требование о предоставлении жилья удовлетворено



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 г.                  с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Адыяковой Н.П.,

при секретаре      Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Толмашова В.Ю. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Толмашова В.Ю. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения, мотивируя требование тем, что Толмашов В.Ю. обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ему жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Толмашов В.Ю. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Толмашова В.Ю. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет.

В судебном заседании прокурор Шмидт Е.И. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Толмашов В.Ю. с момента окончания учебного заведения в 2009 г. в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь.

Истец Толмашов В.Ю. иск поддержал, суду пояснил, что жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежит дедушке, из-за отсутствия жилья просит иск прокурора удовлетворить, предоставить ему жилое помещение на территории МО Верх-Аскизский сельсовет. В настоящее время     имеет свою семью.

Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности, участия в судебном заседании не принимала, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

В представленном письменном возражении на иск прокурора не признала, указав, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. Поскольку на 2011 г. в республиканском бюджете МО Аскизский район предусмотрено 9 367 тыс. руб., жильем будет обеспечено 14 лиц указанной категории, тогда как в настоящее время имеются судебные решения в отношении 51 лица, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в списке лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилого помещения есть лица, у которых указанное право наступило раньше, чем Толмашова В.Ю., в связи с чем внеочередное предоставление жилья ущемляет права детей, стоящих в очереди до истца.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 09 октября 2009 г. № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 09 октября 2009 г. № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ (в ред. от 03.12.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что ТОлмашов В.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно выписи из похозяйственной книги и справки администрации МО Верх-Аскизский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по указанному выше адресу на праве собственности принадлежит Толмашову С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Толмашов В.Ю. указан внуком.

Родителями истца являлись Толмашов Ю.С., Чанкова Л.А. (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ), последняя умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Толмашов Ю.С. лишен родительских прав в отношении сына.

На основании постановления главы Аскизского района п от ДД.ММ.ГГГГ Толмашов В.Ю. был поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения по муниципальному образованию Верх-Аскизский сельсовет.

ДД.ММ.ГГГГ Толмашову В.Ю. был выдан диплом об окончании <данные изъяты>

В подтверждение того, что Толмашов В.Ю., его родители Толмашов Ю.С., Чанкова Л.А. не имеют зарегистрированных прав на недвижимое имущество, суду предоставлены справки Аскизского филиала ГУП РХ «УТИ», уведомления государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ.

Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, Толмашов В.Ю. значится за .

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец прошел перерегистрацию в администрации МО Верх-Аскизский сельсовет в качестве нуждающегося в жилом помещении (справка главы администрации МО Верх-Аскизский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Толмашов В.Ю. до настоящего времени жилого помещения не имеет, гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь истца не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в его интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Толмашова В.Ю. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое требование прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Толмашова В.Ю. к администрации муниципального образования Аскизский район о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Толмашову В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней через Аскизский районный суд.

Председательствующий:       Н.П. Адыякова