Иск прокурора о предоставлении жилья вне очереди лицу из категории детей-сирот удовлетворен



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 г.                     с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Адыяковой Н.П.,

с участием прокурора     Шмидт Е.И.,

при секретаре      Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Сунчугашевой Е.В. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Сунчугашевой Е.В. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения, мотивируя требование тем, что Сунчугашева Е.В. обратилась в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ей жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Сунчугашева Е.В. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Сунчугашеву Е.В. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет.

В судебном заседании прокурор Шмидт Е.И. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Сунчугашева Е.В. с момента окончания учебного заведения в 2006 г. в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Истица Сунчугашева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивая на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Адыгаев Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признал, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. Поскольку на 2011 г. в республиканском бюджете МО Аскизский район предусмотрено 9 367 тыс. руб., жильем будет обеспечено 14 лиц указанной категории, тогда как в настоящее время имеется 30 судебных решений, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в списке детей на получение жилых помещений Сунчугашева Е.В. состоит за номером 79, в случае удовлетворения иска будет нарушено право других детей, состоящих на льготной очереди перед истцом.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Сунчугашева Елизавета Витальевна родилась ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> (паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по РХ в г. Абакане).

Согласно справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения является ФИО8, право Сунчугашевой Е.В. на квартиру не зарегистрировано (информация государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РХ от ДД.ММ.ГГГГ).

Родителями истицы являлись ФИО2, ФИО3 (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3 (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ), решением Аскизского районного суда, вступившим в законную силу, отец истицы - ФИО2 был лишен родительских прав в отношении детей, в том числе дочери <данные изъяты>

В виду отсутствия жилья Сунчугашева Е.В. была поставлена на льготную очередь за по администрации МО Верх-Аскизский сельсовет (постановление главы от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Сунчугашевой Е.В. выдан диплом об окончании ГОУ ВПО «<данные изъяты>

В подтверждение того, что Сунчугашева Е.В., родители истицы ФИО3, ФИО2 не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ», уведомления государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ.

Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, Сунчугашева Е.В. значится за .

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Сунчугашева Е.В. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в получении жилья (справка главы администрации МО Верх-Аскизский сельсовет).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Сунчугашева Е.В. до настоящего времени жилого помещения не имеет, гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь истицы не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в ее интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Сунчугашевой Е.В. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое требование прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Сунчугашевой Е.В. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Сунчугашевой Е.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Аскизский районный суд.

Председательствующий:      Н.П. Адыякова