Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 мая 2012 года Дело №2-414/2012 Аскизский районный суд Республики Хакасия в с. Аскиз В составе: председательствующего Т.Э. Булавиной при секретаре Е.А. Ахпашевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** поссовета о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** поссовета о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в этих целях в срок до <дата> в п. <адрес> обеспечить противопожарные расстояния от границы застройки городского и сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов не менее <количество> метров, выполнить вырубку лесного массива с границы застройки по <адрес> и <адрес>; провести с ответственным за пожарную безопасность обучение по пожарно-техническому минимуму; в п.ст. <адрес> обеспечить противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов не менее <количество> метров, выполнить вырубку лесного массива с границы с границы застройки с левой стороны от железнодорожных путей, мотивируя свои требования тем, что истцу в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности поступила информация Территориального отдела надзорной деятельности <адрес> района УНД ГУ МЧС России по <адрес> о проведении проверки, по результатам которой установлены нарушения названного законодательства, допущенные администрацией *** поссовета. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.05.2004 № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» в состав территории МО *** поссовет входят земли населенных пунктов <адрес>, п.ст. <адрес>. Из информации предоставленной специалистами Территориального отдела надзорной деятельности <адрес> района УНД ГУ МЧС России по <адрес> следует, что в МО *** поссовет установлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В МО *** поссовет в <адрес> противопожарные расстояния от границы застройки городского и сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляет менее <количество> метров (лесной массив начинается непосредственно с границы застройки по <адрес> и <адрес>), что является нарушением ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В п.ст. <адрес> в нарушении ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» лесной массив начинается непосредственно с границы застройки с левой стороны от железнодорожных путей. Кроме того, в нарушении п. 31 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму. Определением Аскизского районного суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен Государственный комитет по лесу <адрес>. В судебном заседании помощник прокурор <адрес> Холявко А.В., действующий на основании распоряжения, исковые требования уточнил, просил суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в срок до <дата>, путем создания противопожарных барьеров в поселке <адрес> по <адрес>- протяженностью <количество> метров, по <адрес>,№,№- протяженностью <количество> метров, по <адрес>, дома с № по №-протяженностью <количество> метров, в поселке станции <адрес> от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов на расстоянии не менее <количество> метров и провести с ответственным за пожарную безопасность обучение по пожарно-техническому минимуму. Представитель ответчика администрации *** поссовета Коробова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - начальник Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> -главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Сагалаков К.А., действующий на основании удостоверения, в судебном заседании выразил согласие с доводами прокурора о необходимости устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории администрации *** поссовета. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного комитета по лесу <адрес> Журба М.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований истца, указав, что предложенная истцом мера обеспечения противопожарного расстояния до лесных массивов путем создания противопожарных барьеров, включающих очистку прилегающей к поселению территории лесного фонда от горючих материалов (уборку естественной захламленности, сухой травы, бытового мусора и т.д.), проведение минерализованных полос, при необходимости поднятие кроны хвойных пород деревьев в прилегающих насаждениях, наиболее целесообразна. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Из преамбулы к ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что настоящий федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. В соответствии со ст.19 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. При этом, в силу ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ч. 2 ст. 9 Закона Республики Хакасия № 34-ЗРХ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.05.2004 № 20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия» в состав территории МО *** поссовет входят земли населенных пунктов <адрес>, п.ст. <адрес>. Согласно ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Требования пожарной безопасности содержатся в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждены Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03). Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В силу п. 31 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Согласно акту проверки от <дата> №, составленному отделом надзорной деятельности <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, по адресу: <адрес>, на основании распоряжения № от <дата> была проведен внеплановая выездная проверка в отношении Администрации *** поссовет <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения в пгт. <адрес> (население <количество> человек, расположен в лесном массиве): противопожарные расстояния от границы застройки городского и сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляет менее <количество> метров (лесной массив начинается непосредственно с границы застройки по <адрес> и <адрес>) ( ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В п.ст. <адрес> (население <количество> человек, расположен в лесном массиве): противопожарные расстояния от границы застройки городского и сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных до лесных массивов составляет менее <количество> метров (лесной массив начинается непосредственно с границы застройки с левой стороны от железнодорожных путей) (ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности). В пгт. <адрес> <адрес>: ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму (п.3 ППБ 01-03 РФ, п. 31 Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645). В соответствии с предписанием Отдела надзорной деятельности <адрес> Главного Управления МЧС России по <адрес> № от <дата> вышеперечисленные нарушения ответчику установлены срок до <дата> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Согласно акту обследования от <дата>, инспектором ОНД <адрес> ФИО6 провдено обследование населенных пунктов *** поссовета по соблюдению пожарной безопасности, по результатам которого установлено в <адрес> требуется провести вырубку лесных насаждений по следующим улицам, прилегающих вплотную к лесному массиву: <адрес> протяженность участка <количество> м; <адрес> - протяженность участка <количество> м; <адрес> с№ по № - протяженность участка <количество> м., производить вырубку лесного массива не целесообразно по следующим улица, прилегающих вплотную к лесному массиву: <адрес>. В материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие о соблюдении администрацией *** поссовета положений ч. 15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 31 Приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645, а также о совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, закрепленные ч.1 ст.20, ч. 1 ст.40, ст.42 Конституции РФ. Следовательно, исходя из законной обязанности администрации *** поссовета по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и отсутствие доказательств устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, а также возражений относительно заявленных требований, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Таким образом, суд находит разумным предложенный истцом срок для устранения ответчиком выявленных нарушений до <дата>. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать администрацию *** поссовета устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в срок до <дата>, путем создания противопожарных барьеров в поселке <адрес> по <адрес>- протяженностью <количество> метров, по <адрес>,№,№- протяженностью <количество> метров, по <адрес>, дома с № по №-протяженностью <количество> метров, в поселке станции <адрес> от границы застройки сельского поселения с одноэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов на расстоянии не менее <количество> метров и провести с ответственным за пожарную безопасность обучение по пожарно-техническому минимуму. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд РХ. Председательствующий Т.Э. Булавина Мотивированное решение изготовлено <дата>. Судья Т.Э. Булавина