Гражданское дело № 2-835/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Аскиз 23ноября 2011 года Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Петрова И.М. с участием представителя истицы Майнагашевой Л.М. - в лице Юнгейма Е.Л.,действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации МО Аскизский район - Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майнагашевой Л.М. к администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия об отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания, УСТАНОВИЛ: Майнагашева Л.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об отмене распоряжения главы администрации МО Аскизский район Республики Хакасия №рк от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания, мотивируя свои требования тем, что указанным выше распоряжением ей было объявлено замечание в связи с непредоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год в установленный законодательством срок. Основанием для принятия указанного распоряжения явился протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликтов интересов. Считала, что решение данной комиссии является незаконным, поскольку нарушен установленный законодательством порядок её формирования. Постановление главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, также распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № рк, которыми были утверждены положение о данной комиссии и персональный ее состав не опубликовывались. Кроме того, были допущены нарушения при издании распоряжения о составе комиссии, а именно введены в его состав представители общественных организаций без указания на согласование. Истица Майнагашева Л.М. в судебном заседании не участвовала, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени его проведения, просила провести судебное разбирательство в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Юнгейм Е.Л. иск поддержал, пояснил, что согласен с тем, что истица упустила момента подачи сведений о доходах, однако данную обязанность она исполнила позже. Работодателем пропущен месячный срок для привлечения истицы к дисциплинарной ответственности по факту непредоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также истица была необоснованно привлечена к дисциплинарной ответственности по факту представления недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, в нарушение требований Положения «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликта интересов», утвержденного Постановлением главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №-п. в ходе заседания от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликта интересов вышла за пределы своей компетенции, рассмотрев и приняв решения по вопросам, не обозначенным повесткой дня, а также представлением главы администрации МО Аскизский район. Соответствующей проверки проведено не было, факт предоставления Майнагашевой Л.М. недостоверных сведений не подтвержден. Кроме того, при решении вопроса о привлечении истицы к дисциплинарной ответственности работодателем, в нарушение требований ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), не было запрошено письменное объяснение по выявленным фактам предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах и имуществе. В связи с изложенным представитель истицы полагает, что дисциплинарное взыскание было наложено на истицу необоснованно и незаконно, в связи с чем просит заявленное исковое требование удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО Аскизский район Потехина Л.В. иск не признала, полагая обоснованным привлечение истицы к дисциплинарной ответственности, суду пояснила, что основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности истицы Майнагашевой Л.В. послужили не представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год в установленный законодательством срок на себя и супруга, а также предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супруга. Считает, что нарушение закона при решении вопроса о наложении на Майнагашеву Л.М. дисциплинарного взыскания не допущено, в связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований. Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему. Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает требование, в рамках которого гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В части 6 данной статьи указывается, что проверка достоверности и полноты, указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Часть 8 статьи 8 вышеназванного закона предусматривает ответственность государственного или муниципального служащего за невыполнение обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Из положений статьи 5 данного Закона и статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе, по соблюдению требований служебного поведения и порядку привлечения к дисциплинарной ответственности. Частью 4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ определено, что дисциплинарное взыскание к гражданскому государственному служащему применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. В судебном заседании установлено, что Майнагашева Л.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на муниципальной службе в администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия, что подтверждается копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением главы администрации Аскизского района от ДД.ММ.ГГГГ №рк. Оспариваемым распоряжением главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ № рк к истице Майнагашевой Л.М., занимавшей должность <данные изъяты> отдела администрации МО Аскизский район, было применено дисциплинарное взыскание в виде объявления замечания в связи с не представлением ею сведений о доходах на себя и членов своей семьи за ДД.ММ.ГГГГ год, а также предоставлением недостоверных и неполных сведений. Основанием для принятия указанного распоряжения явился протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликтов интересов от ДД.ММ.ГГГГ. Как видно из дела, ДД.ММ.ГГГГ Майнагашева Л.М. была уволена, в силу чего свою обязанность по предоставлению до ДД.ММ.ГГГГ сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за ДД.ММ.ГГГГ год исполнить не могла. В силу общих принципов юридической ответственности, предполагающих в качестве оснований привлечения к такой ответственности виновное поведение, нельзя прийти к выводу о том, что Майнагашева Л.М. виновна в непредставлении требуемых сведений до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Майнагашева Л.М. была восстановлена на работе. С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что срок предоставления сведений за ДД.ММ.ГГГГ год наступил ДД.ММ.ГГГГ и у истицы сохранилась обязанность их предоставления. Сторонами не оспаривается и что следует из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликтов интересов от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по представлению сведений о доходах на себя и членов своей семьи за ДД.ММ.ГГГГ год Майнагашевой Л.М. была исполнена ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, выводы о непредоставлении сведений о доходах, изложенные в распоряжении главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О наложении дисциплинарного взыскания на Майнагашеву Л.М.», не основаны на доказательствах, имеющихся в деле. Вопрос о неисполнении обязанности предоставить требуемые сведения может быть рассмотрен только с точки зрения срока и надлежащего исполнения этой обязанности. По смыслу приведенных выше норм права, регламентирующих противодействие коррупции, контроль за своевременностью, полнотой и достоверностью осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем). Проанализировав все доказательства, суд приходит к выводу, что работодатель знал о факте неисполнения возложенной на Майнагашеву Л.М. обязанности предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга за ДД.ММ.ГГГГ год с момента ее восстановления на работе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Применяя дисциплинарное взыскание ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не принял во внимание положения ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приведенной выше, не допускающей наложение дисциплинарного взыскания к гражданскому государственному служащему по истечению одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. В силу изложенного распоряжение главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ № рк о применении к Майнагашевой Л.М. дисциплинарного взыскания в виде объявления замечания за непредставление ею сведений о доходах на себя и своего супруга за ДД.ММ.ГГГГ год нельзя признать законным. Также в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения вывод о предоставлении истицей недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство подтверждается как пояснениями сторон и материалами дела, так и показаниями свидетеля ФИО6, которая пояснила, что комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликтов интересов на заседании ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт предоставления Майнагашевой Л.М. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ года не в полном объеме. В частности Майнагашевой Л.М. не были отражены сведения о ее пенсионном обеспечении, наличии счетов в банках, а также факта пользования ею и супругом объектами недвижимого имущества. При этом факт предоставления истицей сведений, не соответствующих действительности, выявлен не был. Довод представителя ответчика Потехиной Л.В. о том, что недостоверность указанных сведений заключалась в предоставлении неполных сведений, не может быть принят судом, так как под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании документа. Законодатель не отождествляет понятия недостоверности и неполноты. Таким образом, применение к Майнагашевой Л.М. дисциплинарного взыскания в виде объявления замечания за представление ею недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своего супруга за ДД.ММ.ГГГГ год нельзя признать законным. Наряду с этим, оценивая распоряжение главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ № рк о применении к Майнагашевой Л.М. дисциплинарного взыскания за представление ею неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своего супруга за ДД.ММ.ГГГГ год, суд приходит к выводу, что в данной части заслуживают внимания доводы представителя истца Юнгейма Е.Л. о нарушении ответчиком требований действующего законодательства при решении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания. Так, в соответствие с ч. 2 ст. 8 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 151-ЗРХ «О представлении гражданам, претендующим на замещение государственных должностей государственных должностей Республики Хакасия и должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, лицами, замещающими государственные должности Республики Хакасия, и государственными гражданскими служащими Республики Хакасия, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» следует, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданином, претендующим на замещение выборной муниципальной должности в Республике Хакасия, лицом, замещающим выборную муниципальную должность в Республике Хакасия, и соблюдения ограничений лицом, замещающим выборную муниципальную должность в Республике Хакасия, осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом. Решением Совета депутатов муниципального образования Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №рс утверждено Положение «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, выборными должностными лицами и муниципальными служащими муниципального образования Аскизский район» (далее Положение). Пунктом 3 указанного Положения установлено, что в отношении граждан и муниципальных служащих проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления, отраслевого органа администрации района. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме. Постановлением главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждено Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликта интересов». В соответствие с пунктом 14 указанного Положения следует, что основаниями для проведения заседания комиссии является, в том числе представление главы администрации Аскизского района, руководителей отраслевых органов администрации Аскизского района материалов проверки, свидетельствующих: - о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; - о несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Из представления главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликта интересов района ФИО7, следует, что глава администрации Аскизского района просит рассмотреть представление о несоблюдении Майнагашевой Л.М. требований к служебному поведению, выразившееся в непредоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Аскизского района и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что единственной повесткой дня являлся вопрос о непредоставлении <данные изъяты> отдела Майнагашевой Л.М. сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Вместе с этим судом установлено, что Комиссией по собственной инициативе был рассмотрен вопрос о предоставлении истицей недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год. По итогам заседания Комиссией принято решение об установлении факта предоставления Майнагашевой Л.М. недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Майнагашевой Л.М. и ФИО8 Таким образом, судом установлено, что Комиссия вышла за рамки вопросов, поставленных в представлении главы администрации МО Аскизский район, и приняла решение по вопросам, не отраженным в представлении, без проведения соответствующей проверки. При этом решение по вопросу, обозначенному в повестке дня и послужившему основанием для заседания комиссии, принято не было. В соответствии со ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. ДД.ММ.ГГГГ согласно запросу главного специалиста администрации МО Аскизский район ФИО6, в соответствии со ст. 193 ТК РФ, у истицы было истребовано письменное объяснение. Из содержания данного запроса следует, что истице предложено дать объяснение только по факту непредоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год последней и ее супруга. По фактам выявленных нарушений, выразившихся в предоставлении Майнагашевой Л.М. недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год у истицы в порядке ст. 193 ТК РФ объяснение не запрашивалось. Часть первая статьи 193 ТК РФ носит гарантийный характер и обязывает работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника объяснение в письменной форме. Данное положение направлено на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Соблюдение установленной законом процедуры увольнения является обязательным и не зависит от конкретных обстоятельств возникших при реализации работодателем права на привлечение работника к дисциплинарной ответственности. На основании изложенного, суд приходит к выводу о нарушении работодателем установленной законом процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и, соответственно, незаконности распоряжения главы администрации МО Аскизский район от ДД.ММ.ГГГГ №рк о наложении дисциплинарного взыскания на Майнагашеву Л.М. Учитывая данные обстоятельства, суд находит доводы стороны истца обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Майнагашевой Л.М. к администрации МО Аскизский район Республики Хакасия об отмене дисциплинарного взыскания удовлетворить. Отменить распоряжение главы администрации МО Аскизский район Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №рк о наложении дисциплинарного взыскания, которым <данные изъяты> отдела администрации МО Аскизский район Майнагашева Л.М. подвергнута дисциплинарному взысканию в виде замечания. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Аскизского районного суда И.М. Петров Мотивированное решение изготовлено и подписано 28 ноября 2011 года Судья Аскизского районного суда И.М. Петров