12 октября 2011 года с. Аскиз Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Адыяковой Н.П., с участием представителя прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия Иванова Е.А., при секретаре Сагалаковой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа», Управления образования муниципального образования Аскизского района, администрации муниципального образования Аскизского района к устранению нарушений антитеррористического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аскизского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о понуждении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Аскизская ОСОШ») к устранению нарушений антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Аскизского района в ходе проведения проверки антитеррористической защищенности образовательных дошкольных учреждений, расположенных на территории Аскизского района установлено, что охрана образовательного учреждения «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа», осуществляется лицами, не имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством, а именно сторожами. Кроме того, в данном учреждении отсутствует система видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции, что не обеспечивает надлежащий контроль за доступом в помещение данного учреждения посторонних лиц, создает угрозу для жизни и здоровья лиц, находящихся в нем и не обеспечивает надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения. Просит обязать ответчика обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность данного образовательного учреждения путем заключения договора на оказание услуг по охране данного заведения с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке и установить систему видеонаблюдения и кнопку экстренного вызова полиции. При подготовке представителем прокуратуры Аскизского района иск был уточнен, предъявлен к соответчикам администрации муниципального образования Аскизского района и Управлению образования муниципального образования Аскизского района. Определением суда от 12.10.2011г. производство по делу в части требований об обязании заключить договор на оказание услуг по охране с охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление данного вида услуг, выданную в установленном законом порядке прекращено. В судебном заседании представитель истца Иванов Е.А. в уточненной части иск поддержал, в обоснование которых ссылался на доводы, изложенные в заявлении. Считает, что для выполнения мероприятия по антитеррористической защищенности в виде установления кнопки экстренного вызова полиции и системы видеонаблюдения следует установить срок до 01.04.2012 года. Ответчик директор МБОУ «Аскизская ОСОШ» Чебодаев В.Г. признал требование прокурора и пояснил, что системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова необходимы, однако финансирование производится МО Аскизского района. Установка системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова были включены в комплексную программу по борьбе с антитерроризмом. Управление образования муниципального образования Аскизского района, Новикова Е.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что Управлением образования разработан комплексный план по борьбе с терроризмом, проводится разъяснительная работа с персоналом и учащимися, в экстренном случае имеется телефонная связь с полицией. Кроме того, установка системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова включены в программу в период 2011-2015 годы. Ответчик администрация МО Аскизский район в лице Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г. иск не признала, суду пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по установке системы видеонаблюдения и кнопки экстренного вызова полиции. Администрацией Аскизского района разработана и утверждена целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015 годы». В числе мероприятий в том числе предусмотрены установка системы видеонаблюдения и его обслуживание, установка тревожных кнопок. На проведение данных мероприятий заложены соответствующие финансовые средства. Ответчики в соответствии с утвержденным планом осуществляют предусмотренные мероприятия, не отказываются их реализовать и осуществлять финансирование. Стороной истца не представлено доказательств нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011г.) «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно ч. 3-4 ст. 5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Согласно Уставу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» указанное учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем учреждения является муниципальное образование Аскизский район Республики Хакасия. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в суде. Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса. В ходе проверок обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений, проведенных сотрудниками ОВД по Аскизскому району, установлено, что на территории Аскизского района расположено 64 образовательных учреждений. Все образовательные учреждения, за исключением детского сада в п.Аскиз, а именно 20 средних образовательных учреждений, 6 основных школ, 18 начальных школ, 1 вечерняя школа, 1 спортивная школа, 16 детских садов и 2 центра Детского творчества охраняются сторожами. В МБОУ «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» охрана образовательного учреждения осуществляется сторожами, система видеонаблюдения, а также кнопки экстренного вызова полиции отсутствуют, в связи с этим на территорию учреждения имеется свободный доступ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно целевой программе «Комплексная безопасность образовательных учреждений муниципального образования Аскизский район на 2011-2015г.г.» ( утв. постановлением главы администрации Аскизского района от 27.09.2010г., с внесенными изменениями от 15.03.2011 г. №335п реализация Программы будет осуществляться за счет средств муниципального бюджета Аскизского района и республиканского бюджета, объем финансирования программ составляет за 2011-2015 годы 42 272,1 тыс. руб., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и улучшения общей безопасности предусмотрены мероприятия, в том числе и по установке системы видео наблюдения (в 2011 г. -18, 2012- 20, 2013-22, 2014-24, 2015-26 тыс. руб.), установке тревожных кнопок ( по 260 тыс.руб. ежегодно). В силу изложенных правовых норм МБОУ «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» обязано в пределах своих полномочий в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, несет ответственность, в том числе, за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, однако, несмотря на требования вышеуказанного федерального законодательства, положения Устава, а также на наличие утвержденного плана мероприятий отдела по выполнению целевой программы указанные полномочия не осуществляет. Как установлено в судебном заседании, охрана данного образовательного учреждения осуществляется сторожами, лицензированной охраны в данном учреждении не имеется, система видеонаблюдения также отсутствует. Между тем, являясь самостоятельным юридическим лицом, обязанным в рамках своих полномочий принимать меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, не обращалось в администрацию МО Аскизский район с заявлением об обеспечении образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации на случай возникновения чрезвычайной ситуации, системой видеонаблюдения. В связи с указанным суд не соглашается с доводами представителя ответчика администрации МО Аскизский район о том, что в законодательстве о противодействии терроризму не содержится положений, предусматривающих в качестве мер противодействия терроризму обязательные мероприятия по установке кнопок тревожной сигнализации в образовательных учреждениях и системы видеонаблюдения. Обеспечение антитеррористической безопасности общеобразовательного учреждения заключается в его оснащении кнопками тревожной сигнализации, а также системы видеонаблюдения, поскольку необорудование кнопкой тревожной сигнализации образовательного учреждения и системой видеонаблюдения, не создает условий для предупреждения и пресечения терроризма и экстремизма, которые напрямую влияют на безопасность детей, посещающих образовательное учреждение, тогда как установка кнопки тревожной сигнализации и системы видеонаблюдения являются профилактической мерой по борьбе с терроризмом, защищенностью детей, иных лиц, находящихся в образовательном учреждении. Руководствуясь вышеназванными нормами законодательства, суд считает, что требования прокурора Аскизского района об обязании МБОУ «Аскизская ОСОШ» оборудовать кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») и системой видеонаблюдения здание школы законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроке, в течение которого МБОУ «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» должна произвести установку кнопки экстренного вызова полиции и системы виденаблюдения в данном учреждении, с учетом требований разумности и того, что в настоящее время в учреждении ведется образовательный процесс, то суд считает, что данные действия должны быть совершены ответчиком до начала нового учебного года, то есть до 01 сентября 2012 года. Относительно способа защиты нарушенных прав. В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Учитывая, что суд приходит к выводу о законности требований прокурора, на ответчиках лежит обязанность исполнения обязанности в натуре, а именно оборудование в школе кнопки экстренного вызова полиции и установки системы видеонаблюдения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Аскизского района - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Аскизского района, Управление образования муниципального образования Аскизского района, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аскизская открытая (сменная) общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно оборудовать кнопку экстренного вызова полиции, установить систему видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РХ в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд. Председательствующий: Н.П.Адыякова Мотивированное решение составлено 17 октября 2011 года. Председательствующий: Н.П.Адыякова