Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 октября 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., при секретаре Чебодаевой Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Колпакова Ф.Ю. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Колпакова Ф.Ю. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения, мотивируя требование тем, что Колпаков Ф.Ю. обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ему жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Колпаков Ф.Ю. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Колпакова Ф.Ю. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Пуланкольсий сельсовет. В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района Холявко А.В. исковое заявление поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Колпаков Ф.Ю. с момента окончания учебного заведения в 2009 г. в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь. Истец Колпаков Ф.Ю. поддержал иск, суду дополнил, что проживает у бабушки, у которой жилье находится ветхом состоянии, своего жилья не имеет. Просит удовлетворить требование прокурора Аскизского района. Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. Поскольку на 2011 г. в республиканском бюджете МО Аскизский район предусмотрено 9 367 тыс. руб., жильем будет обеспечено 14 лиц указанной категории, тогда как в настоящее время имеется 30 судебных решений, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в списке детей на получение жилых помещений Колпаков Ф.Ю. состоит под номером 95, в случае удовлетворения иска будет нарушено право других детей, состоящих на льготной очереди перед истцом. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права. Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права. В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании установлено, что Колпаков Ф.Ю, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>1 (паспорт серии 9510 № выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по РХ в <адрес>). Согласно выписки из похозяйственной книги № жилой дом по указанному адресу находится в собственности администрации МО Пуланкольский сельсовет, Колпаков Ю.Ф. проживает по адресу: <адрес>1. Из пояснений истца следует, что в связи с отсутствием жилья он проживает у бабушки Колпаковой П.Н., по адресу: <адрес>1, являющейся муниципальной собственностью. Своего жилья не имеет, в зарегистрированном жилом помещении по адресу: <адрес>1, ранее проживали его родители, с которыми договор найма жилья не заключался. Родителями Колпакова Ф.Ю. являлись Колпаков Ю.А., Швец Н.М. (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), умершие ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (актовые записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании постановления главы администрации МО <адрес> № п от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном Колпакова Ф.Ю. и его сестры Колпаковой Д.Ю. была назначена Колпакова П.Н., в виду отсутствия закрепленного жилья дети также были поставлены на льготную очередь для его получения. ДД.ММ.ГГГГ Колпакову Ф.Ю. выдан диплом об окончании ГОУ НПО «Профессиональное училище № 18». В подтверждение того, что Колпаков Ф.Ю., его родители Швец Н.М., Колпаков Ю.А., сестра Колпакова Д.Ю. не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ», уведомления государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ. Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, Колпаков Ф.Ю. значится за №. Кроме того, истец прошел перерегистрацию в администрации МО Пуланкольский сельсовет в качестве нуждающегося в жилом помещении, льготная очередь истца по МО Пуланкольский сельсовет - 6 (справка главы администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, суд приходит к выводу, что Колпаков Ф.Ю. до настоящего времени жилого помещения не имеет, гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Пуланкольский сельсовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь истца не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в его интересах, подлежит удовлетворению. При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район. Довод ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Колпакова Ю.Ф. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое требование прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Колпакова Ф.Ю. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Колпаков Ф.Ю,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Пуланкольский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П. Адыякова