О признании нормативного правового акта незаконным



Гражданское дело

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

с. Аскиз                                                                                                           11 августа 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Кузнецовой Н.Н.,

с участием прокурора Аскизского района Загрядского О.В.,

представителя заявителя - Совета депутатов Аскизского района Ачитаева А.А.,

представителя заинтересованного лица - Администрации Аскизского района Адыгаева Е.В.,

при секретаре Чудочиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Совета депутатов Аскизского района о признании незаконным постановления главы администрации Аскизского района от 13 января 2010 г. № 1-пл «О заместителях главы администрации Аскизского района и аппарате администрации Аскизского района»,

УСТАНОВИЛ:

Совет депутатов Аскизского района в лице представителя Ачитаева А.А. обратился в суд с заявлением о признании постановления главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ -пл «О заместителях главы администрации Аскизского района и аппарате администрации Аскизского района» незаконным, недействующим и не влекущим правовых последствий со дня принятия.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что данный документ является нормативным правовым актом, так как издан управомоченным органом, его действие распространяется на неопределенный круг лиц, действие оспариваемого постановления во времени не ограничено, целью его является урегулирование общественных отношений в сфере осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании Аскизский район, так как оно утверждает структуру администрации Аскизского района в составе заместителей и структурных подразделений. Пунктом 2 указанного постановления введена дополнительная штатная единица заместителя главы администрации, пунктом 3 постановления упразднена должность руководителя аппарата администрации, что противоречит части 2 статьи 43 Устава муниципального образования Аскизский район (далее - Устав), определяющей состав аппарата администрации района, в связи с чем оспариваемое постановление не может быть законным. Кроме того, постановление от ДД.ММ.ГГГГ -пл не опубликовано в газете «Аскизский труженик», как это предусмотрено статьей <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя Ачитаев А.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Аскизского района Адыгаев Е.В. требования заявителя не признал, полагает, что оспариваемое постановление является ненормативным правовым актом и не подлежит оспариванию в соответствии с главой 24 ГПК РФ, так как не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, а лишь определяет состав аппарата администрации и заместителей главы администрации, а, следовательно, круг лиц, интересы которых оно затрагивает, ограничен вышеуказанными лицами, а именно, затрагивает интересы лишь 30 работников администрации района.

Кроме того, постановление от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит Уставу муниципального образования Аскизский район, в соответствии с частью 4 статьи 43 которого штатное расписание аппарата администрации определяется и утверждается главой администрации самостоятельно в соответствии с численным составом, утвержденным Советом депутатов, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального района на содержание аппарата администрации. По мнению представителя администрации Аскизского района, Совет депутатов Аскизского района, установив состав аппарата администрации Аскизского района в ч. 2 ст. 43 Устава, вышел за рамки полномочий представительного органа муниципального образования, установленных законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципальными нормативными правовыми актами муниципального образования Аскизский район.

Так, в соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В соответствии с ч. 10, ч. 11 ст. 35 этого же закона иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 22 Устава муниципального образования Аскизский район к полномочиям Совета депутатов при решении вопросов местного значения в области местного самоуправления относится утверждение структуры и численного состава администрации муниципального района по представлению главы администрации района.

Часть 1 статьи 41 Устава определяет структуру администрации района. Структура администрации района и ее численный состав утверждаются Советом депутатов по представлению Главы района. В настоящее время структура администрации Аскизского района утверждена решением Совета депутатов Аскизского района от 26.11.2009 года №540 «Об утверждении численного состава и структуры администрации Аскизского района».

Часть 2 статьи 43 Устава определяет состав аппарата администрации, тогда как в федеральном законодательстве, законодательстве Республики Хакасия, Уставе муниципального образования Аскизский район отсутствуют нормы права, устанавливающие полномочия Совета депутатов Аскизского района по установлению состава аппарата администрации Аскизского района.

Адыгаев Е.В. полагает, что Совет депутатов Аскизского района не вправе оспаривать постановление главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ -пл, так как в заявлении не указано в чем состоит нарушение прав и законных интересов, также компетенции данного органа оспариваемым постановлением. В судебном заседании представитель Совета депутатов Аскизского района также не смог пояснить, в чем конкретно состоит нарушение компетенции и какие права Совета депутатов нарушены.

Представитель администрации Аскизского района указывает, что, следуя логике заявителя, оспариваемое постановление не опубликовано в средствах массовой информации, поэтому является недействующим, в связи с чем отсутствует предмет судебного разбирательства. Просит прекратить производство по делу в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В., давая заключение по делу, пояснил, что оспариваемое постановление главы администрации Аскизского района не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, не содержит правовой нормы, а лишь формирует состав аппарата администрации района, в связи с чем не обладает признаками нормативно-правового акта. Кроме того, в заявлении не указано, а также не установлено и в судебном заседании, в чем состоит нарушение прав и законных интересов, а также компетенции Совета депутатов Аскизского района. При таких обстоятельствах прокурор полагает, что производство по делу подлежит прекращению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы сторон, мнение прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Предметом оспаривания по настоящему делу являетсяпостановление главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ -пл «О заместителях главы администрации Аскизского района и аппарате администрации Аскизского района».

Порядок оспаривания нормативных правовых актов определяется главой 24 ГПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

К органам местного самоуправления, имеющими право обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городских, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и др.) (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Устава муниципального образования Аскизский район Совет депутатов Аскизского района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.

Таким образом, Совет депутатов Аскизского района входит в круг лиц, определенных главой 24 ГПК РФ, имеющих право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, нормативный правовой акт имеет совокупность обязательных признаков: акт принят управомоченным на то органом или должностным лицом; акт имеет надлежащую форму (закон, решение, постановление, распоряжение); принятый акт должен быть опубликован в установленном порядке; содержанием акта всегда является правовая норма (правило поведения); правовая норма (правило поведения) всегда касается неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократное применение, независимо от возникновения или прекращения правоотношений между конкретными субъектами.

При исследовании оспариваемого документа суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ -пл «О заместителях главы администрации Аскизского района и аппарате администрации Аскизского района» не имеет характеризующих нормативный правовой акт существенных признаков, поскольку формирует штат администрации района и численный состав аппарата администрации района и не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Следовательно, заявление Совета депутатов Аскизского района не может рассматриваться по правилам главы 24 ГПК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В силу абз. 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 указанного Кодекса.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 или ч. 8 ст. 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ.

С учетом изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134, 224 - 225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по гражданскому делу по заявлению Совета депутатов Аскизского района о признании незаконным постановления главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ -пл «О заместителях главы администрации Аскизского района и аппарате администрации Аскизского района».

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Аскизского районного суда                                                             Н.Н. Кузнецова