Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием прокурора Топоевой Ж.Д., при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Кыржинаковой А.А. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Кыржинаковой А.А. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Кыржинакова А.А. обратилась в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ей жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Кыржинакова А.А. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Кыржинакову А.А. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Аскизский поссовет. В судебном заседании истица Кыржинакова А.А. иск поддержала, суду пояснила, что в 2011 г. окончила профессиональное училище №, прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в получении жилья в апреле 2011 г., состоит на льготной очереди по МО Аскизский поссовет на получение жилья, однако из-за его отсутствия вынуждена проживать у знакомой в д. <адрес>, регистрации не имеет. Прокурор Топоева Ж.Д. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Кыржинакова А.А. с момента окончания учебного заведения в 2011 г. в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь. Представитель ответчика Адыгаев Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признал, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. Поскольку на 2011 г. в республиканском бюджете муниципальному образованию Аскизский район предусмотрено <данные изъяты> тыс. руб., жильем будет обеспечено <данные изъяты> лиц указанной категории, тогда как в настоящее время имеется <данные изъяты> судебных решений, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в списке детей на получение жилых помещений Кыржинакова А.А. не состоит, в случае удовлетворения иска будет нарушено право других детей, состоящих на льготной очереди перед истицей. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права. Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права. В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании установлено, что Кыржинакова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, регистрации не имеет (паспорт серии № № выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по РХ в <адрес>). Со слов истицы проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, согласно справки и.о. председателя КУМИ МО Аскизский сельсовет ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира на балансе МО Аскизский сельсовет не значится, договор социального найма заключен с ФИО9. Родителями истицы являлись ФИО2, ФИО3 (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО3 лишена родительских прав в отношении детей, в том числе Анны. ДД.ММ.ГГГГ Кыржинакова А.А. окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №» по профессии парикмахер. В подтверждение того, что Кыржинакова А.А., ее родители Кыржинаковы А.А., Н.А. не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, Кыржинакова А.А. не значится, согласно информации Управления образования администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ, в архиве отдела опеки и попечительства личное дело Кыржинаковой А.А. отсутствует. На льготную очередь по предоставлению жилья Кыржинакова А.А. поставлена на основании постановления главы местного самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Кыржинакова А.А. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в получении жилья, состоит на учете на получение жилья за № (справка администрации МО Аскизский поссовет № от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, суд приходит к выводу, что Кыржинакова А.А. до настоящего времени жилого помещения не имеет, гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Аскизский поссовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь истицы не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению. При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район. Довод ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Кыржинаковой А.А. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Кыржинаковой А.А. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район обеспечить Кыржинакову А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Аскизский поссовет. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П. Адыякова Копия верна: судья Н.П. Адыякова