Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 октября 2011 г. с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., при секретаре Чебодаевой Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах Конягиной Л.С. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Конягиной Л.С. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Конягина Л.С. обратилась с жалобой в прокуратуру на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Конягина Л.С. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Конягину Л.С. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Бирикчульский сельсовет. В судебном заседании истец Конягина Л.С. иск поддержала, суду пояснила, что в июне 2011 г. окончила учебное заведение, однако жилье ей до сих пор не предоставлено, в настоящее время вынуждена проживать у родителей гражданского мужа, поскольку собственного жилья не имеет. Прокурор Шмидт Е.И. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Конягина Л.С. с момента окончания учебного заведения в 2011 г. в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь. Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, участия в судебном заседании не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В представленном письменном возражении на иск прокурора не признала, указав, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. Поскольку на 2011 г. в республиканском бюджете МО Аскизский район предусмотрено 9 367 тыс. руб., жильем будет обеспечено 14 лиц указанной категории, тогда как в настоящее время имеются судебные решения в отношении 51 лица, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в списке лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилого помещения есть лица, у которых указанное право наступило раньше, чем Конягиной Л.С., в связи с чем внеочередное предоставление жилья ущемляет права детей, стоящих в очереди до истца. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права. Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права. В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании установлено, что Конягина Л.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, пер. Стадионный, <адрес>. Родителями истца являлись Конягины С.М. и Л.М. (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), умершие ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (актовые записи № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с отсутствием жилья Конягина Л.С., находящаяся в детском государственном учреждении, была поставлена на льготную очередь на внеочередное получение жилой площади (постановление главы МО Бирикчульский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Конягиной Л.С. был выдан диплом об окончании <данные изъяты>. В подтверждение того, что Конягина Л.С., её родители Конягина Л.М. и Конягин С.М. не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ», уведомления государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ. Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, Конягина Л.С. значится за №, тогда как по МО Бирикчульский сельсовет номер льготной очереди Конягиной Л.С. за №. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что гарантированное право Конягиной Л.С. на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Бирикчульский сельсовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь, не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в её интересах, подлежит удовлетворению. При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район. Довод ответчика об отсутствии финансовых средств для обеспечения жилым помещением Конягиной Л.С. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковое требование прокурора Аскизского района в интересах Конягиной Л.С. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район обеспечить Конягину Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Бирикчульский сельсовет. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П.Адыякова