Гражданское дело № 2-845/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Аскиз 13 декабря 2011 года Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Петрова И.М., с участием старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Топоевой Ж.Д., представителя ответчика администрации Аскизского района - Потехиной Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года № № представителя третьего лица - ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия Топоева П.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аскизского района о понуждении произвести необходимые действия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аскизского района Республики Хакасия Загрядский О.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД Аскизского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - зданию ОМВД по Аскизскому району, расположенному по адресу: <адрес> путем оборудования входа в здание пандусами и поручнями. Требование прокурор мотивировал тем, что ОМВД по Аскизскому району Республики Хакасия на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ занимает здание, собственником которого является муниципальное образование Аскизский район в лице администрации Аскизского района. Крыльцо, ведущее в помещение указанного здания ОМВД по Аскизскому району, не оборудовано пандусами, тогда как здание полиции является объектом социальной инфраструктуры, доступ в который должен быть обеспечен, в том числе, инвалидам, передвигающимся в инвалидных колясках, другим маломобильным гражданам. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - администрацию Аскизского района, ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Аскизского района Топоева Ж.Д. уточнила иск в части срока исполнения заявленных требований, просила суд обязать администрацию Аскизского района произвести работы по строительству пандусов и поручней на крыльце здания ОМВД России по Аскизскому району, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что в соответствии с федеральным законодательством на собственника здания в лице администрации Аскизского района возложена обязанность по обустройству здания, являющегося объектом социальной инфраструктуры, пандусами и поручнями, с помощью которых инвалиды-колясочники, другие маломобильные группы получат возможность попасть в здание полиции. В связи с изложенным, ссылаясь на федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прокурор Топоева Ж.Д. просила удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика администрации Аскизского района Потехина Л.В. исковые требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Вместе с тем, обязательства по обустройству объектов недвижимости пандусами и поручнями для инвалидов-колясочников исполняются администрацией Аскизского района в меру обеспеченности денежными средствами, тогда как финансирование для обустройства всех объектов социальной инфраструктуры данными приспособлениями для маломобильных групп населения недостаточно. В судебном заседании не представлено доказательств обращения инвалидов по факту отсутствия возможности попасть в здание полиции в связи с отсутствием пандусов и поручней. Кроме того, в настоящее время идет процесс передачи здания полиции в государственную собственность, в связи с чем оснований для возложения обязанности по обустройству входа в здание пандусами на администрацию Аскизского района не имеется. Представитель третьего лица на стороне ответчика - ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия Топоев П.В. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в ближайшее время здание полиции будет передано в государственную собственность после чего МВД по Республике Хакасия планирует произвести ремонт здания, обустроив вход в него поручнями и пандусами. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав показания специалиста, материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ установлено, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, из приведенных положений закона следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции или же капитальном ремонте указанных зданий. Требования, обеспечивающие доступность зданий для маломобильных групп населения содержатся в Строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений» СНиП 35-01-2001, утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73. Пункты 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусматривают, что в зданиях должны быть как минимум один выход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В судебном заседании установлено, что административное здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Аскизский район Республики Хакасия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № №. На основании распоряжения главы администрации Аскизского района № от ДД.ММ.ГГГГ Отделу внутренних дел по Аскизскому району продлен срок безвозмездного пользования зданием, расположенным по указанному адресу, в целях размещения милиции общественной безопасности ОВД по Аскизскому району на 5 лет. Во исполнение данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Аскизский район в лице и.о. начальника ФИО6 и Отделом внутренних дел по Аскизскому району в лице начальника ФИО7 был заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом на срок до ДД.ММ.ГГГГ, по акту приема-передачи объект недвижимого имущества принят в безвозмездное пользование. Из представленной фототаблицы от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие пандусов и поручней, обеспечивающих беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в здание ОМВД России по Аскизскому району. Данный факт не отрицает и представитель ответчика Потехина Л.В. Согласно информации руководителя Управления социальной поддержки населения МО Аскизский район ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Аскизского района проживают и состоят на учете 40 инвалидов-калясочников. В ходе судебного разбирательства в качестве специалиста судом была опрошена ведущий инженер по надзору за строительством отдела капитального строительства Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» ФИО9, пояснившая суду, что оборудование входа в здание полиции приспособлениями для маломобильных групп населения пандусами и поручнями относится к таким видам работ, как реконструкции здания, которые влекут увеличение площади объекта, по своему характеру данные работы не могут быть отнесены к текущему ремонту. Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией объекта. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней, установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) является обязанностью собственника здания в лице администрации Аскизского района, тогда как данных, свидетельствующих переходе здания в государственную собственность ответчиком не представлено. Что касается довода представителя ответчика о том, что администрация Аскизского района не наделена государственными полномочиями по социальной защите инвалидов, суд считает его несостоятельным, поскольку одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием. Кроме того, отсутствие обращений инвалидов-колясочников в связи с невозможностью попасть в здание полиции не является основанием для отказа в иске, поскольку действующее законодательство не связывает требования доступности зданий и сооружений с обращениями по данному вопросу, тогда как количество инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, может изменяться в силу объективных причин. Таким образом, принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также приведенные выше доказательства, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Аскизского района и обязать ответчика администрацию Аскизского района оборудовать вход в здание ОМВД по Аскизскому району в соответствии с требованиями СНиПов, поскольку отсутствие спецоборудования нарушает, в первую очередь, права инвалидов, передвигающихся в помощью кресел-колясок, на свободный доступ в здание полиции, и соответственно, реализацию права на получение профессиональной помощи сотрудников полиции. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, РЕШИЛ : Удовлетворить исковое заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия к администрации Аскизского района о понуждении произвести необходимые действия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Обязать администрацию Аскизского района Республики Хакасия в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание ОМВД России по Аскизскому району Республики Хакасия, расположенное по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных групп населения (инвалидов) - пандусами и поручнями, в соответствии со строительными нормами и правилами. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме. Судья Аскизского районного суда И.М. Петров Мотивированное решение изготовлено и подписано 19 декабря 2011 года Судья Аскизского районного суда И.М. Петров