Иск прокурора об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворен



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 г.       с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Аевой И.И.,

с участием прокурора Кипрушева Н.А.,

при секретаре     Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, мотивируя требования тем, что в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности была проведена проверка с привлечением специалистов Отделения государственного пожарного надзора Аскизского района ГУ МЧС России по РХ по результатам которой установлено, что в МО Вершино-Тейский поссовет отсутствует минерализованная полоса установленной ширины, не имеется звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации, тогда как орган местного самоуправления обязан принимать первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования, создавать препятствия к распространению огня и своевременно информировать население о пожаре, в связи с чем, просит обязать ответчика произвести данные действия в срок до 01 июля 2011 г..

В судебном заседании прокурор Кипрушев Н.А. уточнил исковое требование, просил обязать ответчика обеспечить устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы с учетом рельефа местности и качества грунта и установить звуковую систему оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайной ситуации в срок до 01 сентября 2011 г., ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что пос. Вершина Тея расположен в лесном массиве, поэтому орган местного самоуправления должен выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Кроме того, на территории поселка расположен профилакторий, на базе которого работает детский оздоровительный лагерь, поэтому необходимость устройства минерализованной полосы вытекает из п. 30 ППБ 01-03. В качестве первичных мер пожарной безопасности на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению связи оповещения населения о пожаре, которая предусмотрена п. 114 ППБ.

Представитель ответчика Попов А.В, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, суду пояснил, что требование прокурора направлено на организацию дополнительных мер пожарной безопасности, а не первичных, что не является обязанностью ответчика, влечет расходование бюджетных средств не предусмотренных на текущий финансовый год. Имея статус городского поселения, на муниципальное образование должны распространяться нормы с учетом его статуса, тогда как прокурор ссылается на нормы, относящиеся к сельскому поселению.

Представитель третьего лица Отделения государственного пожарного надзора Аскизского района ГУ МЧС России по РХ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.8,9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 03.05.2011 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Аналогичная норма содержится в подпункте «г» п. 1 ст. 14 Закона Республики Хакасия от 25.12.2007 г. № 106-ЗРХ ( в ред. от 31.05.2011 г.) « О пожарной безопасности».

В силу ст. ст. 59, 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Кроме того, приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", которыми установлены, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) ( п.112 ППБ);

На территории сельских населенных пунктов, блок- контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Определение понятия « противопожарная минерализованная полоса» следует из определения « минерализованная полоса», данного в п. 3 ОСТ 56-103-98 « Охрана лесов от пожаров», утв. Приказом Рослесхоза от 24 февраля 1998 г. № 38 и установлено как полоса поверхности земли определенной ширины, очищенная от лесных горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.

Согласно Устава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия, принятого решением № 4 от 30.12. 2005 г. Совета депутатов муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, данное муниципального образование наделено статусом городского поселения и является в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ самостоятельным муниципальным образованием, в границах которого находится населенный пункт: пгт Вершина Теи.

Правовую основу данного местного самоуправления согласно ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, поэтому перечисленные выше нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности распространяются на ответчика.

В судебном заседании установлено, что согласно данных Главного управления МЧС России по РХ в пос. Вершина Теи Аскизского района отсутствует минерализованная полоса установленной ширины, звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации.

Об этом свидетельствует также акт проверки органом государственного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора Аскизского района по пожарному надзору была проведена проверка в отношении администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, а именно частичное отсутствие минерализованной полосы на всей протяженности участка границы населенного пункта, отсутствие звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

На основании предписания зам.главного Государственного инспектора Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ указанные нарушения предложено устранить администрации МО Вершино- Тейский поссовет в срок до 01 сентября 2011 г.

Тот факт, что глава администрации МО Вершино-Тейский поссовет С.Л. Романов признавал наличие данных нарушений, следует из его ответа в адрес прокурора Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что « согласно Плана противопожарных мероприятий в весеннее- летний период, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ сроки создания вокруг пгт Вершина -Теи прилегающих к лесным массивам, минерализованных противопожарных полос март-август. В течение мая месяца, после таяния снега будет создана минерализованная противопожарная полоса и решен вопрос по звуковой системе оповещения населения о чрезвычайной ситуации».

Между тем, в судебном заседании представитель ответчика Попов А.В., ссылаясь на отсутствие финансовых средств, настаивает на том, что прокурором незаконно «навязываются» дополнительные меры по пожарной безопасности, с чем суд согласиться не может, т.к. в конкретной ситуации данное действие относится к первичной мере в области противопожарных мероприятий, поскольку населенный пункт пгт Вершина-Теи расположен на территории Бирикчульского лесхоза в границах Тейского лесничества ( согласно Устава), поэтому органом местного самоуправления должно быть выполнено мероприятие, исключающее возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения поселка, каковым является устройство защитных противопожарных полос.

Оповещение населения о пожаре также относится к первичной мере пожарной безопасности, поэтому наличие звуковой системы оповещения населения пгт Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях обязательно и подлежит установлению.

Довод Попова А.В. об отсутствии бюджетных средств в текущем финансовом году на устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы и установку звуковой системы оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях во внимание не принимается, поскольку законодательством о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования ( ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия № 34 ЗРХ).

Согласно п.30. ППБ территории летних детских дач, детских оздоровительных лагерей, расположенных в массивах хвойных лесов, должны иметь по периметру защитную минерализованную полосу шириной не менее 3 м.

Настаивая на исковом требовании, прокурор Кипрушев Н.А. суду пояснил, что пос. Вершина Теи находится в гористой местности лесного массива, на территории которого расположен профилакторий с действующим детским оздоровительным лагерем, поэтому обустройство минерализованной полосы обязательно в соответствии с п. 30 ППБ.

Однако данная норма, по мнению суда не подходит к спорным правоотношениям, поскольку речь идет о населенном пункте в целом, поэтому минерализованная полоса должна быть установлена вокруг пос. Вершина Теи с учетом рельефа местности и качества грунта.

Срок исполнения действий, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, в связи с чем суд обязывает ответчика выполнить их до 01 сентября 2011 г..

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет обеспечить устройство вокруг пос. Вершина Теи минерализованной полосы с учетом рельефа местности и качества грунта и установить звуковую систему оповещения населения пос. Вершина Теи о чрезвычайных ситуациях в срок до 01 сентября 2011 г..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий:     И.И.Аева

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011 г.