Требование прокурора о признании бездействия главы МО Базинский сельсовет в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ незаконым удовлетворено



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 г. с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Аевой И.И.,

с участием прокурора Иванова Е.А.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского о признании бездействия главы администрации муниципального образования Базинский сельсовет в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконным отказа главы администрации муниципального образования Базинский сельсовет ( далее по тексту МО Базинский сельсовет) в определении места отбывания наказания осужденному Косточакову В.К. в виде 1 года 2 мес. исправительных работ с удержанием 5 % в доход государства, назначенное приговором Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, обязании главы образования определить место отбывания наказания и трудоустроить осужденного, мотивируя требование тем, что приговор, вступивший в законную силу до настоящего времени не исполняется по причине отказа главы органа местного самоуправления, на территории которого проживает осужденный Косточаков В.К., в трудоустройстве последнего, что является нарушением действующего уголовно-исполнительного законодательства.

В судебном заседании прокурор Иванов Е.А. уточнил требование, просил признать бездействие главы администрации МО Базинский сельсовет в определении места отбывания наказания осужденному Косточакову В.К. в виде исправительных работ незаконным, обязать главу администрации определить место отбывания наказания, назначенного приговором Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Косточакову В.К. в виде исправительных работ по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, в районе места жительства осужденного, пояснив, что со стороны главы муниципального образования Какова Е.И. усматривается бездействие в вопросе определения места отбывания наказания осужденных к исправительным работам, поскольку никаких мер к трудоустройству Косточакова В.К. им ( Каковым Е.И.) не принимается, имея на территории образования организации, индивидуальных предпринимателей, глава к их руководителям с просьбой об оказании помощи в трудоустройстве осужденного не обращается, ссылаясь на отсутствие финансирования отказывается в подписании договора о сотрудничестве с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, что негативно сказывается на восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Глава МО Базинский сельсовет Каков Е.И. заявление прокурора не признал, суду пояснил, не имеет возможности трудоустроить Косточакова В.К., т.к. в штатном расписании администрации, других муниципальных учреждений нет свободных единиц, финансовых средств для оплаты его труда в качестве сезонного рабочего также не имеется. Полагает, что обязанность по трудоустройству осужденных к исправительным работам лежит на администрации муниципального образования Аскизский район, которому делегированы государственные полномочия, что не противоречит действующему законодательству, т.к. исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного, тогда как район места жительства осужденного - Аскизский.

Представитель уголовно-исполнительной инспекции № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РХ Хамович И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требование прокурора поддержала, пояснив, что обязанность по определению места отбывания наказания в виде исправительных работ Косточакову В.К. лежит на администрации МО Базинский сельсовет, на территории которой проживает осужденный, между тем, глава поселения отказывается сотрудничать с УИИ по вопросам исполнения наказания в виде исправительных работ, ссылаясь на отсутствие рабочих мест, что делает невозможным исполнение приговора суда.

Представители администрации муниципального образования Аскизский район Потехина Л.В., Юнкгейм О.В., действующие на основании доверенностей, также считают, что определение места отбывания наказания осужденным к исправительным работам находится в введении органов местного самоуправления, по месту жительства таких лиц, т.е. в данном случае определить место отбывания наказания Косточакову В.К. должен глава поселения Каков Е.И.. Подобными полномочиями администрация района не обладает.

Косточаков В.К. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ во исполнение предписаний уголовно-исполнительной инспекции обращался к главе МО Базинский сельсовет Какову Е.И. по поводу определения места отбывания наказания, однако в трудоустройстве ему было отказано. В другие учреждения, находящиеся на территории поселения, он также обращался, но безрезультатно. Считает приговор суда справедливым и желает встать на путь исправления, трудоустроиться, чтобы производились удержания в доход государства.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в том числе порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных.

В силу ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Частью 1 ст. 50 УК РФ установлено, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

Приговором Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Косточаков <данные изъяты> признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, б, в» ст. 64 УК РФ в виде исправительных работ сроком на 1 год 2 месяца с удержанием в доход государства в размере 5 процентов.

ДД.ММ.ГГГГ Косточаков В.К. был поставлен на учет уголовно-исполнительной инспекцией № б ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН РФ по РХ.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из данных паспорта (серии № № выдан ОВД <адрес> РХ ДД.ММ.ГГГГ) Косточаков В.К. зарегистрирован по адресу: <адрес>, где и фактически проживает.

Данный населенный пункт находится на территории МО Базинский сельсовет.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

То есть, федеральным законодательством предусмотрено участие органа местного самоуправления поселений в вопросах, касающихся исполнения наказаний в виде исправительных работ, поэтому довод Какова Е.И. о том, что обязанность по трудоустройству осужденного Косточакова В.К. лежит на администрации МО Аскизский район, суд считает необоснованным, поскольку в законе указано, что исправительные работы осужденным отбываются в районе места жительства осужденного.

Так, во исполнение ч. 1 ст. 39 УИК РФ на основании муниципального правового акта должен быть определен исчерпывающий перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Такой документ главой МО Базинский сельсовет издавался, о чем свидетельствует постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации исполнения наказания в виде исправительных работ на территории муниципального образования Базинский сельсовет на 2011 год», в приложении к которому были утверждены организации и предприятия для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Как следует из пояснений Какова Е.И. в ДД.ММ.ГГГГ г. им также принимались аналогичные постановления, но лиц, проживающих на территории поселения, осужденных к исправительным работам не было.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по определению места отбывания наказания осужденному Косточакову В.К. возложена на орган местного самоуправления в лице администрации МО Базинский сельсовет.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Косточакову В.К. было вручено направление в Центр занятости для получения государственной услуги по трудоустройству по исправительным работам, предписание явиться ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам в МО Базинский сельсовет для отбывания наказания.

Центром занятости с. Аскиз Косточакову В.К. было оказано содействие в поиске подходящей работы, однако подходящие вакансии отсутствовали (справка директора Центра от ДД.ММ.ГГГГ).

Из сообщения главы МО Базинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Косточакову В.К., обращавшемуся в сельсовет с предписанием ИУИИ № 6 явиться в МО Базинский сельсовет для отбывания наказания, отказано в приеме на работу в связи с отсутствием вакансии, финансовых средств в бюджете, с указанием, что вероятность трудоустройства появится в конце марта на работы по благоустройству.

ДД.ММ.ГГГГ главой поселения также было отказано Косточакову В.К. в приеме на работу по причине отсутствия вакансий по его профессии.

Представив штатное расписание работников администрации сельсовета, Каков Е.И. суду пояснил, что вакантных мест в аппарате не имеется, финансовые средства на открытие новых мест работы, принятия работников на сезонные работы отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя председателя Республики Хакасия главой поселения было направлено заявление о выделении субсидий для трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам по месту жительства.

Несмотря на изложенные обстоятельства, суд полагает, что главой МО Базинский сельсовет допущено бездействие в части определения места отбывания наказания осужденному к исправительным работам.

Так, из пояснений Какова Е.И. следует, что на территории Базинского поселения имеются хозяйствующие субъекты, однако в рамках предписанных законом полномочий никаких мер им к определению места для отбывания Косточаковым В.К. наказания не принято.

Информация Юнгкейм О.В. о том, что Базинский сельсовет по программе содействия занятости населения в ДД.ММ.ГГГГ г. предусмотрел из местного бюджета <данные изъяты> рублей на общественные работы, <данные изъяты> руб. на временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, Каковым Е.И. не опровергнута, отсутствие денежных средств не доказано.

Более того, соглашение о сотрудничестве между администрацией МО Базинский сельсовет и УИИ № 6 ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по РХ в области исполнения наказания в виде обязательных и (или) исправительных работ на ДД.ММ.ГГГГ г. Каков Е.И. не подписывает.

Указанное соглашение ДД.ММ.ГГГГ главой МО Базинский сельсовет возвращено в уголовно- исполнительную инспекцию вместе с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации исполнения наказания в виде исправительных работ на территории МО Базинский сельсовет на 2011 год» со ссылкой на отсутствие финансовых средств.

Таким образом, суд считает требование прокурора обоснованным, поскольку усматривает бездействие главы администрации МО Базинский сельсовет в определении места отбывания наказания осужденному Косточакову В.К., что негативно сказывается на интересах Российской Федерации как правового государства, в котором провозглашены принципы неотвратимости ответственности, предполагающей неминуемость наказания за совершенное преступление и соединения наказания с исправительным воздействием.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198,199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Аскизского района удовлетворить.

Признать бездействие главы администрации муниципального образования Базинский сельсовет в определении места отбывания наказания в виде исправительных работ незаконным.

Обязать главу администрации муниципального образования Базинский сельсовет определить место отбывания наказания, назначенного приговором Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Косточакову <данные изъяты> в виде исправительных работ по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, в районе места жительства осужденного.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: И.И. Аева

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2011 г..