требование заявителя об отмене решения избирательной комиссии удовлетворено частично



РЕШЕНИЕ

          Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года          с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

В составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

при секретаре                                    Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тохтобин В.И. об оспаривании решения избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет об отказе в регистрации     кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет,      

У С Т А Н О В И Л:

Решением избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Тохтобину В.И. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет.

Не согласившись с вышеприведенным решением, Тохтобин      В.И.      обратился      в суд с заявлением, просил признать его незаконным, обязать избирательную комиссию муниципального образования     Аскизский поссовет зарегистрировать его кандидатом на должность     главы муниципального образования     Аскизский поссовет.

В обоснование своих требований указал, что     ему отказано в регистрации     по причине того, что у 30 избирателей даты внесения подписей в подписных листах проставлены      избирателями не собственноручно. Между тем, сбор     подписей     в поддержку своей кандидатуры       он собирал лично, без привлечения     других лиц, подписи и даты их внесения      избиратели     вносили      собственноручно.     Считает, что проверка     подписных листов была произведена      с нарушением     действующего законодательства.

В судебном заседании заявитель Тохтобин     В.И. поддержал доводы своего заявления по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что он лично собирал подписи на подписных листах и кто-либо за других лиц в его подписных листах не расписывался и не ставил дату.

В судебном заседании представитель заявителя по устному ходатайству Юнгейм     Е.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснил, что при проверке     подписных листов, представленных Тохтобиным В.И. избирательная комиссия не привлекала к работе рабочей группы специалистов-почерковедов, а также не направляла подписные листы в экспертное учреждение для подтверждения выводов о том, что даты внесения подписей проставлены не избирателями собственноручно. Выводы о недействительности подписей по указанным основаниям (п.п. 5 п.10 ст.24 Закона Республики Хакасия «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия») сделаны избирательной комиссией на основании визуального осмотра подписей.

В судебном заседании представители избирательной комиссии муниципального образования     Аскизский поссовет Республики Хакасия Боргояков М.В., Толмашов С.В., действующие     на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,     требования заявителя Тохтобин В.И.     В.И. не признали и просили отказать ему в удовлетворении требований, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тохтобиным     В.И.          было представлено 90 подписей избирателей. Для проверки подписных листов была создана рабочая группа из 5 человек. Из 90 подписей      для регистрации      кандидата       было проверено 85 подписей. В ходе проверки в подписных листах, представленных Тохтобиным     В.И.,      31 подпись были признаны недействительными, что составило 36,5% от общего числа     проверенных подписей, поскольку у 30 избирателей даты внесения подписей в подписных листах проставлены      избирателями не собственноручно, 1 подпись      не соответствует действительности. Недействительность даты     подписей были признаны комиссией визуально, при этом     специалисты-почерковеды комиссией не привлекались.

Заместитель прокурора Аскизского района Шмидт Е.И.     в своем заключении указала, что она усматривает нарушения требований избирательного законодательства в действиях избирательной комиссии МО Аскизский поссовет. В судебном заседании представители     избирательной комиссии не отрицали факт того, что при проверке подписных листов, представленных     Тохтобиным В.И. и при принятии решения по его заявлению об отказе в регистрации в качестве кандидата на выборную должность, не был привлечен эксперт-почерковед, в связи с чем,     возникают сомнения      в законности     принятого решения, полагает подлежащим удовлетворению требования Тохтобина В.И..

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что     граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Гарантией надлежащего исполнения ими своих обязанностей является гласность в их деятельности и объективное подтверждение принимаемых решений, позволяющее проводить их судебную проверку.

Согласно подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

В соответствии с пуодп.5 пункта 10 статьи 24 Закона Республики Хакасия от 10.06.2005 N 34-ЗРХ (ред. от 23.12.2010) "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» недействительными считаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно.

В судебном заседании установлено, что решением      Совета депутатов        муниципального     образования Аскизский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ     на ДД.ММ.ГГГГ     назначены выборы главы       муниципального образования     Аскизский поссовет Аскизского района Республики Хакасия.

Решением председателя избирательной комиссии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании территориальной избирательной комиссии Аскизского района» решено сформировать территориальную избирательную комиссию Аскизского района, назначив     в её состав 11 граждан, председателем указанной комиссии назначена Покачакова З.К..

Решением председателя избирательной комиссии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ на территориальную избирательную комиссию Аскизского района возложены полномочия избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет.

ДД.ММ.ГГГГ     Тохтобин В.И. <данные изъяты> года рождения, имеющим среднее профессиональное образование, работающим <данные изъяты>       в порядке самовыдвижения     в избирательную комиссию     муниципального образования     Аскизский поссовет для     регистрации в качестве кандидата на должность главы МО Аскизский поссовет представлено        17 подписных листов      с 90 подписями избирателей.

Решением избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации кандидатом на должность главы МО Аскизский поссовет     Тохтобин В.И. отказано.

Отказывая заявителю в регистрации кандидатом, избирательная комиссия      в своем решении указала на наличие      в представленных подписных листах 31 подписей избирателей, признанных недействительными /или 36,5% от общего числа/, поскольку     даты внесения подписи 30 избирателей проставлены несобственноручно.

Как следует из протокола, количество подписей признанных недействительными составляет 31 (или 36,5%), из них на основании     подп.5 п.10. ст.24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " признано недействительными 30 подписей (подписной лист 3 строка 11, подписной лист 5 строка 22, подписной лист 9 строки 43,44,45, подписной лист 10 строки 49,50, подписной лист 11 строки 52 -55, подписной лист 12 строки 56-59, подписной лист 13 строки 62-64, подписной лист 14 строки 66-69, подписной лист 15 строки 72-75, подписной лист 16 строки 79,80, подписной лист 17 строки 83-85),     на основании подп.2 п.10 ст.24 названного Закона 1 подпись (подписной лист 1 строка 5), достоверными     признаны 54 подписи.     

Из пояснений     представителя избирательной комиссии Толмашова     С.В.     следует, что     при проверке      подписных листов, представленных заявителем Тохтобин В.И.      В.И. у членов рабочей группы     возникли сомнения в достоверности даты внесения     подписи собственноручно избирателем, при этом визуально 31 подпись в датах      была     признана недействительной.

Кроме того, в судебном заседании представители комиссии также подтвердили, что исследование подписей, а именно     даты внесения подписей избирателей, специалистами не проводилось, какое-либо обоснование выводов комиссии в протоколе и решении относительно     причин недействительности      подписей отсутствует.

Между тем, пункт 3.2. Положения о рабочей группе по приему и проверке     избирательных документов, представляемых     кандидатами, избирательными объединениями, организациями, учреждениями, органами местного самоуправления в территориальную избирательную     комиссию Аскизского района при проведении выборов в органы местного самоуправления, в органы государственной власти предусматривает привлечение      к работе Рабочей группы экспертов из числа специалистов органов внутренних дел по Республике Хакасия, учреждений и организаций, осуществляющих учет населения в Республике Хакасия… Заключения вышеназванных экспертов могут служить основанием для признания     недостоверными сведений, содержащихся     в подписных листах.

Заключение эксперта, подтверждающее, что даты внесения подписей избирателей в подписных листах проставлены не избирателями собственноручно,       отсутствует.

Таким образом, выводы территориальной избирательной комиссии МО Аскизский поссовет о несобственноручном проставлении избирателями даты в подписных листах, никакими объективными данными не подтверждены.

Ни решение территориальной избирательной комиссии, ни протокол проверки подписей, ни ведомости проверки не содержат указаний на то, что в проверке подписей в составе рабочей группы принимали участие специалисты-почерковеды, отсутствуют и заключения экспертов или специалистов, подтверждающие, что даты вынесения подписей проставлены не избирателями собственноручно, а также, что сведения об избирателях в подписной лист внесены не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, внесенных в подписной лист.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6 и     ФИО7 пояснили, что действительно      подписывали     подписной лист     в поддержку       Тохтобина В.И., с указанием даты его подписания.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами заявителя относительно незаконности оспариваемого решения комиссии, поскольку объективными данными     не подтверждено решение комиссии о признании 31 подписи     недействительными, поскольку решение рабочей группы комиссии, протокол проверки подписных листов не содержат указаний на то, что в проверке подписей в составе рабочей группы принимали участие специалисты-почерковеды.

Анализ исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что составленный избирательной комиссией МО Аскизский поссовет протокол не соответствуют положениям пункта 7 статьи38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, так как конкретных причин признания недействительными подписей с приведением мотивов, которые могли бы быть проверены судом или вышестоящей комиссией, они не содержат. В нарушение данной правовой нормы представителями     избирательной комиссии      итогового протокола       суду не представлено.

Учитывая изложенное, в силу положений пункта 11 статьи 20, пунктов 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",     суд приходит к выводу о допущенных избирательной комиссией нарушениях порядка проверки документов, представленных кандидатом для регистрации: в состав рабочей группы избирательной комиссии не были включены специалисты - почерковеды; подписные листы с подписями избирателей не были направлены на почерковедческое исследование; в протоколе проверки отсутствует заключение эксперта, которое могло служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, в связи с чем, принятое решение избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Тохтобина В.И. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет является необоснованным     и подлежащим отмене, считает необходимым     обязать избирательную комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

В силу изложенного, учитывая, что разрешить     по существу     вопрос о регистрации заявителя кандидатом в рамках рассматриваемого      дела невозможно, суд     отказывает в удовлетворении требований в части понуждения       избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет         зарегистрировать         кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет     Тохтобин В.И..

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Тохтобин В.И. удовлетворить частично.

Признать     решение избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет         об отказе     в регистрации     кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет     Тохтобин В.И.      от ДД.ММ.ГГГГ     незаконным и подлежащим отмене.

В части требований     об обязании      избирательной комиссии     муниципального образования     Аскизский поссовет         зарегистрировать         кандидатом на должность главы муниципального образования     Аскизский поссовет     Тохтобин В.И. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 5 дней с момента его принятия      в окончательной форме путем подачи жалобы через Аскизский районный суд.

Председательствующий

                                        Н.П.Адыякова

Мотивированное решение составлено 23 мая 2011 года.

Председательствующий:          Н.П. Адыякова