требование о понуждении к совершению действий удовлетворено



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

19 октября 2011 года           с. Аскиз

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе: председательствующего Адыяковой Н.П.,

с участием представителя прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия Иванова Е.А.,

при секретаре Чебодаевой Г.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     прокурора Аскизского района в интересах     неопределенного круга лиц о понуждении      Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного     учреждения      Аскизский ясли-сад «Светлячок», Управления образования муниципального образования Аскизского района, администрации муниципального образования Аскизского района         к устранению нарушений антитеррористического законодательства,     

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района       в порядке     статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Муниципального бюджетного     дошкольного общеобразовательного     учрежденияАскизский ясли-сад «Светлячок» (далее по тексту МБДОУ ясли-сад «Светлячок»)     к устранению нарушений антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Аскизского района в ходе     проведения проверки     антитеррористической защищенности образовательных дошкольных учреждений, расположенных     на территории Аскизского района установлено, что     охрана дошкольного образовательного учреждения     ясли-сад «Светлячок» осуществляется лицами, не имеющими      на это право в соответствии с действующим     законодательством, а именно сторожами. Кроме того, в данном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и кнопки     экстренного вызова     полиции, что не обеспечивает     надлежащий     контроль за доступом     в помещение     данного учреждения     посторонних лиц, создает угрозу     для жизни и здоровья     лиц, находящихся в нем и не обеспечивает надлежащую     антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения. Просит обязать ответчика обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения путем     заключения      договора на оказание      услуг по охране      данного заведения      с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление        данного вида услуг, выданную     в установленном     законом     порядке и        установить     систему видеонаблюдения и кнопку экстренного вызова полиции.

При подготовке дела к судебному разбирательству представителем прокуратуры Аскизского района было подано     уточнение искового заявления, иск предъявлен         к соответчикам администрации муниципального образования Аскизский район и Управления образования муниципального образования Аскизский район,       просит обязать администрацию МО Аскизский район и Управления образования МО Аскизский район обеспечить     достаточное финансирование      МБДОУ ясли-сад «Светлячок» на проведение     мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения; в свою очередь МБДОУ ясли-сад «Светлячок» заключить договор с охранным предприятием     на оказание     услуг по охране дошкольного учебного заведения, установить систему видеонаблюдения.

Определением суда от 19.10.2011г. производство по делу в части требований об обязании заключить     договор на оказание услуг по охране дошкольного образовательного учреждения      с охранным предприятием, имеющим     лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном     законом     порядке прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований в указанной части.

В судебном заседании      представителем истца Ивановым Е.А. уточненные требования поддержал, в обоснование     которых ссылался на доводы, изложенные в заявлении. Считает, что для выполнения мероприятия по антитеррористической защищенности в виде установления кнопки экстренного вызова полиции и системы видеонаблюдения      следует установить срок до 01.04.2012 года.

Представитель ответчиков МБДОУ ясли-сад «Светлячок»,     Управления образования муниципального образования Аскизского района Новикова Е.В., действующая на основании доверенностей, иск не признала, суду пояснила, что Управлением образования разработан комплексный план     по борьбе      с терроризмом, проводится разъяснительная работа с персоналом и учащимися (воспитателями), в экстренном случае имеется     телефонная связь с полицией. Кроме того, установка     системы видеонаблюдения      и кнопки экстренного вызова включены в программу в период 2011-2015 годы.

Ответчик администрация МО Аскизский район в лице Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г. иск не признала, суду пояснила, что действующим законодательством     не предусмотрена обязанность ответчика по установке     системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции. Администрацией Аскизского района разработана     и утверждена целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015 годы». В числе мероприятий     в том числе предусмотрены установка     системы видеонаблюдения и его обслуживание, установка тревожных кнопок. На проведение данных мероприятий заложены соответствующие финансовые средства. Ответчики в соответствии с утвержденным планом осуществляют предусмотренные     мероприятия, не отказываются их реализовать и осуществлять финансирование. Стороной истца не представлено доказательств нарушения     действующего законодательства      о противодействии терроризму.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 3-4 ст. 5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения         Аскизский ясли-сад «Светлячок», указанное учреждение является некоммерческой организацией.        Учредителем     учреждения является       администрация муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия. Учреждение является юридическим лицом, имеет     самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает     истцом и ответчиком в суде. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса.

Из Положения     об Управлении образования администрации     муниципального образования Аскизский район следует, что Управление является отраслевым     органом Администрации Аскизского района, созданным с целью осуществления государственной политики в области образования на территории Аскизского района (пункт 1.1.) выступает учредителем муниципальных образовательных учреждений (пункт 1.7.).

В ходе проверок обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений, проведенных сотрудниками ОВД по Аскизскому району, установлено, что на территории Аскизского района     расположено 64 образовательных учреждений. Все образовательные учреждения, за исключением детского сада в п.Аскиз, а именно 20 средних     образовательных учреждений, 6 основных школ, 18 начальных школ, 1 вечерняя школа, 1 спортивная школа, 16 детских садов и 2 центра Детского творчества     охраняются сторожами.

В МДОУ «Светлячок» охрана     дошкольного учреждения осуществляется сторожами, система видеонаблюдения, а также кнопки экстренного вызова полиции отсутствуют, в связи с этим на территорию учреждения имеется свободный доступ.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно целевой программе «Комплексная безопасность     образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015г.г.» ( утв. постановлением главы администрации      Аскизского района     от 27.09.2010г., с внесенными изменениями от 15.03.2011 г. №335п реализация Программы       будет осуществляться     за счет     средств     муниципального бюджета Аскизского района и республиканского бюджета, объем финансирования программ составляет за 2011-2015 годы     42 272,1 тыс. руб., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и улучшения     общей безопасности предусмотрены мероприятия, в том числе и по установке системы     видео наблюдения (в 2011 г. -18, 2012- 20, 2013-22, 2014-24, 2015-26 тыс. руб.),     установке тревожных кнопок ( по 260 тыс.руб. ежегодно).

В силу изложенных      правовых норм МДОУ ясли-сад «Светлячок»     обязано в пределах своих полномочий в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей, работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса, несет ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального законодательства, положения Устава, а также на наличие утвержденного плана мероприятий отдела по выполнению целевой программы указанные полномочия не осуществляет.

Как установлено в судебном заседании, охрана дошкольного учреждения ясли-сад «Светлячок» осуществляется сторожами, лицензированной охраны в данном учреждении не имеется, система видеонаблюдения и кнопка экстренного вызова полиции отсутствуют. Между тем, являясь самостоятельным юридическим лицом, обязанным в рамках своих полномочий принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья     обучающихся, работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса, не обращалось в Управление образования администрации МО Аскизский район с заявлением об обеспечении образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации на случай возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения.

В связи с указанным суд не соглашается с доводами представителя ответчика администрации МО Аскизский район о том, что в законодательстве о противодействии терроризму не содержится положений, предусматривающих в качестве мер противодействия терроризму обязательные мероприятия по установке кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях и системы видеонаблюдения.

Обеспечение антитеррористической безопасности общеобразовательного учреждения заключается в его оснащении кнопками тревожной сигнализации, а также системы видеонаблюдения, поскольку необорудование кнопкой тревожной сигнализации образовательного учреждения и системой видеонаблюдения,        не создает условий для предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма, которые напрямую влияют на безопасность детей, посещающих образовательное учреждение, тогда как установка кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения являются профилактической мерой по борьбе с терроризмом, защищенностью детей, иных лиц, находящихся в образовательном учреждении.

Руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Аскизского района об обязании МДОУ ясли-сад «Светлячок» оборудовать кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») и системой видеонаблюдения     здание детского сада законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МДОУ ясли-сад «Светлячок» должна произвести установку кнопки экстренного вызова полиции и системы виденаблюдения в данном учреждении, с учетом требований разумности и того, что в настоящее время в дошкольном учреждении ведется образовательный процесс, то суд считает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до начала нового учебного года, то есть до 01 сентября 2012 года.

Относительно       способа     защиты     нарушенных прав. В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая, что суд приходит к выводу о законности требований прокурора, на ответчиках     лежит обязанность исполнения       обязанности в натуре,     а именно оборудование в детском садике ясли-сад «Светлячок» кнопки экстренного вызова полиции и установки системы видеонаблюдения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Аскизского района       - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное      общеобразовательное     учреждение Аскизский ясли-сад «Светлячок»      выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно установить     в здании данного дошкольного образовательного учреждения кнопки экстренного вызова      полиции и систему видеонаблюдения в срок до 01.09.2012 года.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизского района и Управление образования муниципального образования Аскизского района обеспечить     финансирование Муниципального бюджетного      общеобразовательного     учреждения «Казановская          основная общеобразовательная школа» для устранения     нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия      в окончательной форме через Аскизский районный суд.

Председательствующий:                           Н.П.Адыякова

Мотивированное решение составлено 24 октября 2011 года.

Председательствующий:                           Н.П.Адыякова