17 октября 2011 года с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием представителя прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия Иванова Е.А., при секретаре Чебодаевой Г.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа», Управления образования муниципального образования Аскизского района, администрации муниципального образования Аскизского района к устранению нарушений антитеррористического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аскизского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Калининская СОШ») к устранению нарушений антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Аскизского района в ходе проведения проверки антитеррористической защищенности образовательных дошкольных учреждений, расположенных на территории Аскизского района установлено, что охрана образовательного учреждения «Калининская СОШ», а также его филиалов МОУ Бельтирская ООШ, МОУ Анхаковская НОШ, МОУ Луговская НОШ осуществляется лицами, не имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством, а именно сторожами. Кроме того, в указанных филиалах данного учреждения отсутствует система видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции, что не обеспечивает надлежащий контроль за доступом в помещение данных учреждений посторонних лиц, создает угрозу для жизни и здоровья лиц, находящихся в нем и не обеспечивает надлежащую антитеррористическую защищенность данных образовательных учреждений. Просит обязать ответчика обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения путем заключения договора на оказание услуг по охране данного заведения с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке, а также обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность указанных филиалов МБОУ Калининская СОШ путем заключения договора на оказание услуг по охране данного заведения с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке, установить систему видеонаблюдения и кнопку экстренного вызова полиции. При подготовке представителем прокуратуры Аскизского района иск был уточнен, предъявлен к соответчикам администрации муниципального образования Аскизский район и Управления образования муниципального образования Аскизский район. Определением суда от 17.10.2011г. производство по делу в части требований об обязании заключить договор на оказание услуг по охране образовательных учреждений с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке прекращено в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований в указанной части. В судебном заседании представитель истца Иванов Е.А. в уточненной части иск поддержал, в обоснование которых ссылался на доводы, изложенные в заявлении. Считает, что для выполнения мероприятия по антитеррористической защищенности в виде установления кнопки экстренного вызова полиции и системы видеонаблюдения следует установить срок до 01.04.2012 года. Представитель ответчика МБОУ «Калининская СОШ» исполняющая обязанности директора Чебодаева Ю.Ю. иск признала, суду пояснила, что система видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции необходимы в целях охраны и безопасности детей. Данные мероприятия включены в комплексную программу в период 2011-2015г.г.. Финансирование данной программы производит администрация Аскизского района через Управление образования. Ответчик Управление образования муниципального образования Аскизского района, в лице Новиковой Е.В., действующей на основании доверенности 13.09.2011г., иск не признала, суду пояснила, что Управлением образования разработан комплексный план по борьбе с терроризмом, проводится разъяснительная работа с персоналом и учащимися, в экстренном случае имеется телефонная связь с полицией. Кроме того, установка системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова включены в программу в период 2011-2015 годы. Ответчик администрация МО Аскизский район в лице Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г. иск не признала, суду пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по установке системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции. Администрацией Аскизского района разработана и утверждена целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015 годы». В числе мероприятий в том числе предусмотрены установка системы видеонаблюдения и его обслуживание, установка тревожных кнопок. На проведение данных мероприятий заложены соответствующие финансовые средства. Ответчики в соответствии с утвержденным планом осуществляют предусмотренные мероприятия, не отказываются их реализовать и осуществлять финансирование. Стороной истца не представлено доказательств нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму. Полагает, что администрация МО Аскизский район является ненадлежащим ответчиком. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно ч. 3-4 ст. 5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа указанное учреждение является некоммерческой организацией (пункт1.1.). Учредителем учреждения является администрация муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия (пункт 1.5). Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Аскизский район (пункт 1.6.). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде (1.8). Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса (6.6). Учреждение имеет следующие филиалы - Анхаковская начальная общеобразовательная школа ( далее по тексту Анхаковская НОШ), Луговская начальная общеобразовательная школа ( Луговская НОШ) и Бельтирская основная общеобразовательная школа (Бельтирская ООШ), не являющиеся юридическими лицами (п.13.1, 13.2). Из Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Аскизский район следует, что Управление является отраслевым органом Администрации Аскизского района, созданным с целью осуществления государственной политики в области образования на территории Аскизского района (пункт1.1.); выступает учредителем муниципальных образовательных учреждений (пункт 1.7.). В ходе проверок обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений, проведенных сотрудниками ОВД по Аскизскому району, установлено, что на территории Аскизского района расположено 64 образовательных учреждений. Все образовательные учреждения, за исключением детского сада в п.Аскиз, а именно 20 средних образовательных учреждений, 6 основных школ, 18 начальных школ, 1 вечерняя школа, 1 спортивная школа, 16 детских садов и 2 центра Детского творчества охраняются сторожами, что подтверждается информацией заместителя начальника полиции по охране общественного порядка Бызова А.А... В МБОУ «Калининская СОШ», а также филиалах данного учреждения охрана зданий школ осуществляется сторожами, система видеонаблюдения, а также кнопки экстренного вызова полиции отсутствуют, в связи с этим на территорию учреждения имеется свободный доступ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно целевой программе «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015г.г.» ( утв. постановлением главы администрации Аскизского района от 27.09.2010г., с внесенными изменениями от 15.03.2011 г. №335п реализация Программы будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета Аскизского района и республиканского бюджета, объем финансирования программ составляет за 2011-2015 годы 42 272,1 тыс. руб., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и улучшения общей безопасности предусмотрены мероприятия, в том числе и по установке системы видео наблюдения (в 2011 г. - 18, 2012 - 20, 2013-22, 2014 - 24, 2015 - 26 тыс. руб.), установке тревожных кнопок ( по 260 тыс.руб. ежегодно). В силу изложенных правовых норм МБОУ «Калининская СОШ» обязано в пределах своих полномочий в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, несет ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального законодательства, положения Устава, а также на наличие утвержденного плана мероприятий отдела по выполнению целевой программы указанные полномочия не осуществляет. Как установлено в судебном заседании, 01 октября 2011 г. между МБОУ «Калининская СОШ» в лице его директора Тохтобиной А.А. го ий школего филиалов ля начальника полиции по охране общественного порядка и ООО «Частное охранное предприятие «Форт-Запад» в лице Кулемеева П.А. заключен договор, по условиям которого ЧОП «Форд-Запад» принимает на себя обязательства по экстренному прибытию группы быстрого реагирования в случае угрозы правонарушений, а также пресечения правонарушений и преступлений в МБОУ Калининская СОШ, и в его филиалах Бельтирская ООШ, Анхаковская НОШ, Луговская НОШ. В Калининской СОШ кнопки экстренного вызова полиции не имеется, в его филиалах отсутствуют система видеонаблюдения и кнопка экстренного вызова полиции. Между тем, являясь самостоятельным юридическим лицом, обязанным в рамках своих полномочий принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, не обращалось в администрацию МО Аскизский район с заявлением об обеспечении филиалов кнопкой тревожной сигнализации на случай возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения, а Калининской СОШ - кнопкой экстренного вызова полиции. В связи с указанным суд не соглашается с доводами представителя ответчика администрации МО Аскизский район о том, что в законодательстве о противодействии терроризму не содержится положений, предусматривающих в качестве мер противодействия терроризму обязательные мероприятия по установке кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях и системы видеонаблюдения. Обеспечение антитеррористической безопасности общеобразовательного учреждения заключается в его оснащении кнопками тревожной сигнализации, а также системы видеонаблюдения, поскольку необорудование кнопкой тревожной сигнализации образовательного учреждения и системой видеонаблюдения, не создает условий для предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма, которые напрямую влияют на безопасность детей, посещающих образовательное учреждение, тогда как установка кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения являются профилактической мерой по борьбе с терроризмом, защищенностью детей, иных лиц, находящихся в образовательном учреждении. В соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется полностью или частично собственником их имущества. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Аскизского района об обязании МБОУ «Калининская СОШ» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, путем оборудования кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») здание школы Калининской СОШ, а его филиалы - Бельтирская ООШ, Анхаковская НОШ, Луговская НОШ системой видеонаблюдения и кнопкой экстренного вызова законны, а при недостаточности средств - за счет средств бюджета администрации МО Аскизский район и Управления образования МО Аскизский район. Суд не может согласится с доводами представителя ответчика Потехиной Л.В. о том, что администрация МО Аскизский район является ненадлежащим ответчиком, поскольку данное утверждение противоречит нормам материального права. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МБОУ «Калининская СОШ» должна обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность зданий указанных школ, с учетом требований разумности и того, что в настоящее время в учреждениях ведется образовательный процесс, то суд считает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до начала нового учебного года, то есть до 01 сентября 2012 года. Относительно способа защиты нарушенных прав. В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что суд приходит к выводу о законности требований прокурора, на ответчиках лежит обязанность исполнения обязанности в натуре, а именно обязанности по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений в виде оборудования в школах кнопки экстренного вызова полиции и установки системы видеонаблюдения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Аскизского района - удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно установить в здании «Калининской средней общеобразовательной школы» кнопку экстренного вызова полиции, в его филиалах - Анхаковская начальная общеобразовательная школа, Луговская начальная общеобразовательная школа и Бельтирская основная общеобразовательная школа оборудовать кнопки экстренного вызова полиции и установить систему видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2012 года. Обязать администрацию муниципального образования Аскизского района и Управление образования муниципального образования Аскизского района обеспечить финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калининская средняя общеобразовательная школа» для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П.Адыякова Мотивированное решение составлено 21 октября 2011 года. Председательствующий: Н.П.Адыякова