должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет,

Заинтересованное лицо - представитель Территориальной избирательной комиссии Аскизского района Покачакова З.К. заявленные требования не признала, суду пояснила, чтодоводы заявителя основаны лишь на пояснениях граждан и наблюдателей, от которых жалоб в адрес Участковой избирательной комиссии /далее по тексту УИК/ и Территориальной избирательной комиссии Аскизского района /далее ТИК/ не поступали. Наблюдателями были составлены расписки об отсутствии претензий к работе Участковой избирательной комиссии. Нарушений прав заявителя не имеется. Процент явки избирателей составил 51 % от общего числа избирателей, выборы в соответствии с действующим законодательством были признаны состоявшимися. Число недействительных бюллетеней составило 81, таковыми бюллетени признаются в случае содержания 2 и более знаков, без знаков, наличие различных слов. По поручению ТИК члены УИК в каждом избирательном бюллетени вычеркивали сведения об аннулированных кандидатах по прямой линии до квадрата. Нарушений, повлиявших на волю избирателей, не имеется.

Заинтересованное лицо - представитель ТИК Аскизского района Шулбаев А.О., действующий на основании доверенности от 06.09.2010г., с требованиями заявителя не согласен, суду пояснил, что доводы заявителя Бразаускаса Д.В. не нашли своего подтверждения. Исходя из показаний свидетелей, допрошенных в судебном заседании, следует, что при подсчете голосов наблюдателям был обеспечен обзор за действиями членов УИК. Согласно действующему законодательству не регламентировано расстояние, на котором наблюдатели находятся от места подсчета бюллетеней. Член УИК Токмашева пояснила, что не участвовала при подсчете полученных бюллетеней. Также действующим законодательством не закреплено время, в течение которого проходит подсчет голосов. Показания свидетеля ФИО22 ставит под сомнение, поскольку она состоит i политической партии КП РФ, Аскизский филиал которого возглавляет заявитель..

Заинтересованное лицо Баженова Г.А. не согласна с требованиями заявителя, суду
пояснила, что её наблюдатели не сообщали ей о каких-либо нарушениях избирательного
законодательства. Действительно, со слов её наблюдателяМихно М.Н., при подсчете

избирательных бюллетеней на избирательном участке (расположенном в начальной школе) были обнаружены бюллетени без печати. Данное нарушение было устранено в процессе выборов. В "работе цехов Тейского филиала ОАО «Евразруда» был изменен график, в связи с чем, работники имели возможность проголосовать на избирательных участках.

Заинтересованное лицо Саянова Т.Г. полагает, что оснований для удовлетворения
требований заявителя не имеется, поскольку нарушений в работе участковых комиссий
не имеется, суду пояснила, что 10.10.2010 г. весь день находилась на избирательном участке
№213.Действительно, при подсчете бюллетеней по выборам главы МО Вершино-Тейский поссовет было выявлено, что на более 50 избирательных бюллетенях отсутствовали печати, присутствии всех членов УИК и наблюдателей, на этих бюллетенях были проставлены печати. Данный факт могут подтвердить ФИО24. По этой причине многие наблюдатели не написали расписки об отсутствии претензий.

Заинтересованное лицо - Романов С.Л. не явился в судебное заседание, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом не согласен в требованиями заявителя Бразаускас Д.В., о чем в деле имеются телефонограммы.

Заинтересованное лицо - Красильникова В.И. участия не принимала, в связи с нахождением на стационарном лечении в <адрес>, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, при этом с заявленными требованиями Бразаускаса Д.В. не согласна, о чем в деле имеется телефонограмма.

Представитель прокуратуры Аскизского района РХ Шмидт Е.И. полагает требования

заявителя Бразаускаса Д.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд находит заявление Бразаускаса Д.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В судебном заседании установлено следующее:

Решением Совета депутатовмуниципального образования Вершино-Тейский

поссовет № 194 от 19.07.2010 года на 10 октября 2010 года назначены выборы главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет.

Решением председателя избирательной комиссии Республики Хакасия №77/527-4 от
15.08.2010 г. на территориальную избирательную комиссию Аскизского района возложены
полномочия избирательной комиссиимуниципального образованияВершино-Тейский

поссовет, данные полномочия комиссии были продлены до окончания избирательны? кампаний.

Решениями муниципальной избирательной комиссии Вершино-Тейского поссовета от 30.08.2010г. №№16,17, 19, от 02.09.2010г. №21, от 07.09.2010г. №24 Саянова Т.Г., Бразаускас Д.В., Баженова Г.А., Романов С.Л. и Красильникова В.И., соответственно, зарегистрированы в качестве кандидатов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет.

Решениями ТИК Аскизского района от 10.09.2010г. № 85/956-2, №85/957-2 председателями УИК №212 и №213 назначены ФИО25

Решением муниципальной избирательной комиссии по выборам главы

муниципального образования Вершино-Тейский поссовет от 28.09.2010г. №26, №27, от 29.09.2010г. №28 были аннулированы регистрациикандидатов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Ионова С.Е., Судакова Н.В., Грибашевой Н.П., в связи с чем участковым избирательнымкомиссиям №213 и №214 было предписано вычеркнуть в избирательных бюллетенях сведения об. указанных выше кандидатах, о чем имеется решение вышеназванной комиссии от 06.10.2010г. №29.

Согласно протоколу участковой избирательной комиссии № 212 об итогах голосования
по выборам главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, пописанного
11.10.2010г. в 12 час. 10 мин. за Баженову Г.А. проголосовали 29 избирателя, Бразаускаса
Д.В.- 246, Красильникову В.И. - 48, Романова С.Л.-274, Саянову Т.Г.- 164 избирателя, при
этом число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для
голосования в деньголосования составило 19; число бюллетеней, содержащихся стационарных ящиках для голосования -788; число действительных бюллетеней-761; число недействительных -46.

Согласно протоколу участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по выборам главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, пописанного 11.10.2010г. в 04 час. 00 мин. за Баженову Г.А. проголосовали 29 избирателя, Бразаускаса Д.В.-254, Красильникову В.И. - 29, Романова С.Л.-257, Саянову Т.Г.- 135 избирателя, при этом число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования составило 24; число бюллетеней, содержащихся" в стационарных ящиках для голосования -721; число действительных бюллетеней-704; число недействительных -41.

Изпротокола избирательной комиссии МО Вершино-Тейский поссовет о

результатах выборов по единому избирательному округу, подписанного 12.10.2010г. в час. 07 мин. следует, что за Баженову Г.А. подали голоса 58, за Бразаускаса Д.В. - 500, Красильникову В.И. - 77, Романова С.Л. -531, Саянову Т.Г. - 299.

Решением муниципальной избирательной комиссии Вершино-Тейский поссовет 12.10.2010 г. № 30 «О результатах выборов главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет» выборы главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет признаны состоявшимися и действительными, избранным главой муниципального образования Вершино- Тейский поссовет признан Романов С.Л..

В соответствии с п. 1.1. ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ ( в ред. от 04.10.2010г.) после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосе избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (пункт 1.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ).

Согласно п.2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ основанием для отмены судом решения избирательно комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список
кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп
избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список
кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п.1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения
выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов
использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

В соответствии с подп. "б", "в", "г" п. 2 ст. 77 Закона № 67-ФЗ судебная отмена решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов возможна при таких указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

При этом подлежит оценке характер допущенных нарушений (насколько массовый и масштабный характер эти нарушения носят); оценку степени влияния допущенных нарушений на волеизъявление избирателей с учетом имеющихся количественных показателей состоявшегося голосования (нарушают они существенные условия свободного волеизъявления избирателей или нет; если нарушают, то в какой мере).

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены пунктами 2 и 3 ст. 64 Закона Республики Хакасия от 10.06.2005 N34 РХ (в редакции от 09.07.2010г.) " О выборах глав муниципальных образований депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия".

В пункте 3 ст. 77 Закона № 67-ФЗ содержится дополнительный перечень нарушений законодательства о выборах, совершение которых может послужить основанием для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательно участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, Российской Федерации в целом.

К таким нарушениям относятся: а) нарушение правил составления списков избирателей;

б) нарушение порядка формирования избирательных комиссий; в) нарушение порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением);

г) нарушение порядка определения результатов выборов; д) незаконный отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанный таковым после дня голосования.

Отмена судом решения избирательной комиссии за указанные выше нарушения возможна только в том случае, когда эти неправомерные действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю избирателей.

При этом, как указано в Постановлении № 1-П от 15 января 2002 года Конституционного Суда Российской Федерации, отмена результатов выборов возможна в случаях, если не были обеспечены необходимые условия, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей пояснили:

ФИО2 и ФИО18 / председатель участковой избирательной комиссии № и его заместитель, соответственно / - в день голосования - ДД.ММ.ГГГГ никаких жалоб на работу участковой избирательной комиссии не поступало. Не соответствует действительности тот факт, что при подсчете голосов избирателей были обнаружены избирательные бюллетени без печати. Образцы заполнения избирательных бюллетеней были вывешены на информационном стенде и в каждой кабинке. На информационном стенде имелись фотографии и автобиографии кандидатов. Заявлений, ни устных, ни письменных от работников Тейского филиала ОАО «Евразруда» в УИК не поступало. Члены участковой избирательной комиссии Лузянина и ФИО19 выезжали по заявлениям избирателей для голосования вне помещения. Лузянина проголосовала после 18 часов. Наблюдатели выезжали по месту жительства избирателей на автомобиле участковой избирательной комиссии. Член УИК Токмашева участвовала в работе комиссии, помогала упаковывать избирательные бюллетени. Из заявления не понятно, кто такая Покровская. В <адрес> с данной фамилией проживает несколько человек.Сведения о кандидатах ФИО30 были вычеркнуты ручкой по прямой линии во всех избирательных бюллетенях. Исключает возможность, что в избирательных бюллетенях ошибочно были вычеркнуты кандидаты Саянова и Баженова, так как проверяли бюллетени. Во время подсчета бюллетеней наблюдатели находились от стола на расстоянии 1,5 метра, что обеспечивало им надлежащий обзор. Бюллетени были рассортированы по кандидатам, при этом фамилия кандидата озвучивалась вслух. Просчитывались бюллетени за каждого кандидата также вслух. Бюллетени были повторно посчитаны. После окончания подсчета наблюдатели написали расписки об отсутствии претензий к работе УИК. В день голосования испорченных бюллетеней не было, имелись только недействительные. Подсчет бюллетеней не был затянут. Наблюдателями от кандидата на должность главы МО Вершино-Тейский поссовет Бразаускаса являлись ФИО28. Наблюдатель ФИО29, по её мнению был настроен агрессивно, находился на избирательном участке до 12 часов дня, при подсчете бюллетеней он не присутствовал. Наблюдатель ФИО31 находилась на избирательном участке с 08 до 12 часов, ФИО22 - с 12 до 14 часов. Наблюдатели ФИО27 написали расписки об отсутствии претензий к работе УИК и поблагодарили за работу.

Свидетель Лузянина Р.А. / член УИК №/ - она проголосовала один раз, после 18 часов, так как до этого выезжала к избирателям для голосования вне помещения. Жалоб со стороны наблюдателей избирателей не имелось.

Свидетель ФИО19 / член УИК №/- ДД.ММ.ГГГГ она с другими членами
УИК оформляла зал голосования. Была уведомлена о дате
подсчета избирательных бюллетеней до дня голосования, который был назначен на 09.10.2010 г. 09.10.2010 г. члены УИК вычеркивали сведения о снятых кандидатах в избирательных бюллетенях. При подсчете голосов не имелось нарушений. Полагает. Что не существенным явилось нарушение, чтона некоторых бюллетенях не было печатей, члены УИК сразу же проставляли на
них печати.

Свидетель ФИО1 / председатель УИК №/ - факты отсутствия на избирательных бюллетенях печати исключены. В день голосования жалоб от избирателей и наблюдателей не поступали. Лузянина была членом УИК №. Избирательные бюллетени, содержащие рисунки, несколько знаков, были признаны недействительным. Многие наблюдатели, не дождавшись окончательного подсчета голосов, уходили домой.

Свидетель ФИО20 /секретарь УИК № / - жалоб от избирателей и наблюдателей в день голосования не поступало.При подсчете голосов наблюдателям был обеспечен обзор, они имели возможность наблюдать за действиями членов УИК. После того, как были объявлены окончательные результаты голосования, наблюдатели ушли по домам, претензий никаких не было.

Свидетель ФИО21 / член УИК № / - по поручению Территориальной избирательной комиссии Аскизского района члены участковой избирательной комиссии вычеркивали в избирательных бюллетенях сведения о кандидатах, кандидатуры которых были сняты. Сведения вычеркивались по прямой линии при помощи шариковой ручкой. Избирательные бюллетени с ошибочно зачеркнутыми данными кандидатов она не видела. Для обработки избирательных бюллетеней были сдвинуты столы.В день выборов каких-либонарушений оназаметила, однако, её возмутил тот факт, что некоторые наблюдатели с избирателями отходили к окнам и было видно, что они показывали, где ставить галочки, но самого разговора она не слышала.

Свидетель ФИО22 / наблюдатель от КП РФ на избирательном участке №/- в день голосования имелось одно нарушение, по её мнению наблюдатели от кандидатов на должность главы МО Вершино-Тейский поссовет Саяновой и Романова разъясняли избирателям где ставить галочку. Таких случаев было примерно 30. О чем они разговаривали, она не слышала Также она слышала разъяснения одного наблюдателя, который пояснил одной бабушке о заполнении нескольких клеток в избирательном бюллетени. Она дважды по данному поводу обращалась к председателю УИК, после второго замечания данные действия прекратились. Наблюдатель от кандидата на должность главы МО Вершино-Тейский поссовет Бразаускаса - ФИО26 дважды делала замечание УИК, первое замечание касалось позднего закрытия избирательного участка, второе - о необходимости погашать неиспользованные бюллетени Расписки об отсутствии претензий к работе участковой избирательной комиссии она не писала. При подсчете голосов члены УИК находились по трем сторонам стола, что обеспечивал обзор наблюдателям, но при этом наблюдателям не были видны галочки в избирательных бюллетенях.

Анализируя показания допрошенных в судебном заседании членов УИК, наблюдателей суд приходит к выводу о том, что ни одного из вышеперечисленных обстоятельств, предусмотренных п.2 ст.77 Закона № 67-ФЗ в качестве оснований для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов не установлено.

Также судом не установлено и таких нарушений порядка подсчета голосов, которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей.

Довод заявителяоб отсутствии в помещенияхизбирательных участков

информационного стенда с размещением на нем образцов заполненных избирательны
бюллетеней, т.е. нарушения п.8 ст. 61 Закона № 67-ФЗ не нашел своего подтверждения
судебном заседании, поскольку допрошенные в судебном заседании члены УИК, а также наблюдатели подтвердили о том, чтообразцы заполненных избирательных бюллетеней на участка имелись.

Статья 30 Закона №67-ФЗ предоставляет наблюдателям значительные полномочия, в том числе и наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов (пункт "г" части 9 статьи 31 Закона).

В соответствии с п. 14 ст. 68 Закона № 67-ФЗ члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

Допрошенные судом свидетели, а также наблюдатели от кандидатов утверждали, что имели возможность наблюдать за всеми действиями членов комиссии при подсчете голосов, при этом у них никаких замечаний по процедуре подсчета голосов не имелось.

В соответствии с требованиями п.10 ст.68 Закона № 67-ФЗ всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, был обеспечен полный обзор всех действий членов комиссии.

В данном случае, суд находит доводы заявителя об отсутствии доступа наблюдателей при подсчете голосов необоснованными, поскольку каких-либо препятствий наблюдателям в визуальном ознакомлении с рассортированными бюллетенями не чинилось, так же как не было препятствий членам участковой комиссии с правом совещательного голоса в реализации предоставленной им Законом № 67-ФЗ возможности убедиться в правильности проведенного подсчета голосов.

Количество бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, пересчитывалось неоднократно, что видно также из показаний свидетелей допрошенных в судебном заседании, при этом никаких замечаний по процедуре подсчета не было подано ни в письменном виде в УИК или ТИК, не было замечаний и в устной форме, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный наблюдателями.

Таким образом, ссылка заявителя о том, что наблюдатели не имели возможности контролировать правильность подсчета бюллетеней голословна.

Доводы заявителя о том, чтоизбирательная комиссия не выезжала по поданным

гражданамизаявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения, в частности работников Тейского филиала ОАО «Евразруда», в судебном заседании не нашли подтверждения.

Так, в соответствии с пунктом вторым ст.66 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ голосование вне помещения проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует) все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

Из пояснений председателя УИК ФИО2, ФИО18, ФИО1 следует, что ни устных обращений, ни письменных заявлений в УИК от работников Тейского филиала ОАО «Евразруда» не поступало.

Заинтересованное лицо Баженова Г.А. показала, что ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выборами главы МО Вершино-Тейкий поссовет, руководство Тейского филиала ОАО «Евразруда» изменило графикработы, обеспечило работу маршрутных автобусов, в связи с чем, работники имели реальную возможность проголосовать на выборах.

Суд также не соглашается с доводами заявителя о том, чтоподсчет бюллетеней

был затянут. Так, порядок голосования избирателей вне помещения и порядок подсчета голосов урегулирован статьями 66, 68 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме». В пункте 2 ст. 68 Закона определено требование непрерывности процедуры подсчета участковой комиссией голосов избирателей, в соответствии с которым подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а так: наблюдатели.

Время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов /ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ/. Пунктом 1 ст.74 Федерального конституционного закона 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" предусмотрено, что голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Аналогичная норма предусмотрена п.1 ст.48 Закона Республики Хакасия от 10.06.2005 34-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия".

Таким образом, законодатель установил продолжительность голосования, тогда как требований по временному периоду для установления итогов голосования законом не предусмотрено.

Действующим процессуальным законодательством (56 ГПК РФ) предусмотрено, что заявитель обязан представить доказательства по обстоятельствам, которые свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения избирательной комиссии по состоявшимся выборам.

В соответствии с ч.3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.

Доказательств искажения волеизъявления избирателей, повлиявших на итоги выборов, заявителем Бразаускас Д.В. суду не представлено. Незначительная разница в количестве голосов избирателей, поданных за каждого из кандидатов / в данном случае за Бразаускаса Д.В. - 500, Романова С.Л.-531/, свидетельствует о действительном выборе избирателей в отношении данных кандидатов.

На основании приведенных выше доказательств, суд пришел к выводу, что при проведениивыборов главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет не были нарушеныконституционные праваграждан и с достоверностью можно установить результаты волеизъявления избирателей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены
решения участковых избирательных комиссий № и № об итогах голосования и признания
недействительными результатов выборов главы муниципального образования Вершино-
Тейский поссоветне имеется, требованиезаявителя Бразаускаса Д.В. не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-198, 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Бразаускаса Дениса Владимировича о признании
выборов на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет
недействительными и обязании участковых избирательных комиссий № и № Аскизского района произвести повторный подсчет избирательных бюллетеней по выборам на должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.

ПредседательствующийН.П.Адыякова

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2010 года.

ПредседательствующийН.П.Адыякова