Гражданское дело № 2-220/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Аскиз 9 апреля 2012 года Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Петрова И.М., с участием помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Ивановой Е.С., истицы Хуснудиновой Е.С., при секретаре Чебодаевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Хуснудиновой Е.С. к администрации Аскизского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением, УСТАНОВИЛ: Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах Хуснудиновой Е.С. с иском к администрации Аскизского района об обеспечении жилым помещением, мотивируя требование тем, что Хуснудинова Е.С. обратилась в прокуратуру с жалобой на бездействие администрации Аскизского района по предоставлению ей жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, тогда как состоит на льготной очереди для получения жилья, в ДД.ММ.ГГГГ году окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №». Поскольку собственного жилья Хуснудинова Е.С. не имеет, просит обязать администрацию Аскизского района обеспечить истицу жилым помещением по договору социального найма на территории <данные изъяты> сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, соответствующим санитарным и техническим нормам не ниже установленной учетной нормы за счет средств бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании истица Хуснудинова Е.С., помощник прокурора Аскизского района РХ Иванова Е.С. иск поддержали по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что из-за отсутствия жилья истица вынуждена проживать у бывшего опекуна ФИО8 по адресу: <адрес>. Представитель ответчика администрации Аскизского района РХ Потехина Л.В. участия в судебном заседании не принимала, просила провести судебное заседание в ее отсутствие, в удовлетворении искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в возражениях. Так, в письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ссылается на то, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием, исполняемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В бюджете Республики Хакасия на ДД.ММ.ГГГГ год для МО Аскизский район предусмотрена субвенция в сумме <данные изъяты> тысяч рублей, на которые предполагается обеспечить жильем <данные изъяты> лиц, тогда как в настоящее время имеется <данные изъяты> неисполненных судебных актов, обязывающих администрацию Аскизского района обеспечить детей-сирот жилыми помещениями. Полагает, что администрация Аскизского района не может нести ответственность, поскольку переданные государственные полномочия не обеспечены финансовыми средствами. Кроме того, право на получение жилья возникло у Хуснудиновой Е.С. в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда как в очереди на получение жилья состоят лица, у которых право на получение жилого помещения возникло ранее, чем у Хуснудиновой Е.С., в связи с чем внеочередное предоставление жилья истице ущемляет права других детей-сирот. Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Указанным Федеральным законом установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Так, п.п. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 9 октября 2009 года № 104-З РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» устанавливают право на предоставление жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, других аналогичных организациях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано. Как установлено ч. 2 ст. 4 названного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в зависимости от времени наступления данного права. Из анализа приведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ, вопрос о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Более того, Закон от 9 октября 2009 года № 104-ЗРХ устанавливает, что жилое помещение имеющим на это право лицам, предоставляется в зависимости от времени наступления данного права. В силу ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» на осуществление переданных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия. В судебном заседании установлено, что Хуснудинова Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями являются ФИО2, ФИО3 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Аскизского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, родители истицы ФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении дочери Хуснудиновой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в последующем ФИО2 умер (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается Свидетельством о смерти серия № № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы администрации МО Аскизский район №-п от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Хуснудиновой Е.С. была назначена ФИО8, проживающая по адресу: <адрес>, место жительство опекаемого ребенка было определено по месту жительства опекуна, где истица зарегистрирована по настоящее время. Согласно справок Аскизского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеют, отсутствие прав на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается уведомлениями Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ. Из справки администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала по адресу: <адрес> в настоящее время данного жилья не имеется, сгорело. При установленных обстоятельствах, суд исходит из того, что истица Хуснудинова Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ Хуснудинова Е.С. прошла перерегистрацию в качестве нуждающейся в жилом помещении, то есть подтвердил свой статус и нуждаемость, что подтверждается справкой администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленной копии диплома следует, что ДД.ММ.ГГГГ Хуснудиновой Е.С. был выдан диплом об окончании ГОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> Республики Хакасия (серия №), то есть право на получение жилого помещения у истицы наступило, но до настоящего времени оно не реализовано. Данный вывод основан на том, что согласно представленной справки Аскизского филиала ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления Аскизского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ за Хуснудиновой Е.С. зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества не имеется. Следовательно, во исполнение положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилым помещением истица не обеспечена, тогда как добытые в судебном заседании доказательства подтверждают наличие у истицы права на внеочередное получение жилого помещения по месту постановки на льготную очередь - на территории <данные изъяты> сельского совета Аскизского района Республики Хакасия. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что гарантированное право Хуснудиновой Е.С. на внеочередное предоставление жилья на территории <данные изъяты> сельского совета Аскизского района Республики Хакасия не реализовано, поэтому иск подлежит удовлетворению, тогда как отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жилым помещением Хуснудиновой Е.С. считает несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не снимает с органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств республиканского бюджета. При этом, жилое помещение должно быть не ниже установленной учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Аскизского сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, соответствовать санитарным и техническим нормам. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковое заявление прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах Хуснудиновой Е.С. к администрации Аскизского района Республики Хакасия об обеспечении жилым помещением удовлетворить. Обязать администрацию Аскизского района Республики Хакасия предоставить Хуснудиновой Е.С. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору социального найма на территории <данные изъяты> сельского совета Аскизского района Республики Хакасия, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Хакасия. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме Судья Аскизского районного суда И.М. Петров Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 апреля 2012 года Судья Аскизского районного суда И.М. Петров