жилищные споры



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Какаяковой Екатерины Петровны к администрации муниципального образования Аскизский район об обязании обеспечения благоустроенным жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Какаяковой Екатерины Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском об обязании администрации муниципального образования Аскизский район обеспечения Какаяковой Е.П. на территории муниципального образования Есинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя требование тем, что постановлением главы администрации муниципального образования Есинский сельсовет Аскизского района от 01.03.2001 г. №8 Какаякова Е.П., оставшаяся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 25.06.2003 года Какаякова Е.П. окончила учебное заведение, своего жилья не имеет. Просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Какаякову Е.П. жилым помещением в <адрес> (по месту постановки на льготную очередь) не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района Кайдаракова К.В. уточнила требование, просила предоставить Какаяковой Е.П. жилье на территории муниципального образования Есинский сельсовет, в обоснование требований ссылалась на доводы, изложенные в иске, дополнив, что с момента окончания учебного заведения Какаякова Е.П. имеет право на обеспечение администрацией муниципального образования Аскизский район вне очереди жилым помещением, своего жилья не имеет, проживает у брата.

Истец Какаякова Е.П. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в настоящее время проживает у брата, своего жилья не имеет, родительский дом сгорел, с 2003 года состоит на льготной очереди по получению жилья.

Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, суду пояснила, что на 2011 год из республиканского бюджета муниципальному образованию Аскизский район выделено 9367 тыс.руб., данных средств хватит на обеспечение жильем 14 граждан. В списке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Какаякова Е.П. значится за №, в связи с чем, внеочередное предоставление ей жилого помещения ущемляет права детей, состоящих в очереди.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичные правовые нормы содержит статья 1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусматривающая право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Статьей 5 Закона Республики Хакасия от 12 апреля 2007 г. № 15-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Республики Хакасия по договорам социального найма отдельным категориям граждан» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма должна быть не менее 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы муниципального образования Есинский сельсовет от 01.03.2001 г. №.8, Какаякова Екатерина Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из числа детей сирот, поставлена на льготную очередь по получению жилья на строительство дома по муниципальному образованию Есинский сельсовет.

Родители Какаяковой Е.П. - мать <данные изъяты> и <данные изъяты> умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ9 года, соответственно /копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, л.д.8,9/.

Из информации представленной Аскизским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> и Какаякова Е.П. не имеют зарегистрированных права на объекты недвижимого имущества /л.д.13 -15/.

Аналогичная информация представлена Аскизским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» /л.д.16/.

25 июня 2003 года Какаякова Е.П. окончила Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище №» в <адрес>, ей присвоена квалификация по профессиям плодоовощевод, швея 1 разряда и повар 2 разряда, что подтверждается представленной копией диплома серии Г №, л.д.11/.

Из справки главы администрации МО Есинский сельсовет от 09.12.2010года следует, что Какаякова Екатерина Петровна состоит на льготной очереди по получению жилья за №.

Истица с 23 марта 2005 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Учитывая, что Какаякова Е.П. до настоящего времени не имеет жилой площади, тогда как по окончании образовательного учреждения у неё возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Есинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, по месту выявления и постановки на льготную очередь, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Аскизского района, обратившегося в интересах Какаяковой Екатерины Петровны.

Доводы представителя ответчика об отсутствии финансовых средств не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку предоставление Какаяковой Е.П. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Суд также находит необоснованным доводы представителя ответчика о нарушении жилищных прав иных лиц, состоящих на льготной очереди, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом

Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Аскизского района в интересах Какаяковой Екатерины Петровны - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Какаяковой Екатерине Петровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории муниципального образования Есинский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия (по месту постановки на льготную очередь), соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.П.Адыякова

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года.

Председательствующий: Н.П.Адыякова