Бездействие главы МО, выразившееся в не определении места отбывания наказания осуждженному в виде исправительных работ признано незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2011 г.               с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Адыяковой Н.П.,

с участием прокурора Иванова Е.А.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет незаконным,

у с т а н о в и л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет (далее МО Вершино-Тейский поссовет) Романова С.Л., выразившемся в не определении места отбывания осужденному ФИО1 наказания в виде исправительных работ, назначенного приговором мирового судьи судебного участка № 3 Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ, обязании главы определить осужденному место отбывания наказания, мотивируя требование тем, что приговор, вступивший в законную силу, до настоящего времени не исполняется по причине отказа главы органа местного самоуправления, на территории которого проживает осужденный ФИО5, в трудоустройстве последнего, не определении места отбывания наказания, что является нарушением действующего уголовно-исполнительного законодательства.

В судебном заседании прокурор Иванов Е.А. требование поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что уголовное, уголовно-исполнительное законодательство, определяющее общие положения и порядок участия органов местного самоуправления в исправлении осужденных, возлагает на орган местного самоуправления, в районе которого проживает осужденный, обязанность по определению места отбывания наказания в виде исправительных работ. Между тем, главой МО Вершино-Тейский поссовет никаких мер к трудоустройству ФИО1 не принимается, в связи с чем приговор не исполняется, что негативно сказывается на восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

Представитель МО Вершино-Тейский поссовет Попов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявление прокурора не признал, суду пояснил, что бездействия главы по вопросу трудоустройства ФИО1 не имеется, поскольку рабочее место для осужденного в администрации отсутствует, между администрацией МО Вершино-Тейский поссовет и уголовно-исполнительной инспекцией согласован список организаций, расположенных на территории МО Вершино-Тейский поссовет, предлагаемых в качестве места отбывания исправительных работ осужденным, тогда как вины администрации в отсутствии в данных организациях рабочих мест для трудоустройства ФИО1 нет. Кроме того, вопрос трудоустройства осужденных регламентируется Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, в соответствии с которой прокуратура обязана проверять законность отказа организаций в трудоустройстве ФИО1. Просьбы главы МО Вершино-Тейский поссовет к индивидуальным предпринимателям, другим хозяйствующим организациям по вопросу трудоустройства ФИО1 могут быть неоднозначно расценены и поставить главу в зависимость от них.

ФИО1 суду пояснил, что во исполнение предписания уголовно-исполнительной инспекции обращался к главе МО Вершино-Тейский поссовет Романову С.Л. по поводу определения места отбывания наказания, однако в трудоустройстве ему было отказано в виду отсутствия рабочих мест. В другие учреждения, находящиеся на территории поселения, указанные в списке, он также обращался, но безрезультатно. Считает приговор суда справедливым и желает встать на путь исправления, трудоустроиться, чтобы производились удержания в доход государства.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в том числе порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных.

В силу ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Частью 1 ст. 50 УК РФ установлено, что исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

В судебном заседании установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. <данные изъяты> УК РФ, и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком семь месяцев с удержанием 10 % заработка в доход государства, в связи с чем он был поставлен на учет уголовно-исполнительной инспекцией № 6 ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН РФ по РХ.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из данных паспорта (серии выдан Отделом УФМС России по РХ в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>

Данный населенный пункт находится на территории МО Вершино-Тейский поссовет.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

То есть, с учетом приведенных выше правовых норм федеральным законодательством предусмотрено участие органа местного самоуправления поселений в вопросах, касающихся исполнения наказаний в виде исправительных работ, поэтому довод Попова А.В. о том, что главой МО Вершино-Тейский поссовет приняты все меры по трудоустройству ФИО1 несостоятелен, поскольку суду не представлены доказательств того, что глава занимался вопросом определения места отбывания наказания осужденному, кроме согласования с уголовно-исполнительной инспекцией списка организаций, расположенных на территории МО Вершно-Тейский поссовет, предлагаемых в качестве места отбывания исправительных работ осужденным.

Во исполнение ч. 1 ст. 39 УИК РФ на основании муниципального правового акта должен быть определен перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

Согласно указанного списка, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, на территории МО Вершино-Тейский поссовет в пяти организациях осужденные могут отбывать наказание в виде исправительных работ - <данные изъяты> однако данные организации, в том числе администрация МО Вершино-Тейский поссовет отказали в трудоустройстве ФИО1 в связи с отсутствием рабочих мест.

Между тем, суд полагает, что отсутствие вакантных мест в данных организациях не снимает с органа местного самоуправления обязанности по определению места отбывания наказания ФИО1, поскольку данная обязанность возложена на орган местного самоуправления федеральным законодательством.

Более того, срок наказания семь месяцев суд находит не столь значительным, на который нельзя было бы определить ФИО1 место отбывания наказания.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по определению места отбывания наказания осужденному ФИО8 возложена на орган местного самоуправления в лице администрации МО Вершино-Тейский поссовет, тогда как единственной мерой исполнения данного обязательства было согласование списка организаций с уголовно-исполнительной инспекцией.

Что касается довода Попова С.А. о том, что процедура применения на практике отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ не разработана, механизм не отлажен, что влечет невозможность исполнения судебного постановления, суд считает его несостоятельным, поскольку на территории МО Вершино-Тейского поссовета имеются другие хозяйствующие субъекты, однако в рамках предписанных законом полномочий никаких мер главой к определению места для отбывания ФИО1 наказания не принято.

Кроме того, суд не может согласиться с тем доводом, что вопрос отбывания наказания осужденных к исправительным работам регламентируется лишь Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142, поскольку инструкция не является нормативным правовым актом, тогда как федеральное законодательство четко определяет обязанность органа местного самоуправления в определении места отбывания наказания осужденному.

В связи с изложенными обстоятельствами суд находит, что главой МО Вершино-Тейский поссовет допущено бездействие в части не определения места отбывания наказания осужденному к исправительным работам, что негативно сказывается на интересах Российской Федерации как правового государства, в котором провозглашены принципы неотвратимости ответственности, предполагающей неминуемость наказания за совершенное преступление и соединения наказания с исправительным воздействием.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198,199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Аскизского района удовлетворить.

Признать бездействие главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, выразившееся в не определении места отбывания наказания в виде исправительных работ ФИО1, осужденному приговором мирового судьи судебного участка № 3 Аскизского района по ч. 1 ст. <данные изъяты> УК РФ к 7 месяцам исправительных работ с удержанием 10 % заработка в доход государства незаконным.

Обязать главу муниципального образования Вершино-Тейский поссовет определить место отбытия наказания в виде исправительных работ осужденному ФИО1 со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий: Н.П. Адыякова

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011 г..

Копия верна:                         судья: Н.П. Адыякова