решение об обеспечении жилым помещением



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскиз                                                                                                                  1 июня 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петрова И.М.,

с участием помощника прокурора Аскизского района РХ Топоевой Ж.Д.,

при секретаре Казагашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района РХ в интересах Бабаевой Индиры Андреевны к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Бабаевой И.А. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет № 785п от 3 августа 2004 года Бабаева И.А. поставлена на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Бабаева И.А. жильем не обеспечена, тогда как в 2010 году она окончила учебное заведение, в связи с чем ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди. В настоящее время Бабаева И.А. нуждается в жилье, в связи с чем прокурор Аскизского района, действуя в ее интересах, просит обязать администрацию МО Аскизский район обеспечить Бабаеву И.А. жилым помещением по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет, соответствующим санитарным и техническим нормам, не ниже учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании помощник прокурора Аскизского района Топоева Ж.Д. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Бабаева И.А. с момента окончания учебного заведения в 2010 году, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Представитель ответчика - администрации МО Аскизский район Потехина Л.В. в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в их отсутствии, в возражении на исковое заявление пояснила, что на 2011 год в республиканском бюджете для МО Аскизский район предусмотрено 9367 тыс. руб., на указанные средства предполагается обеспечить жильем 14 лиц. Таким образом, несмотря на то, что право Бабаевой И.А. на обеспечение жильем возникло в 2010 году, оно не может быть ей предоставлено, так как у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения. Таким образом, у МО Аскизский район отсутствуют денежные средства для его приобретения. В то время как, в соответствии с действующим законодательством администрация МО Аскизский район может отвечать по указанным обязательствам только в пределах предоставленных субвенций из республиканского бюджета.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 9 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 9 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 5 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Бабаева И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт серии <данные изъяты> <данные изъяты> выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по РХ в <адрес>).

Решением Аскизского районного суда от 13 июля 2004 года, вступившим в законную силу, Бабаева И.А. лишена родительских прав в отношении детей, в том числе и дочери Индиры, 18 апреля 1987 года рождения.

Постановлением главы администрации МО Аскизский сельский совет от 3 августа 2004 года № 785 Бабаева И.А. поставлена на льготную очередь для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

5 июля 2010 года Бабаева И.А. окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 18» (диплом за регистрационным номером ).

Согласно справке администрации МО Аскизский сельсовет, Бабаева И.А. состоит на льготной очереди для получения жилья под № 40.

В качестве доказательства того, что Бабаева И.А. не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справка начальника Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от 15 апреля 2011 года, уведомление государственного регистратора Аскизского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от 15 апреля 2011 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Бабаева И.А. до настоящего времени жилого помещения не имеет, тогда как 05 июля 2010 года у нее возникло гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории МО Аскизский сельский совет, по месту выявления и постановки на льготную очередь, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии финансирования для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений лицам данной категории за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Бабаевой И.А. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Бабаевой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору социального найма на территории МО Аскизский сельский совет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Аскизского районного суда                И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 3 июня 2011 года

Судья Аскизского районного суда                И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:     И.М. Петров