Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Аевой И.И.,
с участием прокурора Кайдараковой К.В.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Пастаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению Республики Хакасия « Центр занятости населения Аскизского района» об обязании зарегистрировать Пастаеву Е.А. в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ищущего работу впервые и назначении пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Республике Хакасия на момент обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в интересах Пастаевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в суд с иском к Государственному учреждению Республики Хакасия « Центр занятости населения Аскизского района» ( далее по тексту Центр занятости населения) об обязании зарегистрировать Пастаеву Е.А. в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ищущего работу впервые и назначении пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Республике Хакасия со ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя требования тем, что указанного числа Пастаева Е.А. обратилась в Центр занятости населения в целях поиска подходящей работы и регистрации ее в качестве лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ищущего работу впервые, однако сотрудниками учреждения было дано разъяснение, что к категории « ищущие работу впервые» Пастаева Е.А. не относится, т.к. в ДД.ММ.ГГГГ г. трудоустраивалась по временной занятости несовершеннолетних граждан. Между тем, прокурор считает, что при первоначальном трудоустройстве Пастаевой Е.А. ответчик нарушил порядок временного трудоустройства граждан, поскольку истица лично не обращался в Центр занятости населения, не подавала всех необходимых документов, не была информирована об условиях работы, режиме, заработке, не подписывала срочный трудовой договор, и выполненная работы была общественная. Учитывая, что категория « повторное обращение» не дает возможность реализовать Пастаевой Е.А. право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившийся в РХ, прокурор считает, что ответчик нарушил право истицы на дополнительную социальную гарантию в виде повышенного размера пособия.
В судебном заседании прокурор Кайдаракова К.В., истица Пастаева Е.А. уточнили требование, просили обязать ответчика зарегистрировать последнюю в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ищущего работу впервые и назначить ей пособие по безработице в размере уровня средней месячной заработной платы, сложившейся в Республике Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что в ходе судебного процесса Пастаева Е.А. вновь обратилась в Центр занятости населения с просьбой оказать содействие в поиске подходящей работы учителя начальных классов с дополнительной специальностью хакасский язык и литература, подала заявление-анкету и другие документы, однако никакой подходящей работы ей предложено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она была признана безработной и с ДД.ММ.ГГГГ ей назначили выплату пособия на 6 месяцев в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента в сумме 1105 руб., с чем истица не согласна.
Представитель ответчика Баинова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, суду пояснила, что право на дополнительную социальную гарантию в виде выплаты пособия по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в республике, Пастаева Е.А. не имеет, т.к. обращение в декабре ДД.ММ.ГГГГ г. является повторным. Первичное обращение в Центр занятости населения имело место в ДД.ММ.ГГГГ г., тогда истица в девичестве Саражакова Е. А. была трудоустроена на временные сезонные работы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, показания свидетелей в порядке ст. 180 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст.3 Федерального закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации» ( в ред. от 27.12.2009 г.) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10 февраля 1998 г. № 5 ( в ред. Постановления Минтруда РФ от 05.10.2001 г. № 70 ) следует, что к детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные социальные гарантии, относятся: лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите ( п. 2 ); Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе (далее - в субъекте Российской Федерации)( п. 7 ).
В судебном заседании установлено, что Саражакова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находилась под опекой ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, обучалась <данные изъяты> ГОШИ до ДД.ММ.ГГГГ г., после окончания школы поступила в ГОУ ВПО « Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», окончила обучение в июле ДД.ММ.ГГГГ г. по специальности « Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью « Хакасский язык и литература».
ДД.ММ.ГГГГ Саражакова Е.А. заключила брак с ФИО8, после чего ей была присвоена фамилия супруга.
Согласно справки начальника Управления образования администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №, Пастаева Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из представленных документов, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Пастаева Е.А. обратилась в Центр занятости населения с просьбой оказать содействие в поиске подходящей работы, заполнив анкеты и предоставив все необходимые документы.
При этом, в карточке персонального учета от ДД.ММ.ГГГГ, Пастаевой Е.А. установлена категория сироты, повторно обратившейся.
ДД.ММ.ГГГГ приказами директора Центра занятости № Пастаева Е.А. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ; № № ей назначено пособие по безработице с продолжительностью выплаты пособия 6 месяцев, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента 30 %, в сумме 1105 руб..
Возражая против исковых требований, ответчик настаивает на том, что в ДД.ММ.ГГГГ г. истица трудоустраивалась через Центр занятости населения по временной занятости несовершеннолетних граждан.
В качестве доказательств в обоснование своих возражений, представитель ответчика Баинова Н.С., предоставила карточку персонального учета № от ДД.ММ.ГГГГ гражданина, ищущего работу, где в сведениях об обратившемся значится Саражакова Е.А., учащаяся, с неполным средним образованием, ранее не приступавшая к трудовой деятельности, не имеющая специальности, относящаяся к категории дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей.
Требований к виду предприятия, характеру работы, желаемого месторасположения работы, профобучению, Саражаковой Е.А. не заявлялось.
Карточка персонального учета подписана ею, с отметкой о предложенном варианте трудоустройства на сезонные работы с ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочей <данные изъяты> ГОШИ с зарплатой 400 рублей.
В качестве доказательства волеизъявления Пастаевой Е.А. трудоустроиться на работу по программе « Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан» через Центр занятости населения, суду представлено ее письменное заявление на имя директора Аскизского ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписки из приказа № по <данные изъяты> в их числе под № 37 Саражакова Е.А.риняты ажданв возрасте от 14 до 18 <данные изъяты>обучения <данные изъяты> на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет созданы бригады: экологическая, ремонтная и временно на работу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приняты учащиеся, в их числе под № 37 Саражакова Е.А..
ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт выполненных работ, на основании табеля учета использования рабочего времени, произведен расчет с учащимися в размере 400 рублей каждому.
По данному факту работы, истица в судебном заседании пояснила, что в начале учебного года в школе предложили поработать на благоустройство села, учителя сформировали списки учащихся, при этом отбирали в первую очередь детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей-сирот и оставшихся без родительского попечения. Она была включена в указанный список. Далее им предложили принести копию паспорта, заполнить по образцу заявление. Она в составе ремонтной бригады занималась уборкой мусора на улицах <адрес>, по истечении месяца получила деньги.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9 суду пояснила, что осенью ДД.ММ.ГГГГ г. Екатерина работала на уборе территории села, но никаких документов она ( ФИО9) будучи опекуном не подписывала, мер к трудоустройству сестры не принимала.
Свидетель ФИО10 суду пояснила, что работает директором <данные изъяты> СОШ, с ДД.ММ.ГГГГ г. школа периодически заключает договоры с Центром занятости населения Аскизского района о совместной деятельности по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. В период ДД.ММ.ГГГГ. по договору работали учащиеся в марте, мае, сентябре месяце. Ответственными за работу с детьми были учителя, которые формировали списки, отдавая предпочтение детям из малообеспеченных, неблагополучных семей, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, с той целью, чтобы они могли заработать деньги на личные нужды. Срочные трудовые договоры с детьми не заключались. Копии паспортов, заявления, собирались учителями в школе. Карточки персонального учета привозились на подпись также в школу. О наступлении возможных правовых последствий ни учителя, ни дети не знали. Последние выполняли общественные работы по уборке территории, оказывали помощь престарелым гражданам. В настоящее время детям категории сирот указанные работы не предлагаются во избежание негативных последствий, связанных с постановкой на учет в качестве безработного лица и получения пособия.
Обстоятельства, изложенные свидетелями, не оспариваются представителем ответчика, пояснившей, что действительно лично Пастаева Е.А. в Центр занятости населения не обращалась, документа об образовании не предоставляла, данных о заключении с ней срочного трудового договора не имеется, трудоустройство несовершеннолетних происходило в рамках мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних граждан в Республике Хакасия в ДД.ММ.ГГГГ г..
Анализируя изложенные обстоятельства, суд считает, что требования, предъявляемые законодателем относительно трудоустройства детей--сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении истицы не были соблюдены.
Так, в силу вышеназванного Порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы службы занятости при обращении к ним детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья ( п. 3 ); Для регистрации в целях поиска подходящей работы, ищущие работу впервые дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ об образовании ( п. 4 ); Органы службы занятости со дня регистрации детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить им два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подбор подходящей работы осуществляется на общих основаниях. В целях содействия в трудоустройстве им может быть предложен план самостоятельного поиска работы. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии и при их согласии может быть предложено участие в оплачиваемых общественных работах ( п. 5).
Как установлено, в ДД.ММ.ГГГГ г. Пастаева Е.А. в поисках работы не находилась, т.к. обучалась в школе, инициативу по постановке на учет в Центре занятости населения не проявляла, лично к ответчику не обращалась, документ об образовании не предъявляла, никакой профориентационной работы Центр занятости населения с Пастаевой Е.А. не проводил, диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья не делал, вариантов получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы не предлагал, помощи в разработке самостоятельного плана по поиску работы не оказывал, о возможным правовых последствиях в последующем при обращении за содействием в трудоустройстве не разъяснял.
В силу ч. 1 ст. 1, абз. первого, второго ст. 2 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 ( в ред. от 29.12.2009 г.) « О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок); Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
Согласно п. 2 Положения об организации общественных работ (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.01.2007 N 4) под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу; Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:…озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; уход за престарелыми, инвалидами и больными; организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов ( п. 6); С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор ( п. 13).
Исходя из перечисленных выше норм, довод прокурора о выполнении Пастаевой Е.А. общественной работы, является состоятельным, т.к. предложенная истице в ДД.ММ.ГГГГ г. работа, связанная с благоустройством территории, являлась временной общественной и была произведена с нарушении действующего законодательства, без оформления срочного трудового договора.
Кроме того, если бы ответчик действительно оказывал содействие истице по трудоустройству, то в соответствии со ст. 24 ФЗ « О занятости населения в Российской Федерации» на период привлечения ее к общественной работе, при отсутствии других вариантов, последняя должна была состоять в Центре занятости как безработное лицо и получать пособие.
Данными о том, что истица ранее работала, имеет трудовую книжку, трудовой стаж, заключала трудовые договоры, суд не располагает.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что впервые Пастаева Е.А., лично обратилась в Центр занятости населения в целях поиска работы по специальности и регистрации в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущей работу, только ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, Пастаева Е.А., ранее не работавшая, подлежит регистрации как ищущая работу впервые, с назначением ей пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Республике Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, поскольку прокурор освобожден от уплаты госпошлины, иск его удовлетворен, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198,199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Аскизского района в интересах Пастаевой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Республики Хакасия « Центр занятости населения Аскизского района» зарегистрировать Пастаеву <данные изъяты> в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ищущего работу впервые и назначить ей пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Республике Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Хакасия « Центр занятости населения Аскизского района» в доход государства госпошлину в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.
Председательствующий: И.И.Аева
Копия верна: И.И.Аева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.