Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия В составе: председательствующего Адыяковой Н.П., при секретаре Чебодаевой Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Карачакова С.А. к администрации муниципального образования Аскизский район об обязании обеспечения благоустроенным жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Карачакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском об обязании администрации муниципального образования Аскизский район обеспечения его / Карачакова С.А./ на территории муниципального образования Усть-Чульский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя требование тем, что постановлением главы муниципального образования Усть-Чульский сельсовет Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ № Карачакова С.А. С.А., оставшийся без попечения родителей, поставлен на льготную очередь на получение жилья. В 2007 году Карачакова С.А. С.А. окончил учебное заведение, в период с 2008 г. по 2009 г. проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено. Просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Карачакова С.А. жилым помещением на территории МО Усть-Чульский сельсовет Аскизского района (по месту постановки на льготную очередь для приобретения жилья) не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счет средств бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района Иктифлямов А.Х. поддержал заявленное требование, в обоснование требований ссылался на доводы, изложенные в иске, дополнив, что с момента окончания службы в рядах Вооруженных сил РФ Карачаков С.А имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением. Истец Карачаков С.А исковые требования поддержал, по доводам изложенным в исковом заявлении, суду дополнил, что в настоящее время временно проживает в <адрес>1, данное жилье не пригодно для проживания в виду его ветхости. Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности, иск прокурора не признала суду пояснила, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государственными полномочиями, исполняемыми за счет средств бюджета субъекта РФ. На текущий год финансирование МО Аскизский район по обеспечению жильем детей-сирот осуществлялось недостаточно в размере 9367 тыс.руб.. Кроме того, в списке лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилого помещения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.г. Карачаков С.А. состоит в очереди за №, в связи с чем внеочередное предоставление ему жилья ущемляет права детей, состоящих в льготной очереди до него. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичные правовые нормы содержит статья 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусматривающая право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права. Статьей 5 Закона Республики Хакасия от 12 апреля 2007 г. № 15-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Республики Хакасия по договорам социального найма отдельным категориям граждан» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма должна быть не менее 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающих граждан. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ. В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Усть-Чульского сельсовета Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ №.38, Карачакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на льготную очередь по приобретению жилья /л.д.14/. На момент постановки Карачакова С.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся ребенком, оставшимся без попечения родителя. Факт смерти матери Карачакова С.А, единственного его родителя, Карачаковой В.Н., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается представленной копией свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.9/. Карачаков С.А. зарегистрирован в <адрес> /л.д.6/. Проживаемое жилье не является муниципальной собственностью и находится в непригодном для проживания состоянии, о чем в материалах дела имеется акт обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ. Из информации представленной Аскизским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним КАрачакова В.Н., Карачаков С.А. не имеют зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества /л.д.11,13/. Аналогичная информация представлена Аскизским филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации». ДД.ММ.ГГГГ Карачаков С.А. окончил Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище №» <адрес> по профессии - <данные изъяты> /копия диплома серии <адрес>8, л.д.7/. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карачаков С.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации / копия военного билета серии АН №, л.д.10/. В списке лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилого помещения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.г. номер очередности Карачакова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится - 59. Учитывая, что Карачаков С.А, как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющее право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не имеет жилой площади, тогда как по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации у него возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Усть-Чульский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия, по месту выявления и постановки на льготную очередь, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Аскизского района, обратившегося в интересах Карачакова С.А.. Доводы представителя ответчика о нарушении жилищных прав иных лиц, состоящих на льготной очереди, суд находит необоснованным, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Аскизского района в интересах Карачакова Сергея Александровича - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Карачакову Сергею Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории муниципального образования Усть-Чульский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия (по месту постановки на льготную очередь), соответствующее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма, не ниже установленной учетной нормы, за счет средств бюджета Республики Хакасия. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П.Адыякова Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2011 года. Председательствующий: Н.П.Адыякова