Иск прокурора об обеспечении жильем лица из числа-детей сирот, право которого на обеспечение жил. пом. не реализовано несмотря на наступившее право, удовлетворен



Гражданское дело № 2-948/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскиз                  5 декабря 2011 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Петрова И.М.,

с участием старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Топоевой Ж.Д.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия Потехиной Л.В.,

при секретаре Чебодаевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Куружекова И.В. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Куркужекова И.В. с иском к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Куркужеков И.В. обратился в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ему жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку собственного жилья Куркужеков И.В. не имеет, прокурор просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить Куркужекова И.В. жилым помещением, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет.

В судебном заседании прокурор Топоева Ж.Д. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, пояснив, что Куркужеков И.В. с момента окончания учебного заведения в ДД.ММ.ГГГГ году, в соответствии с действующим законодательством, имеет право на обеспечение администрацией МО Аскизский район вне очереди жилым помещением по месту постановки на льготную очередь, кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ году Куркужеков И.В. прошел перерегистрацию на получение жилья по договору социального найма по МО <данные изъяты> сельсовет.

Истец Куркужеков И.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте его проведения, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска прокурора настаивал.

Представитель ответчика администрации МО Аскизский район Потехина Л.В. иск прокурора не признала, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств субъекта РФ. В бюджете Республики Хакасия на ДД.ММ.ГГГГ год для Аскизского района была предусмотрена субвенция в сумме <данные изъяты> тыс. руб., ДД.ММ.ГГГГ субвенция для приобретения жилья по МО Аскизский район была увеличена до <данные изъяты> тыс. руб., что достаточно для обеспечения жильем предположительно <данные изъяты> лиц, тогда как в настоящее время вынесено <данные изъяты> судебных акта, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в полном объеме не исполнены. Полагает, что администрация Аскизского района не может нести ответственность, поскольку переданные государственные полномочия не обеспечены финансовыми средствами. Кроме того, в списке лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, у которых возникло право на получение жилого помещения есть лица, у которых указанное право наступило ранее и до настоящего времени не реализовано, в связи с чем внеочередное предоставление жилья Куркужекову И.В. ущемляет права детей, стоящих в очереди до истца.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в статье 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 9 октября 2009 года № 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права.

Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Более того, Закон от 9 октября 2009 года № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

В судебном заседании установлено, что Куркужеков И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются ФИО2, ФИО3 (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Заочным решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав в отношении детей Куркужекова И. , ФИО15

В связи с этим опекуном несовершеннолетних была назначена ФИО8, место жительство детей определено с опекуном по адресу: <адрес> (постановление от ДД.ММ.ГГГГ мэра г. Абакана).

В виду отсутствия родительского попечения и закрепленной жилой площади на основании постановления главы администрации МО <адрес> п от ДД.ММ.ГГГГ Куркужеков И.В. был поставлен на льготную очередь для получения жилого помещения.

Согласно справки администрации МО <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ Куркужеков И.В. прошел перерегистрацию в качестве нуждающегося в жилом помещении и состоит на льготной очереди на получение жилья по договору социального найма по МО <данные изъяты> сельсовет за .

В соответствии с паспортными данными Куркужеков И.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес> данное жилое помещение на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено ФИО9

Между тем, зарегистрированных прав на недвижимое имущество Куркужеков И.В., его родители ФИО3, ФИО2 не имеют, что подтверждается информацией начальника Аскизского филиала ГУП РХ УТИ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением государственного регистратора Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, отец Куркужекова И.В. - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Куркужекову И.В. выдан диплом об окончании <данные изъяты> » г. Абакана Республики Хакасия (серии <адрес>

Между тем, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых на обеспечение жилыми помещениями наступило, ФИО2 значится за , дата возникновения права на обеспечение жилым помещением - ДД.ММ.ГГГГ год.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Куркужеков И.В. до настоящего времени жилого помещения не имеет, гарантированное право на внеочередное предоставление жилья на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, по месту выявления и постановки на льготную очередь истца не реализовано, поэтому иск, заявленный прокурором в его интересах, подлежит удовлетворению.

При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО Аскизский район.

Довод ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Куркужекова И.В. суд считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Исковое заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Куружекова И.В. к администрации муниципального образования Аскизский район об обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Аскизский район предоставить Куркужекову И.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма на территории МО <данные изъяты> сельский совет Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Аскизского районного суда       И.М. Петров

Мотивированное решение подписано и изготовлено 9 декабря 2011 года

Судья Аскизского районного суда       И.М. Петров