Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Аевой И.И., с участием прокурора Кипрушева Н.А., при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, мотивируя требования тем, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности была проведена проверка с привлечением специалистов Отделения государственного пожарного надзора Аскизского района ГУ МЧС России по РХ по результатам которой установлено, что в МО Вершино-Тейский поссовет отсутствует минерализованная полоса установленной ширины, не имеется звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, тогда как орган местного самоуправления обязан принимать первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования, создавать препятствия к распространению огня и своевременно информировать население о пожаре, в связи с чем, просит обязать ответчика произвести данные действия в срок до 01 июля 2011 г.. В судебном заседании прокурор Кипрушев Н.А. уточнил исковое требование, просил обязать ответчика обеспечить устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы с учетом рельефа местности и качества грунта и установить звуковую систему оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайной ситуации в срок до 01 сентября 2011 г., ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что пос. Вершина Тея расположен в лесном массиве, поэтому орган местного самоуправления должен выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Кроме того, на территории поселка расположен профилакторий, на базе которого работает детский оздоровительный лагерь, поэтому необходимость устройства минерализованной полосы вытекает из п. 30 ППБ 01-03. В качестве первичных мер пожарной безопасности на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению связи оповещения населения о пожаре, которая предусмотрена п. 114 ППБ. Представитель ответчика Попов А.В, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, суду пояснил, что требование прокурора направлено на организацию дополнительных мер пожарной безопасности, а не первичных, что не является обязанностью ответчика, влечет расходование бюджетных средств не предусмотренных на текущий финансовый год. Имея статус городского поселения, на муниципальное образование должны распространяться нормы с учетом его статуса, тогда как прокурор ссылается на нормы, относящиеся к сельскому поселению. Представитель третьего лица Отделения государственного пожарного надзора Аскизского района ГУ МЧС России по РХ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п.8,9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 03.05.2011 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Аналогичная норма содержится в подпункте «г» п. 1 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 25.12.2007 г. № 106-ЗРХ ( в ред. от 31.05.2011 г.) « О пожарной безопасности». В силу ст. ст. 59, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение связи и оповещения населения о пожаре. Кроме того, приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", которыми установлены, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) ( п.112 ППБ); На территории сельских населенных пунктов, блок- контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Определение понятия « противопожарная минерализованная полоса» следует из определения « минерализованная полоса», данного в п. 3 ОСТ 56-103-98 « Охрана лесов от пожаров», утв. Приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 г. № 38 и установлено как полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы. Согласно Устава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия, принятого решением № 4 от 30.12. 2005 г. Совета депутатов муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, данное муниципального образование наделено статусом городского поселения и является в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого находится населенный пункт: пгт Вершина Теи. Правовую основу данного местного самоуправления согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, поэтому перечисленные выше нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности распространяются на ответчика. В судебном заседании установлено, что согласно данных Главного управления МЧС России по РХ в пос. Вершина Теи Аскизского района отсутствует минерализованная полоса установленной ширины, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Об этом свидетельствует также акт проверки органом государственного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Аскизского района по пожарному надзору была проведена проверка в отношении администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, а именно частичное отсутствие минерализованной полосы на всей протяженности участка границы населенного пункта, отсутствие звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. На основании предписания № зам.главного Государственного инспектора Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения предложено устранить администрации МО Вершино- Тейский поссовет в срок до 01 сентября 2011 г. Тот факт, что глава администрации МО Вершино-Тейский поссовет С.Л. Романов признавал наличие данных нарушений, следует из его ответа в адрес прокурора Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что « согласно Плана противопожарных мероприятий в весеннее- летний период, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № сроки создания вокруг пгт Вершина -Теи прилегающих к лесным массивам, минерализованных противопожарных полос март-август. В течение мая месяца, после таяния снега будет создана минерализованная противопожарная полоса и решен вопрос по звуковой системе оповещения населения о чрезвычайной ситуации». Между тем, в судебном заседании представитель ответчика Попов А.В., ссылаясь на отсутствие финансовых средств, настаивает на том, что прокурором незаконно «навязываются» дополнительные меры по пожарной безопасности, с чем суд согласиться не может, т.к. в конкретной ситуации данное действие относится к первичной мере в области противопожарных мероприятий, поскольку населенный пункт пгт Вершина-Теи расположен на территории Бирикчульского лесхоза в границах Тейского лесничества ( согласно Устава), поэтому органом местного самоуправления должно быть выполнено мероприятие, исключающее возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения поселка, каковым является устройство защитных противопожарных полос. Оповещение населения о пожаре также относится к первичной мере пожарной безопасности, поэтому наличие звуковой системы оповещения населения пгт Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях обязательно и подлежит установлению. Довод Попова А.В. об отсутствии бюджетных средств в текущем финансовом году на устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы и установку звуковой системы оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях во внимание не принимается, поскольку законодательством о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования ( ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия № 34 ЗРХ). Согласно п.30. ППБ территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м. Настаивая на исковом требовании, прокурор Кипрушев Н.А. суду пояснил, что пос. Вершина Теи находится в гористой местности лесного массива, на территории которого расположен профилакторий с действующим детским оздоровительным лагерем, поэтому обустройство минерализованной полосы обязательно в соответствии с п. 30 ППБ. Однако данная норма, по мнению суда не подходит к спорным правоотношениям, поскольку речь идет о населенном пункте в целом, поэтому минерализованная полоса должна быть установлена вокруг пос. Вершина Теи с учетом рельефа местности и качества грунта. Срок исполнения действий, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, в связи с чем суд обязывает ответчика выполнить их до 01 сентября 2011 г.. Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Иск прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет обеспечить устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы с учетом рельефа местности и качества грунта и установить звуковую систему оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях в срок до 01 сентября 2011 г.. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: И.И.Аева Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011 г.