Иск прокурора о приведении железнодорожного переезда в соответствии с требованиями безопасности движения железнодорожного транспорта удовлетворен



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2011 г.                                           с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего     Адыяковой Н.П.,

с участием прокурора     Костенко А.А.,

при секретаре       Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирский промышленный железнодорожный транспорт» в лице филиала Тейского ППЖТ о приведении железнодорожного переезда в соответствии с требованиями безопасности движения железнодорожного транспорта,

у с т а н о в и л:

Абаканский транспортный прокурор Безгин Ю.Е. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирский промышленный железнодорожный транспорт» (далее ОАО «В-Сибпромтранс») в лице филиала Тейского ППЖТ об обязании ответчика в срок до 01 октября 2011 г. выровнять горизонтальную площадку на подходах к железнодорожному переезду на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса; установить на подходах к железнодорожному переезду дорожные информационные знаки «Однопутная железная дорога»; «Движение без остановки запрещено»; «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; оборудовать железнодорожный переезд сигнальными столбиками, ссылаясь на то, что железнодорожный переезд, проходящий через железнодорожный путь необщего пользования № принадлежащий Обществу, находящийся на 90 км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи, не оборудован указанными знаками и сигнальными столбиками, что влечет опасность возникновения столкновения поездов с автотранспортными средствами, переезжающими через железнодорожный переезд.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования Вершино-Тейский поссовет.

В судебном заседании прокурор Костенко А.А., действующая на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ, иск поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что железнодорожный путь необщего пользования № , протяженностью <данные изъяты> м., расположенный на 90-м км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи, находится в собственности ОАО «В-Сибпромтранс», в связи с чем владелец железнодорожного пути, в соответствии с действующим законодательством, должен обеспечить за свой счет его надлежащее содержание, а также расположенные на нем устройства и сооружения. Кроме того, через железнодорожный путь проходит единственная автомобильная дорога направлением до с. Балыксу Аскизского района, по ней же проходит автобусный маршрут, в связи с чем железнодорожный переезд имеет важное социальное значение.

Представители ответчика Аев А.Н., Посредников А.В., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, иск не признали, ссылаясь на то, что ответчик не является собственником железнодорожного переезда, расположенного на 90-м км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи, в связи с чем обязанности по его содержанию у Общества не имеется. Спорный железнодорожный переезд был построен временно, для ремонта путепровода, принадлежащего Тейскому филиалу ОАО «Евразруда», однако по неизвестной причине используется до настоящего времени. Пояснили, что в соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, при наличии путепроводов переезды, расположенные на расстоянии 5 км. и менее от них, подлежат закрытию в установленном порядке, тогда как в данном случае железнодорожный переезд находится на расстоянии 100 метров от путепровода, в связи с чем подлежит закрытию. Кроме того, в техническом паспорте путевого хозяйства Тейского филиала ОАО «В-Сибпромтанс» указаны все объекты, находящиеся на и вблизи железнодорожного пути, в том числе, принадлежащие ОАО «Евразруда», тогда как данное обстоятельство не означает, что все объекты принадлежат Обществу. Считают, что движение транспортных средств должно осуществляться по путепроводу. Вместе с тем, указали, что требования прокурора, в случае удовлетворения иска, смогут выполнить в срок до 1 ноября 2011 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования,- ГИБДД ОМВД России по Аскизскому району Тодышев Э.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Абаканского транспортного прокурора поддержал, суду пояснил, что в адрес ответчика направлялось предписание с требованием об устранении нарушений по эксплуатации железнодорожного переезда, однако требования выполнены не были. Установка дорожных знаков, сигнальных столбиков и выравнивание площадки не несет больших финансовых затрат, тогда как через железнодорожный переезд осуществляют движение автобус с маршрутом Балыкса-Шора-Аскиз, школьный автобус. Кроме того, движение по путепроводу автомобилей, других транспортных средств невозможно, поскольку его ширина не позволяет разъехаться со специальным транспортом ОАО «Евразруда», таким, например, как Белаз.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, - Тейского филиала ОАО «Евразруда» Алаторцева К.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора поддержала, пояснив, что путепровод, проходящий вблизи железнодорожного пути необщего пользования , предназначен для движения специального транспорта ОАО «Евразруда», занятого в технологическом процессе, тогда как движение других транспортных средств по нему невозможно.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, - администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Попов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора поддержал, пояснив, что через железнодорожный переезд осуществляет движение большой поток транспортных средств, тогда как движение по путепроводу невозможно, выполнение требований прокурора не требует больших финансовых затрат.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1, абз. 3 части 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

При этом, владельцы железнодорожных путей обязаны руководствоваться обязательными требованиями к эксплуатации железнодорожных переездов, установленными техническими регламентами, в том числе, Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.

Так, согласно «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России» (утв. МПС РФ 29.06.1998 N ЦП-566) железнодорожный переезд - это пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне - оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.

Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации и настоящей Инструкции.

Все организации и лица, пользующиеся переездами, обязаны руководствоваться одним из главных условий обеспечения безопасности движения: железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед всеми остальными видами наземного транспорта.

Действие настоящей Инструкции распространяется на все эксплуатируемые и вновь проектируемые переезды.

Пунктами 3.3, 3.6, 3.7, 3.10 названной Инструкции установлено, что на существующих переездах на протяжении не менее 10 м. от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути. На подходах к переездам со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного устанавливаются предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога», перед переездами без дежурных и не оборудованными переездной сигнализацией, если водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, не обеспечена видимость поезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости дороги (таблица 2 настоящей Инструкции), а также при производстве работ на переезде устанавливается дорожный знак приоритета 2.5 «Движение без остановки запрещено». На подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами, а где их нет - перед дорожным предупреждающим знаком 1.3.1 или 1.3.2 в соответствии с Правилами дорожного движения устанавливаются дорожные предупреждающие знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на расстоянии 150 - 300 м, а в населенных пунктах - на расстоянии 50 - 100 м от крайнего рельса и другие дорожные знаки.

При этом, правила применения, установки дорожных знаков утверждены Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» ГОСТ Р 52289-2004.

Согласно п. 3.12 названных Правил направляющее устройство: сигнальный столбик, тумба, направляющий островок, островок безопасности, предназначенные для зрительного ориентирования. Конструкция сигнальных столбиков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50970 (8.2.1). Сигнальные столбики устанавливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений (п.8.2.2).

В судебном заседании установлено, что железнодорожный путь , протяженностью <данные изъяты> кв.м., инв. лит. Л15, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежит Открытому акционерному обществу «В-Сибпромтранс» (свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно положения о Тейском ППЖТ - филиале ОАО «В-Сибпромтранс», утвержденного наблюдательным советом ОАО «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» от ДД.ММ.ГГГГ, Тейское ППЖТ - филиал ОАО «В-Сибпромтранс», является структурным подразделением ОАО ««Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта».

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.5, 3.2.6 Положения основными видами деятельности Филиала являются, в том числе, транспортно-эксплуатационная деятельность на железнодорожных подъездных путях (железнодорожных путях необщего пользования); обследование железнодорожных путей; производство всех видов ремонтов железнодорожных путей, зданий и сооружений.

Из технического паспорта путевого хозяйства Тейского филиала ОАО «В-Сибпромтранс», составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что владельцем железнодорожного пути является ОАО «В-Сибпромтранс».

Таким образом, суд приходит к выводу, что собственником и владельцем железнодорожного пути необщего пользования является Общество, в связи с чем суд считает, что на ответчика, в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, возлагается обязанность по содержанию спорного железнодорожного переезда, с соблюдением требований безопасности движения.

Кроме того, оборудование железнодорожного переезда дорожными знаками, сигнальными столбиками, горизонтальной площадкой на подходах к железнодорожному переезду будет и в интересах ответчика, поскольку, по мнению суда, позволит избежать возможных негативных последствий.

Что касается довода представителей ответчика о том, что в соответствии с Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России при наличии путепроводов железнодорожные переезды, расположенные вблизи них, подлежат закрытию, то доказательств тому, что путепровод находится на запрещенном расстоянии от переезда, не представлено, тогда как данный вопрос мог быть поднят ОАО «В-Сибпромтранс» ранее обращения прокурора с иском в суд.

Не принимает во внимание суд и довод ответчика о том, что движение транспортных средств должно осуществляться по путепроводу, поскольку данное обстоятельство не является предметом иска и не подлежит рассмотрению в суде.

Между тем, факт несоответствия состояния железнодорожного переезда требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, положениям Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России подтверждается следующим.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе специальной проверки, проведенной ГИБДД ОВД по Аскизскому району установлено, что железнодорожный переезд, расположенный на 15 пути Тейского ППЖТ - филиала АО Восток Сибпромтранс, не отвечает требованиям Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России; ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения»; ГОСТ Р 52290-2004 «Знаки дорожные», в связи с чем в адрес генерального директора ОАО «Восток Сибпромтранс» было направлено предписание № 66 об устранении нарушений, а именно, предписано в срок до 10 июля 2011 г. на подходах к переезду на протяжении не менее 10 метров от головки крайнего рельса в обе стороны выровнять горизонтальную площадку (п. 3.3 Инструкции); на подходах к переезду установить дорожный знак 1.3.1 «Однопутная железная дорога» (п. 3.6); на подходах к переезду установить дорожный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (п. 3.7); установить дорожный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (п. 3.10); установить настил внутри колеи в одном уровне с верхом головок рельсов (п. 3.5); установить направляющие столбики с обеих сторон переезда (п. 3.5 ).

В ответ на предписание в адрес начальника ГИБДД ОВД по Аскизскому району ДД.ММ.ГГГГ направлено сообщение о том, что железнодорожный переезд был построен Тейским филиалом ОАО «Евразруда» на период ремонта путепровода, ответственность за содержание переезда лежит на ДЭП-370.

Между тем, суд считает, что обязанность по содержанию железнодорожного переезда лежит на владельце железнодорожного пути , которым является ОАО «В-Сибпромтранс».

Кроме того, данный вывод суда подтверждается информацией начальника управления Сибирского управления государственного железнодорожного надзора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой владелец железнодорожных путей обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ( ч. 1 с. 15 Федерального закона от 10.01. 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Таким образом, исковые требования Абаканского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, - при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что прокурор, обратившийся в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194,198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» в лице филиала Тейского ППЖТ о приведении железнодорожного переезда в соответствии с требованиями безопасности движения железнодорожного транспорта удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Восточно-Сибирского промышленного железнодорожного транспорта» в лице филиала Тейского ППЖТ привести состояние железнодорожного переезда, расположенного на 90-м км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи в соответствии с требованиями безопасности движения железнодорожного транспорта, а именно, в срок до 01 ноября 2011 г.:

-выровнять горизонтальную площадку на подходах к железнодорожному переезду на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса;

-установить на подходах к железнодорожному переезду дорожный информационный знак 1.3.1 «Однопутная железная дорога»;

-установить на подходах к железнодорожному переезду дорожный информационный знак 2.5 «Движение без остановки запрещено»;

-установить на подходах к железнодорожному переезду дорожный информационный знак 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»;

-оборудовать железнодорожный переезд сигнальными столбиками.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Восточно-Сибирский промышленный железнодорожный транспорт» в лице филиала Тейского ППЖТ государственную пошлину в размере 4 000 рублей в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий:Н.П. Адыякова

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2011 г.