Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием прокурора Загрядского О.В., при секретаре Чебодаевой Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах инвалидов, проживающих на территории поселка Вершина-Теи к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об обязании проведения работ по строительству пандусов, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах инвалидов, проживающих на территории поселка Вершина-Теи к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет (далее МО Вершино-Тейский поссовет) об обязании проведения работ по строительству пандусов и поручней на крыльце административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, ведущего в помещение администрации МО Вершино-Тейский поссовет и помещение Вершино-Тейского ПОМ ОВД по Аскизскому району, мотивируя требование тем, что здание находится в муниципальной собственности, однако входы в ПОМ и администрацию не оборудованы пандусами и поручнями, в связи с чем инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, не имеют возможности попасть в здание, чем нарушаются их права. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было приостановлено в связи с назначением строительно-технической экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было возобновлено в связи с получением результатов экспертизы. В судебном заседании прокурор Загрядский О.В. иск поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что в соответствии с федеральным законодательством на собственника здания, в данном случае на администрацию МО Вершино-Тейский поссовет, возложена обязанность по обустройству здания пандусами и поручнями, при этом орган местного самоуправления должен обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках. В части срока для обустройства здания пандусами считает, что, поскольку, строительные работы ведутся в весенне-летний период, то до ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен произвести установку пандусов. Представитель ответчика Попов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, считает, что администрация МО Вершино-Тейский поссовет не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделено в установленном законом порядке государственными полномочиями по социальной защите инвалидов и субвенциями для осуществления мероприятий по обустройству административного здания пандусами. Кроме того, на территории МО Вершино-Тейский поссовет проживает трое инвалидов, передвигающихся на колясках, что делает нецелесообразным оборудование здания пандусами. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Ботина Т.А., действующая на основании доверенности, иск прокурора поддержала, пояснив, что из-за отсутствия пандусов инвалиды, передвигающиеся на колясках, не в силах попасть ни в администрацию, ни в Вершино-Тейский ПОМ, где располагаются также стол военного учета, БТИ, паспортный стол. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ устанавливается, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ). Требования, обеспечивающие доступность зданий для маломобильных групп населения содержатся в Строительных нормах и правилах « Доступность зданий и сооружений» СНиП 35-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73. Пункты 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусматривают, что в зданиях должны быть как минимум один выход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В судебном заседании установлено, что административное здание, занимаемое администрацией Вершино-Тейского поссовета, расположенное по адресу: <адрес>, передано в собственность МО Вершино-Тейский поссовет на основании постановления главы Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ № п, о чем свидетельствует передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в административном здании размещено Вершино-Тейское поселковое отделение полиции, Совет депутатов Вершино-Тейского посовета, и, как установлено в ходе судебного разбирательства, паспортный стол, БТИ, стол военного учета. Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика, который считает, что административное здание администрации МО Вершино-Тейский поссовет и Вершино-Тейского поселкового отделения полиции не являются объектами социальной инфраструктуры, в связи с чем не подлежат оборудованию пандусами. Между тем, суд полагает, что ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носит открытый характер и объекты социальной инфраструктуры не могут ограничиваться жилыми, производственными зданиями, строениями и сооружениями, местами отдыха и др., тогда как приведенные правовые нормы возлагают на орган местного самоуправления создавать условия для инвалидов для их беспрепятственного доступа к зданиям, в том числе и административному зданию по указанному выше адресу. Согласно информации руководителя социальной поддержки населения МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ Кирбижековой Л.А., на территории В-Тейского поссовета числится 167 инвалидов, из которых 3 являются инвалидами - колясочниками. Однако действующее законодательство не связывает требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения с их количеством, тогда как в силу объективных причин количество инвалидов-колясочников может уменьшаться или увеличиться. Строительно-технической экспертизой, проведенной ООО «Центр оценки и аудита», установлено, что крыльцо, ведущее в помещение администрации МО Вершино-Тейский поссовет и Вершино-Тейский ПОМ ОВД по Аскизскому району не соответствует требованиям строительных норм и правил. Беспрепятственный доступ граждан инвалидов, передвигающихся при помощи технических средств - инвалидных колясок, в указанные помещения не возможен. Данные объекты возможно оборудовать средствами беспрепятственного доступа для граждан указанной категории путем демонтажа крыльца администрации МО Вершино-Тейский поссовет; устройства нового крыльца и монолитного бетонного пандуса с поручнями; замены наружной металлической двери с открыванием справа-налево; устройства деревянного порога наружной двери с возможностью съезда в помещение тамбура; расширение дверного проема и демонтаж порога в помещении тамбура. В Вершино-Тейском ПОМ ОВД по Аскизскому району необходимо устроить монолитный бетонный пандус с поручнями; выравнить уровень площадки крыльца до уровня порога наружной двери; замены наружной металлической двери с открыванием справа-налево; устройства деревянного порога наружной двери с возможностью съезда в помещение тамбура. Относительно довода представителя ответчика о том, что администрация МО Вершино-Тейский поссовет не наделена государственными полномочиями по социальной защите инвалидов, суд считает его несостоятельным, поскольку одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора и обязать ответчика оборудовать пандусами административное здание в соответствии с требованиями СНиП, поскольку отсутствие спецоборудования нарушает права маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Руководствуясь ст.ст. 194,198, 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Аскизского района в интересах инвалидов, проживающих на территории поселка Вершина-Теи к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об обязании проведения работ по строительству пандусов удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно: произвести работы по строительству пандусов и поручней на крыльце административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, ведущего в помещение администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет и помещение Вершино-Тейского ПОМ ОВД по Аскизскому району в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а именно: В здании администрации МО Вершино-Тейский поссовет: -демонтировать крыльцо; -построить новое крыльцо и монолитный бетонный пандус с поручнями; -заменить наружную металлическую дверь с открыванием справа-налево; -устроить деревянный порог наружной двери с возможностью съезда в помещение тамбура; -расширить дверной проем; -демонтировать порог в помещении тамбура. В Вершино-Тейском ПОМ ОВД по Аскизскому району: -устроить монолитный бетонный пандус с поручнями; -выравнить уровень площадки крыльца до уровня порога наружной двери; -заменить наружную металлическую дверь с открыванием справа-налево; -устроить деревянный порог наружной двери с возможностью съезда в помещение тамбура. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий:Н.П. Адыякова Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011 г. Судья: Н.П. Адыякова