12 октября 2011 года с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием представителя прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия Иванова Е.А., при секретаре Сагалаковой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения Вершино-Тейский детский сад «Теремок», Управления образования муниципального образования Аскизского района, администрации муниципального образования Аскизского района к устранению нарушений антитеррористического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аскизского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учрежденияВершино-Тейский детский сад «Теремок» (далее по тексту МБДОУ детский сад «Теремок») к устранению нарушений антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Аскизского района в ходе проведения проверки антитеррористической защищенности образовательных дошкольных учреждений, расположенных на территории Аскизского района установлено, что охрана дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» осуществляется лицами, не имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством, а именно сторожами. Кроме того, в данном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции, что не обеспечивает надлежащий контроль за доступом в помещение данного учреждения посторонних лиц, создает угрозу для жизни и здоровья лиц, находящихся в нем и не обеспечивает надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения. Просит обязать ответчика обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения путем заключения договора на оказание услуг по охране данного заведения с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке и установить систему видеонаблюдения и кнопку экстренного вызова полиции. При подготовке представителем прокуратуры Аскизского района иск был уточнен, предъявлен к соответчикам администрации муниципального образования Аскизского района и Управлению образования муниципального образования Аскизского района. В судебном заседании представитель истца Иванов Е.А. иск поддержал, в обоснование которых ссылался на доводы, изложенные в заявлении. Считает, что для выполнения мероприятия по антитеррористической защищенности в виде в виде установления кнопки экстренного вызова полиции и системы видеонаблюдения следует установить срок до 01.04.2012 года. Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Теремок» и Управления образования муниципального образования Аскизского района, Новикова Е.В., действующая на основании доверенностей от 10.10.2011г., 12.09.2011г., иск не признала, суду пояснила, что Управлением образования разработан комплексный план по борьбе с терроризмом, проводится разъяснительная работа с персоналом и учащимися (воспитателями), в экстренном случае имеется телефонная связь с полицией. Кроме того, установка системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова включены в программу в период 2011-2015 годы. Ответчик администрация МО Аскизский район в лице Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г. иск не признала, суду пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по установке системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции. Администрацией Аскизского района разработана и утверждена целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015 годы». В числе мероприятий в том числе предусмотрены установка системы видеонаблюдения и его обслуживание, установка тревожных кнопок. На проведение данных мероприятий заложены соответствующие финансовые средства. Ответчики в соответствии с утвержденным планом осуществляют предусмотренные мероприятия, не отказываются их реализовать и осуществлять финансирование. Стороной истца не представлено доказательств нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно ч. 3-4 ст. 5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно Уставу муниципального дошкольного образовательного учреждения Вершино-Тейский детский сад «Теремок» указанное учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является администрация муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса. Из Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Аскизский район следует, что Управление является отраслевым органом Администрации Аскизского района, созданным с целью осуществления государственной политики в области образования на территории Аскизского района (пункт1.1.) выступает учредителем муниципальных образовательных учреждений (пункт 1.7.). В ходе проверок обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений, проведенных сотрудниками ОВД по Аскизскому району, установлено, что на территории Аскизского района расположено 64 образовательных учреждений. Все образовательные учреждения, за исключением детского сада в п.Аскиз, а именно 20 средних образовательных учреждений, 6 основных школ, 18 начальных школ, 1 вечерняя школа, 1 спортивная школа, 16 детских садов и 2 центра Детского творчества охраняются сторожами. В МДОУ детский сад «Теремок» охрана дошкольного учреждения осуществляется сторожами, система видеонаблюдения, а также кнопки экстренного вызова полиции отсутствуют, в связи с этим на территорию учреждения имеется свободный доступ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно целевой программе «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015г.г.» ( утв. постановлением главы администрации Аскизского района от 27.09.2010г., с внесенными изменениями от 15.03.2011 г. №335п реализация Программы будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета Аскизского района и республиканского бюджета, объем финансирования программ составляет за 2011-2015 годы 42 272,1 тыс. руб., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и улучшения общей безопасности предусмотрены мероприятия, в том числе и по установке системы видео наблюдения (в 2011 г. -18, 2012- 20, 2013-22, 2014-24, 2015-26 тыс. руб.), установке тревожных кнопок ( по 260 тыс.руб. ежегодно). В силу изложенных правовых норм МДОУ детский сад «Теремок» обязано в пределах своих полномочий в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, несет ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального законодательства, положения Устава, а также на наличие утвержденного плана мероприятий отдела по выполнению целевой программы указанные полномочия не осуществляет. Как установлено в судебном заседании, охрана дошкольного учреждения «Теремок» осуществляется сторожами, лицензированной охраны в данном учреждении не имеется, система видеонаблюдения также отсутствует. Между тем, являясь самостоятельным юридическим лицом, обязанным в рамках своих полномочий принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, не обращалось в Управление образования администрации МО Аскизский район с заявлением об обеспечении образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации на случай возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения. В связи с указанным суд не соглашается с доводами представителя ответчика администрации МО Аскизский район о том, что в законодательстве о противодействии терроризму не содержится положений, предусматривающих в качестве мер противодействия терроризму обязательные мероприятия по установке кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях и системы видеонаблюдения. Обеспечение антитеррористической безопасности общеобразовательного учреждения заключается в его оснащении кнопками тревожной сигнализации, а также системы видеонаблюдения, поскольку необорудование кнопкой тревожной сигнализации образовательного учреждения и системой видеонаблюдения, не создает условий для предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма, которые напрямую влияют на безопасность детей, посещающих образовательное учреждение, тогда как установка кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения являются профилактической мерой по борьбе с терроризмом, защищенностью детей, иных лиц, находящихся в образовательном учреждении. Руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Аскизского района об обязании МДОУ детский сад «Теремок» оборудовать кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») и системой видеонаблюдения здание детского сада законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МДОУ детский сад «Теремок», должна произвести установку кнопки экстренного вызова полиции и системы виденаблюдения в данном учреждении, с учетом требований разумности и того, что в настоящее время в дошкольном учреждении ведется образовательный процесс, то суд считает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до начала нового учебного года, то есть до 01 сентября 2012 года, в части заключения договора на оказание услуг по охране данного заведения в срок до 31.12.2011 года. Относительно способа защиты нарушенных прав. В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что суд приходит к выводу о законности требований прокурора, на ответчиках лежит обязанность исполнения обязанности в натуре, а именно оборудование в детском садике «Солнышко» кнопки экстренного вызова полиции и установки системы видеонаблюдения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Аскизского района - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизского района, Управление образования муниципального образования Аскизского района, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Вершино-Тейский детский сад «Теремок» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно заключить договор на оказание услуг по охране данного заведения с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, в срок до 31.12.2011 г., оборудовать кнопку экстренного вызова полиции, установить систему видеонаблюдения в срок до 01.09.2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П.Адыякова Мотивированное решение составлено 17 октября 2011 года. Председательствующий: Н.П.Адыякова