В удов. иска о признании за гражданином как за членом семьи умершего педагога - пенсионера сельской местности права на получение мер соц. подд-ки в соотв. с Законом РХ от 5.04.2011 г. № 30-ЗРХ отказано



Гражданское дело РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

с. Аскиз                                                                                                               9 сентября 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Петрова И.М.,

с участием истца Емельянова В.П.,

представителя ответчика Управления социальной поддержки населения МО Аскизский район - начальника Управления Кирбижековой Л.А.,

представителей ответчика Министерства труда и социального развития Республики Хакасия - Мель Т.В., действующей на основании доверенности от 26 мая 2011 года № 9дов, и Головиной И.Г., действующей на основании доверенности от 15 марта 2011 года № 5дов,

при секретаре Казагашевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова В.П. к Управлению социальной поддержки населения МО Аскизский район и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о признании за ним как за членом семьи умершего педагога - пенсионера сельской местности права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ; признании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении мер социальной поддержки; и признании за Министерством труда и социального развития Республики Хакасия задолженности суммы денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за топливо и освещение, не выплаченной при жизни его матери ФИО5 за период времени 2004-2008 г.г.

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Аскизский районный суд Республики Хакасия поступило исковое заявление Емельянова В.П. к Управлению социальной поддержки населения МО Аскизский район и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о признании за ним как за членом семьи умершего педагога - пенсионера сельской местности права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ; признании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении мер социальной поддержки; и признании за Министерством труда и социального развития Республики Хакасия задолженности суммы денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за топливо и освещение, не выплаченной за период времени 2004-2008 г.г. при жизни его матери ФИО5, являвшейся пенсионером педагогом сельской местности.

Свои требования истец мотивировал тем, что его мать - ФИО5 являлась пенсионером-педагогом с 40-летним педагогическим стажем в сельской местности, длительное время проработала в <данные изъяты> средней образовательной школе, в связи с чем ей были предоставлены льготы по оплате за отопление и освещение жилья. Начиная с 2003 года по 2008 год он проживал совместно со своей матерью по адресу: <адрес>, и пользовался данными льготами как член семьи пенсионера-педагога. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.

19 апреля 2011 года вступил в силу Закон Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года №30-ЗРХ «О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия» (далее Закон). Пунктом 3 ч. 1 ст. 1 Закона право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения (далее - меры социальной поддержки) имеют проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) члены семьи умерших педагогических работников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, если на момент смерти педагогического работника они пользовались этими мерами социальной поддержки и после его смерти получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию.

9 июня 2011 года истец обратился в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия с просьбой выплатить в соответствии со ст. 3 Закона компенсацию за приобретенные им в 2011 году дрова, а также на основании требований ст. 4 Закона направить задолженность суммы денежной компенсации за недоставленное топливо с 2004 по 2010 года, подлежащие выплате его матери ФИО5 и ему, как члену ее семьи.

Министерством труда и социального развития Республики Хакасия ему было отказано в предоставлении указанной компенсации по мотивам нераспространения на него действия Закона, так как действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие после вступления данного нормативно-правового акта в силу.

С указанным решением Министерства труда и социального развития Республики Хакасия истец не согласен, полагает, что, в соответствии с Законом от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ он имеет право на вышеназванные меры социальной поддержки. Так, Емельяновым В.П. в обоснование своей позиции указано, что в Законе не установлено, что требования в отношении выплаты, не полученной педагогическим работником денежной суммы при его жизни, распространяется только на тех членов семьи умершего педагога, у которых правоотношения возникли после вступления в силу указанного закона. Действие Закона РХ от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ, в соответствии с положениями ст. 422 Гражданского кодекса РФ, распространяется на правоотношения, возникшие с момента возникновения договорных обязательств государства по правилам не утративших силу нормативных правовых актов СССР (Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», Постановление Совета Министров СССР от 04.05.1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.01.1975 года № 82 «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы»).

В связи с изложенным истец просил суд обязать Министерство труда и социального развития Республики Хакасия признать за ним право на бесплатное топливо и освещение как за членом семьи умершего педагога и осуществить через Управление социальной поддержки населения МО Аскизский район предоставление указанных мер социальной поддержки.

Также, истец просит суд на основании требования п. 2 ст. 3 и п. 2 ст. 4 Закона и п. 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 года № 327 признать Министерство труда и социального развития уполномоченным органом по предоставлению указанных мер социальной поддержки.

В судебном заседании истец Емельянов В.П. вышеуказанные доводы подтвердил, уточнив заявленные требования. Так, истец просит суд обязать ответчиков признать за ним право на получение бесплатного топлива и обязать их исполнить требования Закона РХ от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ по выплате компенсации за топливо. Также истец просит суд обязать Министерство труда и социального развития РХ признать себя уполномоченным органом по принятию, рассмотрению документов, вынесению решения и по иным функциям, установленным Законом.

Кроме того, истец Емельянов В.П. просит суд признать за Министерством труда и социального развития РХ как за уполномоченным органом задолженность суммы денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за топливо и за освещение, подлежащей выплате его матери ФИО5 и не полученной ею при жизни за период времени 2004-2008 г.г.

Представители ответчика - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Мель Т.В. и Головина И.Г. исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении. Свою позицию представители ответчика Мель Т.В. и Головина И.Г. обосновали тем, что действия Закона Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ не распространяется на Емельянова В.П., в соответствии со ст. 4 ГК РФ, так как правоотношения, на которых Емельянов В.П. основывает свои требования, возникли до вступления Закона в силу. В связи с изложенным Емельянов В.П. не имеет права на получение мер социальной поддержки, предусмотренные названным Законом. Также, они полагают, что не подлежат удовлетворению и требования Емельянова В.П. о признании Министерства труда и социального развития РХ уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки, в соответствии с Законом от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ, так как законодателем это уже определено.

Кроме того, представители Министерства труда и социального развития РХ полагают, что не подлежит удовлетворению требование истца о признании за ответчиком задолженности суммы денежной компенсации за непредоставленные меры социальной поддержки, не выплаченные при жизни матери истца - ФИО5 за период времени с 2004 по 2008 г.г., так как в указанный период времени Министерство труда и социального развития РХ, а также Управление социальной поддержки населения не являлись уполномоченными органами по предоставлению указанных мер социальной поддержки педагогам сельской местности. Кроме того, указанные меры социальной поддержки предоставлялись в натуральном виде, а после смерти ФИО5 Емельянов Н.С. в установленные законом сроки как наследник своей матери к нотариусу с соответствующим заявлением не обратился.

Представитель Управления социальной поддержки населения МО Аскизский район Кирбижекова Л.А. также не признала заявленные исковые требования по доводам, изложенным представителями Министерства труда и социального развития РХ. Кроме того, Кирбижекова Л.А. пояснила, что в связи с тем, что Емельянов В.П. пользовался льготами по оплате за потребленную электроэнергию как ветеран труда, то требовать предоставление ему названых мер социальной поддержки по иным основаниям он не вправе.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Емельянова В.П. удовлетворению не подлежат.

Так, судом установлено, что 9 августа и 6 сентября 2010 года Емельянов В.П. обращался в суд с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о признании права на получение льгот по бесплатному отоплению и освещению жилого помещения, исковые требования мотивировал тем, что его матери - ФИО5 как сельскому пенсионеру-педагогу были предоставлены льготы по отоплению и освещению жилья. С 2003 года по 2008 год он проживал совместно с матерью и пользовался указанными льготами. Полагал, что после смерти матери он как член семьи пенсионера-педагога также имеет право на получение данных льгот.

Решением Аскизского районного суда от 23 ноября 2010 года исковые требования Емельянова В.П. к администрации муниципального образования Аскизский район о признании права на получение льгот по бесплатному отоплению и освещению жилого помещения удовлетворены. За ним признано право на получение льгот по бесплатному отоплению и освещению жилого помещения, как за членом семьи умершего пенсионера-педагога сельской местности - ФИО5

Определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Хакасия от 17 февраля 2011 года указанное решение Аскизского районного суда отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении иска Емельянова В.П. было отказано.

Действующим законодательством Российской Федерации «Об образовании», в том числе и Законом Республики Хакасия «Об образовании» закреплено право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе перешедших на пенсию и членов их семей на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

19 апреля 2011 года вступил в силу принятый Верховным Советом Республики Хакасия 23 марта 2011 года Закон Республики Хакасия от 5 апреля 2011 №30-ЗРХ «О порядке, размере и условиях возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в Республике Хакасия».

В статье 1 Закона указаны категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе, члены семьи умерших педагогических работников, указанных в данной норме, если на момент смерти педагогического работника они пользовались этими мерами социальной поддержки и после его смерти получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств к существованию.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.

Емельянов В.П., ссылаясь на приведенный Закон, полагает, что он является субъектом его применения. Однако с таким доводом истца суд согласиться не может, поскольку, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя, при этом либо в тексте закона должно содержаться специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу должна быть подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

В Законе Республики Хакасия от 5 апреля 2011 № 30-ЗРХ такая норма отсутствует.

Учитывая, что спорные правоотношения возникли до принятия этого Закона, требования истца о признании за ним права на получение мер социальной поддержки не подлежат удовлетворению.

Указанная позиция подтверждена и определением Верховного суда Республики Хакасия от 26 мая 2011 года, которым было отказано в удовлетворении заявления Емельянова В.П. о пересмотре определения Верховного Суда Республики Хакасия от 17 февраля 2011 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с Законом от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ, педагогические работники для получения мер социальной поддержки обращаются в уполномоченный Правительством Республики Хакасия орган.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 года № 327 (в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 7 октября 2010 года № 511) Министерство труда и социального развития определено уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан, работающих в учреждениях образования и культуры, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Республики Хакасия, через территориальные органы управления социальной поддержки населения соответствующего муниципального образования.

Из вышеприведенных норм следует, что Министерство труда социального развития Республики Хакасия определено в качестве уполномоченного органа по предоставлению названных мер социальной поддержки, в связи с чем оснований для удовлетворения требования истца о признании Министерства труда и социального развития РХ к качестве уполномоченного органа в рамках реализации Закона от 5 апреля 2011 года № 30-ЗРХ не имеется.

В силу того, что Министерство труда и социального развития Республики Хакасия определено в качестве уполномоченного органа по предоставлению мер социальной поддержки работникам образования и культуры, проживающим в сельской местности только постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 июня 2010 года № 327, то есть только с 1 июня 2010 года (согласно п. 6 данного Постановления), требования истца о признании за ответчиком задолженности суммы денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за топливо и за освещение, подлежащей выплате его матери ФИО5 и не полученной ею при жизни за период времени 2004-2008 г.г., также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельянова В.П. к Управлению социальной поддержки населения МО Аскизский район и Министерству труда и социального развития Республики Хакасия о признании за ним как за членом семьи умершего педагога- пенсионера сельской местности права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Хакасия от 5 апреля 2011 года №30-ЗРХ, признании Министерства труда и социального развития Республики Хакасия уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении мер социальной поддержки, и признании за Министерством труда и социального развития Республики Хакасия задолженности суммы денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за топливо и освещение, не выплаченной при жизни его матери ФИО5 за период времени 2004-2008 г.г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Аскизского районного суда                 И.М. Петров

Мотивированное решение изготовлено и подписано 14 сентября 2011 года

Судья Аскизского районного суда                 И.М. Петров

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:     И.М. Петров