об обеспечении жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                         

с. Аскиз                                                                                                            4 мая 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе

Председательствующего судьи Петрова И.М.,

с участием помощника прокурора Аскизского района Кайдараковой К.В.,

Волкова А.Н.,

представителя администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия Адыгаева Е.В.,

при секретаре Казагашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Волкова Александра Николаевича к администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района РХ Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Волкова А.Н. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет от 11 января 2011 года Волков А.Н. поставлен на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Волков А.Н. жильем не обеспечен, тогда как в 2009 году он окончил учебное заведение, в связи с чем ему должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Волков А.Н. нуждается в жилье, в связи с чем прокурор Аскизского района РХ, действуя в его интересах, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Волкова А.Н. жилым помещением по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Кайдаракова К.В. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Волков А.Н. с момента окончания учебного заведения в 2009 году, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Участвующий в судебном заседании Волков А.Н., в интересах которого заявлен иск, требования прокурора Аскизского района поддержал полностью, просил суд полностью их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации МО Аскизский район Адыгаев Е.В., действующий на основании доверенности, иск прокурора не признал, суду пояснил следующее.

Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите указанных лиц производятся за счет средств федерального бюджет, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Согласно п. 2 ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

На 2011 год в республиканском бюджете муниципальному образованию Аскизский район для решения вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено 9 367 тыс. руб. На указанные средства предполагается обеспечить жильем только 14 лиц. Таким образом, у администрации МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения. Более того, в списке детей на получение жилого помещения, по состоянию на 1 сентября 2010 года, Волков А.Н. значится под номером 29, что, в случае удовлетворения иска, нарушит право других детей на обеспечение жильем, состоящих на льготной очереди перед истцом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 9 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 9 октября 2009 года № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Волков Александр Николаевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт серии 9510 выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по <адрес>).

Решением Абаканского городского суда от 2 декабря 1998 года, вступившим в законную силу, Волкова Людмила Юрьевна лишена родительских прав в отношении сына Александра, 10 сентября 1990 года рождения.

Согласно свидетельства о смерти серии I-ПВ от ДД.ММ.ГГГГ, отец Волкова А.Н. - Волков Николай Юрьевич умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет от 11 января 2001 года Волков А.Н. поставлен на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

2 июля 2009 года Волков А.Н. окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» (диплом за регистрационным номером № 1493).

Согласно справки МО Аскизский сельсовет от 26 января 2011 года, Волков А.Н. состоит на льготной очереди для получения жилья под номером - 6.

В качестве доказательства того, что Волков А.Н. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справка начальника Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от 31 января 2011 года, уведомление государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от 31 января 2011 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Волков А.Н. до настоящего времени жилого помещения не имеет, тогда как 2 июля 2009 года у него возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории МО Аскизский сельский совет - по месту выявления и постановки на льготную очередь. В связи с чем иск прокурора Аскизского района, заявленный в интересах Волкова А.Н., подлежит удовлетворению. При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод представителя ответчика Адыгаева Е.В. об отсутствии должного финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Волкова А.Н. к администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия предоставить Волкову Александру Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Судья Аскизского районного суда                          И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 мая 2011 года

Судья Аскизского районного суда                          И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:     И.М. Петров

Секретарь:     Е.А. Казагашева