Именем Российской Федерации 09 сентября 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием представителя истца Костенко А.А., представителей третьих лиц на стороне истца - ОАО «РЖД» Сигулина М.М., Тейского филиала ОАО «Евразруда» Алаторцевой К.В., представителей ответчика -администрации МО Вершино-Тейский поссвоет Попова А.В., администрации МО Аскизский район Адыгаева Е.В., при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абаканского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, администрации муниципального образования Аскизский район о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Абаканский транспортный прокурор Безгин Ю.Е. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет об обязании ответчика в срок до 01 сентября 2011 г. произвести оценку состояния водоотводных труб на 90-м км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи, в срок до 01 октября 2011 г. привести систему водоотвода в работоспособное состояние в соответствии с Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88, утвержденными Минавтодором РСФСР 29 июня 1988 г., мотивируя требование тем, что на 90 км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина-Теи, являющейся дорогой местного значения, в непосредственной близости от станции Тея Красноярской железной дороги сооружены две водопропускные трубы, которые не соответствуют техническим нормам и правилам, а при резком увеличении водопритока под водой оказываются пути и стрелочные переводы нечетной горловины станции, чем нарушаются права и законные интересы ОАО «РЖД», работников станции, неопределенного круга лиц. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Аскизский район. В судебном заседании представитель истца Костенко А.А. уточнила требования в части установления срока для устранения нарушений, просила обязать ответчиков в срок до 01 января 2012 года произвести оценку состояния водоотводных труб на 90 км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина Теи, в срок до 01 октября 2011 года привести систему водоотвода на 90-м километре автомобильной дороги Аскиз-Вершина Теи в работоспособное состояние в соответствии Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88, в обоснование которых ссылалась на доводы, изложенные в заявлении. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца представитель ОАО «РЖД» Сигулин М.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению, поскольку ответчик в течение длительного периода времени не осуществлял надлежащим образом эксплуатацию автомобильной дороги, не поддерживал в работоспособном состоянии водопропускные сооружения. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца представитель Тейского филиала ОАО «Евразруда» Алаторцева К.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, находит иск обоснованным, суду пояснила, что водопропускные трубы не находятся на балансе Тейского филиала ОАО «Евразруда», поскольку участок автомобильной дороги, на котором расположены водопропропускные трубы находится за зоной действия дорожного информационного знака «Вершина Теи», в данном случае ответственность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления МО Вершино-Тейский поссовет. Представитель ответчика - администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Попов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, суду пояснил, что статьей 2 Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских) Республики Хакасия утвержден перечень объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Аскизский район в собственность муниципального образования Вершино-Тейский поссовет. Из строки 6 данного Перечня следует, что из собственности муниципального образования Аскизский район в собственность муниципального образования Вершино-Тейский поссовет подлежит передаче дорога с асфальтовым покрытием, протяженностью 2,5 км.; местонахождение объекта: <адрес> Во исполнение названного Закона ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Аскизский район и администрацией МО Вершино-Тейский поссовет подписан акт о передаче данного объекта. Данный участок дороги является оконечным участком автодороги Аскиз-Вершина Теи, расположен в границах населенного пункта Вершина Теи. Следовательно, оспариваемый участок дороги находится за пределами границ населенного пункта Вершина Теи и на неё не распространяется дорожная деятельность администрации МО Вершино-Тейский поссовет. Просит отказать в иске к администрации МО Вершино-Тейский поссовет, поскольку требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Представитель ответчика - администрации муниципального образования Аскизский район Адыгаев Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал, суду пояснил, что администрация МО Аскизский район не является собственником автомобильной дороги Аскиз-Вершина Теи, а также водопропускных труб, проложенных под данной автомобильной дорогой в районе 90 км. В связи с чем у администрации отсутствует обязанность по содержанию имущества, предусмотренная статьей 210 ГК РФ. Данный участок находится в черте населенного пункта п.Вершина Теи, поскольку участок 90 км. автодороги находится в границе населенного пункта, что подтверждается информационным знаком 5.23.1. «Вершина Теи». Учитывая, что оспариваемый участок автодороги относится к дорогам общего пользования местного значения муниципального образования Вершино-Тейский поссовет его содержание должно осуществляться в соответствии со ст.34 Федеральногоь закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Просит в иске в отношении администрации МО Аскизский район отказать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п. 8 6ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подпунктом 5 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения. В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога «Аскиз-Бирикчуль-Вершина Теи» протяженностью 88,78 км. состоит на балансе ГКУ Республики Хакасия <данные изъяты> что подтверждается информацией представленной министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ.Обслуживанием автомобильных дорог общего пользования, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия, расположенных в границах Аскизского района, общей протяженностью 308,2 км., в т.ч. автодороги Аскиз-Бирикчуль-Вершина Теи, протяженностью 88,8 км. занимается ООО «<данные изъяты> №», что подтверждается государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ. Из акта обследования участка на 90 км. автомобильной дороги Аскиз-Бирикчуль-Вершина Теи и технического состояния расположенных под её насыпью водопропускных труб, следует, что водопропускные трубы смонтированы в 1960-ых годах Тейским рудником. Обе трубы изготовлены из стандартных железобетонных звеньев с раструбами, вставляемыми один в другой. Нижняя труба, диаметром 0,6 м. и длиной 200 м., со стороны входа и выхода удлинена шпальным лотком с дощатым перекрытием на 6-8 м, во избежание замывания её мелкой фракцией рудных отходов при большом притоке воды во время ливней ил активного снеготаяния, поскольку ни входного, ни выходного оголовков не имеет. Верхняя труба имеет диаметр1,2 м. и длину120м., оголовки не оформлены, на входе установлены две стальные решетки для предотвращения закупоривания бытовым мусором. Система водосброса неисправна, имеет место засорение водоотводных сооружений. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 1 пункта 11 Классификации работ определено, что при ремонте систем водоотвода проводятся следующие работы: восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации. Пунктом 3.4.39 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (утв. Письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис) /далее по тексту Рекомендации/ разработанных взамен "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" ВСН 24-88 (утв. Минавтодором РСФСР 29 июня 1988 г.) предусмотрено, что работы по содержанию системы водоотвода выполняют на основе регулярного ее осмотра. Они носят сезонный характер, что обеспечивает постоянное поддержание на требуемом уровне ее прочности и устойчивости земляного полотна дороги и его элементов. Работы по оценке технического состояния искусственных сооружений включают постоянный надзор, текущие и периодические осмотры, а также специальные осмотры (диагностику, обследования, исследования). Состав и характер работ по каждому виду осмотров назначают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами /пункт 1.5.1 указанных Рекомендаций/. При текущих и периодических осмотрах устанавливают общее состояние сооружения и выявляют требующие устранения дефекты. В необходимых случаях выполняют контрольно-инструментальные измерения. Результаты текущего и периодического осмотров являются основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке сооружений к пропуску ледохода и паводка, организации длительных наблюдений за развитием отдельных дефектов, временного ограничения движения, организации охраны сооружения и определения необходимости проведения специальных осмотров (обследований). Текущие осмотры железобетонных, бетонных и каменных мостов и труб проводится 1 раз в полугодие/пункт 1.5.2/ Разделом 3.4. Рекомендаций предусмотрено содержание земляного полотна и водоотвода. Так, пункт 3.4.43 предусматривает, что быстрый отвод талых вод следует в весенний период особенно тщательно выполнять на пучинистых участках. Не следует допускать их застой в резервах, у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, в водоотводных канавах (кюветах), своевременно удаляя затрудняющие сток препятствия и разрушения. По мере просыхания грунта производят осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней, обвалов, селевых выносов /пункт 3.4.45./. Если выявлены недостатки водоотвода в резервах, их планируют так, чтобы устранить задержку воды и обеспечить полный ее отвод. Для пропуска резервами большого количества воды устраивают поперечные выводы из резерва в продольную водоотводную канаву, располагаемую на границе полосы отвода /пункт 3.4.46./. В летний период восстанавливают систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого на отдельных участках прочищают боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 промилле. Очищают устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устраняют другие мелкие дефекты дренажных устройств. На водоотводных сооружениях, укрепленных асфальтобетоном или цементобетоном, заделывают отдельные трещины, выбоины, сколы, швы, просевшие или вспученные места /пункт 3.4.47./. В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществляют предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстанавливают деформированные участки откосов насыпей и выемок, систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями, заканчивают начатые в летний период работы по устранению ранее выявленных дефектов /3.4.52./. Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное прямо не предусмотрено законом. В силу статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорная дорога расположена в границах населенного пункта муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, является собственностью данного поселения, поскольку доказательств иного суду стороной ответчика не представлено. Учитывая, что, содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, суд находит заявленные исковые требования Абаканского транспортного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Ссылка представителя ответчика администрации МО Вершино-Тейский поссовет на отсутствие достаточного финансирования не подтверждена документально, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска транспортного прокурора, поскольку ответчик не лишен возможности привлечь для выполнения возложенных на него законом функций иные средства в виде бюджетных субвенций. Довод представителя ответчика Попова А.В. о том, что оспариваемый участок дороги находится за пределами границ населенного пункта Вершина Теи и на неё не распространяется дорожная деятельность администрации МО Вершино-Тейский поссовет не может быть судом принят во внимание. Решая вопрос о надлежащем ответчике по настоящему спору, суд руководствуется нормой пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими изменениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого на органы местного самоуправления возлагается обязанность по содержанию дорог местного значения, в связи с чем отказывает в иске к администрации муниципального образования Аскизский район. Согласно части первой ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Учитывая, положения подп. 9 и 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, ч.4 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина по данному делу взысканию с администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет не подлежит. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198,199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Абаканского транспортного прокурора - удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия в срок до 01 января 2012 года произвести оценку состояния водоотводных труб на 90-м км. автомобильной дороги Аскиз-Вершина Теи. Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия в срок до 01 ноября 2011 года привести систему водоотвода на 90-м километре автомобильной дороги Аскиз-Вершина Теи в работоспособное состояние в соответствии Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденным письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис. В части требований к администрации муниципального образования Аскизский район отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П. Адыякова Мотивированное решение составлено 13 сентября 2011 года. Председательствующий: Н.П. Адыякова