требование об оспаривании действия главы МО Аскизский поссовет в части издания распоряжения незаконными удовлетворено



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

с участием представителя прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия Топоевой Ж.Д.,

заинтересованных лиц представителя администрации муниципального образования Аскизский поссовет Ротовой Н.А., а также Кудрявцева Г.Г.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании действия главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет в части издания распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ №-к, №-к незаконными, признании данных распоряжений незаконными и подлежащими отмене, и обязании администрации муниципального образования Аскизский поссовет расторгнуть трудовой договор о муниципальной службе № от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании действия главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет в части издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к незаконным, признании данного распоряжения незаконным и подлежащим отмене, и обязании администрации муниципального образования Аскизский поссовет расторгнуть трудовой договор о муниципальной службе № от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что на основании оспариваемого распоряжения Кудрявцев Г.Г. был принят исполняющим обязанности заместителя главы с ДД.ММ.ГГГГ, между главой администрации муниципального образования Аскизский поссовет и Кудрявцевым Г.Г. был заключен трудовой договор о муниципальной службе №. Между тем, в нарушение требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» Кудрявцев Г.Г. не имеет установленного законом стажа муниципальной службы. Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № на ООО «Тепловик» следует, что Кудрявцев Г.Г. является директором данного общества, а также значится в качестве его учредителя.

Одновременно прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании действия главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет в части издания пункта второго распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к о возложении на Кудрявцева Г.Г. исполнения обязанностей главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об отмене данного распоряжения, в обоснование требований ссылаясь на то, что приказом директора ООО «Тепловик», подписанным Кудрявцевым Г.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №, на должность исполняющего обязанности директора общества переведен ФИО4, при этом исполнение данного приказа Кудрявцев Г.Г. оставил за собой. Фактически Кудрявцев Г.Г. является членом органа управления коммерческой организации, запись в его трудовой книжке об увольнении, без внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что он /Кудрявцев Г.Г./ не вправе занимать должность муниципальной службы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявления прокурора были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании представитель прокуратуры Топоева Ж.Д. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо - представитель администрации муниципального образования Аскизский поссовет Ротова Н.А., действующая на основании доверенности, требования прокурора не признала, суду пояснила, что основанием для назначения Кудрявцева Г.Г. на должность явилось наличие стажа на руководящих должностях, указанных в трудовой книжке. Впоследствии Кудрявцев Г.Г. обратился в администрацию Аскизского поссовета о зачислении муниципального стажа, которой в сумме оказалось свыше 5 лет. Договором от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Г.Г. передал в доверительное управление долю уставного капитала ФИО7. Согласно записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Г.Г. уволен из ООО «Тепловик».

Заинтересованное лицо Кудрявцев Г.Г., привлеченный к участию в деле определением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с требованием прокурора Аскизского района не согласен, суду пояснил, что на собрании учредителей ООО «Тепловик» был избран новый директор ФИО4 и все полномочия были переданы новому директору. В настоящее время в налоговой инспекции имеется заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Свою долю в уставном капитале он передал ФИО7. С учётом изложенного, по его мнению, нарушений при его назначении на должность заместителя главы поселения не допущено.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом от 02 марта 2007г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

В статье 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии со ст.17 названного Федерального закона РФ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Согласно ч.ч. 2, 3 и 5 ст. 4 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 N 39-ЗРХ (ред. от 01.10.2010) "О муниципальной службе в Республике Хакасия" квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются в соответствии с группами должностей муниципальной службы. В число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей муниципальной службы, входит наличие высшего профессионального образования. Квалификационные требования к стажу муниципальной службы либо к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для муниципальных служащих устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы: для высшей группы должностей - стажа муниципальной службы на должностях главной группы должностей муниципальной службы либо стажа государственной гражданской службы на должностях ведущей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 3 лет или стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Должность заместителя главы муниципального образования входит в высшую группу должностей / раздел 1 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Хакасия, приложение №1 Закона Республики Хакасия №39-ЗРХ/.

В судебном заседании установлено, что распоряжением главы муниципального образования Аскизский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-к Кудрявцев Г.Г. принят исполняющим обязанности заместителя главы администрации МО Аскизский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия и назначения его /Кудрявцева Г.Г./ на данную должность является личное заявление.

ДД.ММ.ГГГГ главой МО Аскизский поссовет Челтыгмашевым Е.Я. издано распоряжение №-к, согласно пункту второму которого на период отпуска главы администрации МО Аскизский поссовет на Кудрявцева Г.Г. возложено исполнение обязанностей главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с доплатой разницы в окладе.

С ДД.ММ.ГГГГ, между главой администрации муниципального образования Аскизский поссовет и Кудрявцевым Г.Г. заключен трудовой договор о муниципальной службе №.

Кудрявцев Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно копии диплома от ДД.ММ.ГГГГ серии МВ №, имеет высшее образование, окончил <данные изъяты> в 1986 году по специальности самолётостроение, ему присвоена квалификация инженер-механик.

Из представленной копии трудовой книжки серии ТК-I № на имя Кудрявцева Г.Г., следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Г.Г. работал в МУП «Районная служба заказчика» в должности <данные изъяты>, затем был переведен на должность <данные изъяты>, мастера, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ООО «Тепловик», при этом с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

Таким образом, стаж работы Кудрявцева Г.Г. не отвечает установленным действующим законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям.

Представителем МО Аскизский поссовет доказательств того, что Кудрявцев Г.Г., имеет установленный законом стаж муниципальной службы либо стаж государственной гражданской службы суду не представлено.

В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Пунктом 5 этой статьи определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В пункте 6 названной статьи предусмотрено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В судебном заседании установлено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации МО Аскизский поссовет Советом депутатов поселения не урегулирован.

Согласно п. 10 ч. 2 ст.32 Устава муниципального образования Аскизский поссовет глава поселения, как глава администрации поселения, осуществляет следующие полномочия: назначает на должность заместителя главы администрации поселения и освобождает его от занимаемой должности.

Заместитель главы администрации поселения является должностным лицом администрации поселения, назначаемым на должность главой администрации поселения в соответствии с действующим законодательством. В случае временного отсутствия главы поселения (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.) его полномочия осуществляет заместитель главы администрации поселения, в соответствии с его должностными обязанностями /статья 39 названного Устава/.

Таким образом, рассматривая вопрос о назначении заместителя главы МО Аскизский поссовет глава администрации МО Аскизский поссовет действовал в рамках полномочий, определенных в ст. 32 Устава, однако им не соблюдены требования действующего федерального законодательства.

Пунктами 9 статьи 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13 и 14 Закона, влечет расторжение трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя).

Из Устава ООО «Тепловик» следует, что общество имеет статус коммерческой организации, целями его деятельности является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли /пункты 1.4.,2.1./.

Как следует из материалов дела, Кудрявцев Г.Г., проживающий в <адрес>, занимающий муниципальную должность, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № является одним из учредителей и директором ООО «Тепловик»

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Кудрявцевым Г.Г., /именуемым учредителем/ и ФИО7 / именуемым управляющим/, учредитель передает управляющему в доверительное управление имущество в виде доли в размере 33,3 % в уставном капитале ООО «Тепловик» сроком на 1 год.

Положения п. 4 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №14-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусматривают, что изменения, внесенные в учредительные документы общества (к числу таковых в силу п. 2 ст. 12 Закон относит и сведения о составе и компетенции органов общества, размере стоимости доли каждого участника и порядке перехода доли в уставном капитале общества к другому лицу), подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

При предоставлении в администрацию МО Аскизский поссовет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, Кудрявцевым Г.Г., претендующим на замещение должности муниципальной службы, сведений об имеющейся у него /Кудрявцева Г.Г./ доли в уставном капитале ООО «Тепловик», не указано, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, заполненной собственноручно Кудрявцевым Г.Г., данное обстоятельство свидетельствует о наличии ограничений, связанных с муниципальной службой, предусмотренных п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Доводы представителя администрации МО Аскизский поссовет Ротовой Н.А. о том, что Кудрявцев Г.Г., уволившись из ООО «Тепловик» как его директор и передав свою долю физическому лицу, вышел из состава учредителей общества, чем фактически совершил все юридически значимые действия, направленные на выход из коммерческой организации, не могут быть судом приняты во внимание, поскольку учитывая требования п. 1 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 4 ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для третьих лиц данные изменения приобретают юридическую силу только с момента их государственной регистрации.

С заявлением об изменении сведений о лице, имеющем без доверенности действовать от имени юридического лица в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Республике Хакасия директор ООО «Тепловик» ФИО4 обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует расписка о получении документов.

Таким образом, на момент назначения Кудрявцева Г.Г. на муниципальную службу последний являлся членом органа управления коммерческой организации.

Поскольку несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, является в силу п.3 ч.1 ст.19 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основанием для расторжения с муниципальным служащим трудового договора, заключенный трудовой договор о муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГ подлежит расторжению, а действия главы администрации МО Аскизский поссовет по принятию Кудрявцева Г.Г. на муниципальную должность муниципальной службы являются незаконными.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действия главы администрации МО Аскизский поссовет, выразившиеся в издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к, которым Кудрявцев Г.Г. принят исполняющим обязанности заместителя главы администрации МО Аскизский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в издании пункта второго распоряжения №-к от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Кудрявцева Г.Г. исполнения обязанностей главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконны, в связи с чем, имеются законные основания для признания оспариваемых распоряжений недействительными и подлежащими отмене.

Руководствуясь ст.ст.194, 198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Аскизского района - удовлетворить.

Признать действия главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет в части издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к и пункта второго распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к незаконными.

Признать распоряжения главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ №-к, а также пункт второй распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-к в части возложения на Кудрявцев Г.Г. исполнения обязанностей главы администрации муниципального образования Аскизский поссовет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными и подлежащими отмене.

Обязать главу администрации муниципального образования Аскизский поссовет расторгнуть трудовой договор о муниципальной службе № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией муниципального образования Аскизский поссовет в лице его главы Чултыгмашева Е.Я. и Кудрявцев Г.Г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.П. Адыякова

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2011 года.

Председательствующий: Н.П.Адыякова